Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Тоннель под Босфором - дорога из прошлого в будущее

Стамбул, столица трёх бывших империй, - единственный город в мире, расположенный на двух континентах. Некоторые памятники его великой истории сохранились, но большая их часть скрыта под оживлёнными современными улицами.

Ныне в этом огромном мегаполисе живет больше 11 миллионов человек, 2 миллиона из них ежедневно вынуждены пересекать Босфор, узкий пролив длиной 30,5 км, соединяющий Черное и Мраморное моря. Чтобы решить транспортную проблему, весной 2004 года международный инженерный консорциум приступил к воплощению проета «Мармарай». Этот проект, оцененный в 3,5 миллиарда долларов, который специалисты назвали инженерным проектом века, был разработан под руководством министерства транспорта Турции. Японские и турецкие подрядчики приступили к строительству железнодорожной системы, главным звеном которой является уникальный тоннель под Босфором длиной 1 км 900 м, пролегающий на глубине 55 м. Это самый глубоководный тоннель в мире. Цель этого грандиозного проекта заключалась в том, чтобы впервые соединить два континента скоростной железнодорожной линией. Дополнительная трудность заключалось в том, что Босфор находится в сейсмически активной зоне, в 16 км от него расположен Северо-Анатолийский разлом.

В 2005 году при подготовке к укладке подводного тоннеля инженерам пришлось снести ряд прибрежных зданий в Хелкали, пригороде Стамбуле на европейской стороне. Потом они начали вбивать в землю сваи. При этом были обнаружены руины удивительного сооружения - огромного порта, построенного римлянами в IV веке н.э. Строительные работы пришлось приостановить. Турецкие археологи под руководством профессора Уфука Качабаша откопали стены древнего порта и нашли тысячи бесценных артефактов. Главной находкой стали остовы тридцати четырех древних кораблей. Все они потерпели крушение в Босфоре в течение четырехсотлетнего периода существования порта. Одно из затонувших судов, большой византийский торговый корабль, чей возраст приближается к тысяче лет, сохранился полностью вместе с грузом. Археологи окрестили его «Константинопольским подарком», так как название корабля начиналось на букву «К», остальные буквы не удалось разобрать. Возможно, корабль был назван в честь императора Константина.

То, что остовы затонувших в древности кораблей сохранились, археологи объясняют просто. Виновата речка Байрам-паша, которая в византийские времена называлась Ликус. Она нанесла на дно Босфора почву, которая покрыла корабли. Господствующий над проливом южный ветер также в течении столетий засыпал песком обломки кораблекрушений.

Удивительно, что некоторые корабли затонули без повреждений. Одно из затонувших судов, большой византийский торговый корабль, чей возраст приближается к тысяче лет, сохранился полностью вместе с грузом. На борту остались амфоры, характерные для IX - X веков н.э. В них сохранились зернышки винограда, что свидетельствует о том, что в амфорах перевозили вино. Скорее всего, купцы везли хмельной напиток из Греции в Константинополь. Сохранились даже личные вещи капитана, плетеная из камышей корзина, в которой лежали вишневые косточки, глиняный кувшин и кубок для вина. Сохранилась также угольная печка, на которой, видимо, готовили еду. Можно предположить, что вишней накануне своей гибели лакомился капитан.

Видимо, купец приказал бросить якорь на ночь, укрывшись в естественной бухте рядом с портом. Капитаны всех кораблей, швартующихся в порту, платили сбор за стоянку и налог за товар. Вероятно, капитан не хотел платить высокий портовый сбор и потому рискнул переночевать в глубоководной бухте пролива. Это его и погубило! Неожиданно в роковую ночь на Босфоре разбушевался шторм. По другой версии на берега Босфора обрушилось цунами. Именно поэтому корабль мгновенно затонул.

Археологи опустили деревянный остов корабля в бак с пресной водой для удаления соли. Затем они разобрали его по дощечкам, сделав подробный чертеж. Около тысячи лет назад происходил переход от древних методов строительства кораблей к средневековым. Археологи выяснили, что византийские судостроители сначала крепили доски обшивки, а затем собирали каркас корабля. При этом деревянные части и мачты снимались с более старых кораблей. Парус был треугольным, а не квадратным, как в более древние времена.

Император Константин в 330 году н.э. перенес столицу Римской империи в Константинополь, на место бывшего Византия. Около 400 года н. э. строительство города было закончено. Город стал огромным политическим, торговым, транспортным центром. Сюда торговцы везли пшеницу из Египта, оливковое масло из Сирии, вино из Греции, шелка из Китая, золото, серебро, благовония, пряности из Индии. Все эти товары разгружались в порту. Развалины этого порта и были обнаружены при строительстве современного подводного тоннеля.

Но это не единственная археологическая находка. Строители наткнулись также на каменные руины древнего поселения. Из исторических документов известно, что первое поселение на месте современного Стамбула возникло в VII в до н.э., это была греческая колония. Однако возраст обнаруженных руин оценивается в 8 тысяч лет. По-видимому, это были первые земледельцы, поселившиеся в районе нынешнего Стамбула. Регион подвержен геологическим изменениям, которые вызывают резкие изменения уровня моря. Геологи считают, что когда-то Мраморное море было озером, а Босфор рекой. Древние люди могли перейти ее вброд. Видимо, они пришли из Азии, переправились через реку и основали поселение на месте современного Стамбула. Затем, в конце ледникового периода, когда материковые ледники таяли, произошел резкий подъем уровня моря. Глубокую долину Босфора затопила вода. Людям пришлось осваивать искусство мореплавания. Со временем Босфор стал важным транспортным маршрутом. При императоре Константине город полностью контролировал движение через пролив, а его порт, который назывался Феодосия, стал центром этого движения. Однако к XII веку н.э. акватория порта превратился в болото. По одной из гипотез это было вызвано тем, что в течение семисот лет впадающая в Босфор река наносила ил. А может быть, виновато стихийное бедствие. Археологи установили, что пятнадцать из обнаруженных древних кораблей затонули в одно время и были сильно вдавлены в дно. Профессор Качабаш считает, что трагедия была вызвана цунами. После этого бедствия порт Феодосия перестал функционировать.

Итак, для турецких археологов воплощение проекта «Мармарай» принесло удачу. В течение нескольких лет они занимались консервацией остовов кораблей и артефактов, а также консервацией руин древнего поселения. Однако для строителей находка древностей обернулась огромными убытками. Проект пришлось изменить, чтобы не нанести урон руинам.

В настоящее время археологи закончили свою работу, реализация проекта «Мармарай» идет полным ходом.

Проект, собственно, уже завершён, в 2012 году будет открыто курсирование поездов.

Иван РЫБАКОВ







Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты