Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Храм на дне вулканического озера

Роберто Самайоа ещё в детстве слышал легенды о храме в одном гватемальском озере. Он упорно нырял, осматривал дно, и ему казалось, что на дне действительно что то есть. Для проведения исследования у него не было ни собственных денег, ни других возможностей. Мальчик вырос и стал археологом. Роберто Самайоа Асмус сделал сенсационное открытие - он обнаружил храм майя, служивший местом паломничества.

Живописные окрестности третьего по величине в Гватемале озера Атитлан хорошо знакомы археологу Роберто Самайоа Асмус - он часто бывал там в детстве. На берегу озера жили его дедушка, выходец из Германии, и бабушка, местная уроженка. Мальчик проводил у них каникулы и все свободное время пропадал на озере. «Я полюбил это озеро на всю жизнь», - говорит Самайоа.

Он никогда не забывал о колдовском озере своего детства. В течение многих лет он приезжал туда на выходные, научился нырять с аквалангом. «В общей сложности я провел под водой более двух тысяч часов», - рассказывает Роберт Самайоа.

Однажды Самайоа наткнулся на дне озера на интересную структуру, напоминавшую затонувший остров. Примерно в пятистах метрах от берега на ровном плоском дне начинается возвышение. Округлая вершина находится всего в пятнадцати метрах под поверхностью воды, а основание холма лежит на глубине 60 метров. «На этом «острове» я нашел археологический материал», - рассказывает Самайоа. Этот материал относится к среднему и позднему доклассическому периоду истории майя, который охватывает промежуток между 1200 до н.э. и 250 н.э.

ДЕЛО РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

Поднимался ли в древности этот холм над поверхностью озера? Если это был остров, майя могли его посещать или даже поселиться на нем.

Гватемальский археолог даже не сразу смог оценить масштабы и значение своего открытия. «Прошло немало времени, пока я заметил, что нагромождения камней на острове не беспорядочные, как бывает в природе, а созданы человеческими руками». Только тогда, когда он открыл стелу — стоящий вертикально камень с высеченными на нем значками, археолог понял, что камни уложены в определенном порядке.

Значит в старинных легендах о затонувшем храме в озере, которые рассказывала ему гватемальская бабушка, была какая-то реальная основа?

Сначала открытием археолога-любителя никто не заинтересовался. У местных жителей хватает других забот. До 1996 года в Гватемале бушевала растянувшаяся на 36 лет гражданская война. В ходе этой войны гватемальское правительство постоянно преследовало потомков майя, потому что они поддерживали антиправительственные вооруженные отряды. Во многих деревнях на озере Атитлан до сих пор преобладает культура майя. Там живут, главным образом, этнические группы цутухиль и какчикель. В одном только городе Сантьяго-Атитлан во время войны бесследно пропало триста индейцев майя. «Марш мира» к военной базе на окраине города в 1990 году закончился избиением безоружных демонстрантов. Под конец военные в упор расстреляли участников мирного шествия. Среди демонстрантов было много раненных и тринадцать убитых.

ОПАСНОСТЬ РАЗГРАБЛЕНИЯ

Во время войны у Самайоа не было возможности представить общественности свои находки. Когда война закончилась, он решил своей работой способствовать повышению культурного самосознания потомков майя, к которым он сам тоже отчасти принадлежит. «Я всегда думал, что спасение артефактов майя с подводного острова в озере Атитлан может послужить сохранению культурной идентификации жителей региона Атитлан». Самайоа обратился со своими находками в Институт антропологии и истории государственного Университета Сан-Карлос (Universidad de San Carlos). Но поскольку денег на научное обследования места находок в университете не нашлось, никто из ученых не стал заниматься островом в озере Атитлан. Самайоа сильно опасался, что в отсутствии археологов на озере могут появиться грабители, привлеченные сообщениями об артефактах древней культуры майя.

В 2000 году Самайоа, не надеясь больше на университетскую науку, взял дело в свои руки. Он основал Музей археологии озера Атитлан, в котором выставлено более ста предметов доклассического, раннего классического и позднего классического периодов культуры майя, найденных им на дне вулканического озера Атитлан. Город на дне озера теперь носит имя его первооткрывателя. Самайоа назвал его Самабах в честь самого себя. Мало-помалу ученые и общественность разных стран начали проявлять интерес к древним памятникам майя в озере Атитлан. Три года назад Роберто Самайоа удалось получить финансовую поддержку от американского частного фонда. Наконец появилась возможность рассмотреть, что же там действительно находится на дне озера. Был заключен договор со специализированной фирмой, которая произвела картографирование участка дна озера Атитлан. С помощью гидролокаторов исследователи сделали снимки (с высоким разрешением) подводного острова. Согласно измерениям, на острове находилось поселение площадью 400 квадратных метров. Ученые предполагают, что более двух тысяч лет назад посредине озера начал подниматься новый вулкан. Вулканическая активность вызвала резкий подъем уровня воды в озере и остров вместе с постройками ушел под воду.

МЕСТО ОТПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТА?

Летом 2009 года в озере работали подводные археологи. Древнее поселение обследовала экспедиция ученых из Университета Сан-Карлос под руководством Сони Медрано. Археологи нашли шесть монументов, связанных с религиозным культом, и четыре алтаря. «Но там их, наверняка, гораздо больше. Это означает, что на острове находилось очень важное культовое место», - говорит Соня Медрано. Кроме культовых объектов, исследователи обнаружили также развалины жилых домов. По подсчетам специалистов, на острове жило около ста пятидесяти человек. - «В хижинах лежало множество предметов религиозного культа». Этих предметов было гораздо больше, чем обычно находят в археологических раскопках поселений майя соответствующих исторических периодов.

ОСТРОВ ПАЛОМНИКОВ?

Сосуды и статуи в островном поселении сохранились очень хорошо, есть и совсем целые. По мнению исследователей, это указывает на то, что обитатели острова спасались бегством и покинули свои дома второпях, не успев собрать и унести сбои пожитки.

Загадка подводного острова еще далека от объяснения. «Поселение очень древнее», - говорит первооткрыватель Самайоа. Оно основано в то самое время, когда, если верить содержанию рукописи «Пополь вух», священному писанию майя, цивилизация майя только зарождалась. На систематическое исследование поселения на дне острова Атитлан, по-прежнему не хватает денег. «Сейчас мы достигли кратковременного соглашения с одной организацией, которая хочет снять документальный телевизионный фильм», - говорит Самайоа. - «Однако денег хватит только на один месяц, на время съемок фильма. А после этого мы останемся совсем на мели».

Галина СИДНЕВА







Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты