Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Боги умеют ждать...

В восточной части Средиземного моря, примерно на полпути между Грецией и Египтом лежит остров Крит, протяжённостью 250 километров, где блпгодатные долины чередуются с живописными горами, и чья история уходит вглубь веков.

Еще у древних греков бытовало предание о сильной державе критского царя Миноса и его великолепном дворце, в подземелье которого искусный мастер Дедал построил Лабиринт, где обитал Минотавр - чудовищный полубык-получеловек, родившийся от связи супруги царя Миноса с белым священным быком, посланным богом Посейдоном, повелителем морей. Подвластные Миносу Афины были обязаны раз в девять лет присылать на съедение Минотавру семерых прекрасных юношей и девушек. Конец этому кошмару положил греческий герой Тесей, который убил Минотавра, а затем сумел выбраться из Лабиринта с помощью путеводной нити, которую тайно вручила ему влюбленная в него Ариадна - дочь царя Миноса...

Согласно другой древнегреческой легенде, остров Крит был славен еще и тем, что именно здесь родился будущий глава олимпийской семьи богов, отец богов и людей - Зевс.

Произошло это событие якобы в горной пещере глубиной около 90 м, недалеко от селения Малия...

Прошли века и тысячелетия, но даже в конце XIX века европейским ученым было известно о древнем Крите немногим больше.

Настоящий прорыв в этой сфере произошел на рубеже XX века, когда английский археолог Артур Эванс начал раскапывать в центральной части северного Крита так называемый Кносский холм.

Выбор места для работы экспедиции оказался чрезвычайно удачным! Удивительные находки начались буквально с первого же дня!

А вскоре стало ясно, что холм Кносс скрывает под собой развалины великолепного дворца, в котором, как доказал в скором времени Эванс, правил три с половиной тысячелетия назад легендарный царь Минос.

В течение пяти лет экспедиция Эванса выполнила колоссальный объем работ. В значительной степени был раскопан дворец - грандиозное трехэтажное здание, занимавшее площадь около двух гектаров. В нем было несколько сот парадных, жилых и хозяйственных помещений, искусно расположенных вокруг обширного внутреннего двора и имевших систему водопровода и канализации.

К сожалению, время не пощадило верхних этажей, сохранив лишь парадный тронный зал, помещение с бассейном, а также площадку дворцового театра, рассчитанного на пятьсот зрителей. Зато отлично сохранились многие помещения нижнего этажа, где размещались царские канцелярии, казнохранилища, продовольственные камеры, мастерские придворных ремесленников.

Где-то здесь, утверждал Эванс, мог находиться и легендарный Лабиринт...

В галереях сохранились также остатки настенных фресок, мотивы которых переплетались с мифами о царе Миносе, его дочери Ариадне, мастере Дедале и его сыне Икаре, о страшном существе с бычьей головой Минотавре, а также о герое Тесее, победившем чудовище...

В толще этого же холма экспедиция Эванса обнаружила оригинальные фаянсовые статуэтки, получившие название «Богини со змеями».

Эти фигурки склонили ученого к однозначному выводу о том, что жители древнего Крита поклонялись женскому божеству - богине-матери, великой прародительнице, владычице над людьми, животными и растениями...

Раскопки на Крите Эванс вел вплоть до 30-х годов. Он прожил долгую жизнь, скончавшись в 1941 году в возрасте 90 лет, успев обобщить результаты своего многолетнего труда на ниве археологии в четырехтомном сочинении «Дворец Миноса».

Главная его мысль заключалась в том, что культура на острове Крит была для своего времени более развита и блестяща, чем у соседей, и даже превосходила по своему уровню культуру древней Месопотамии.

Эту неизвестную прежде доэллинскую культуру, расцвет которой состоялся задолго до возникновения Рима, Эванс назвал минойской, по имени царя Миноса, или критской. Его коллеги - историки и археологи приняли этот постулат безоговорочно, хотя по поводу некоторых частных выводов Эванса выражали сомнения. Так или иначе, сэр Артур Эванс ввел среди археологов своеобразную моду на Крит. Сюда зачастили другие экспедиции.

Вторая мировая война, когда Крит оказался в зоне активных боевых действий, внесла, разумеется, перерыв в эту работу, но едва наладилась мирная жизнь, как археологи снова один за другим потянулись на удивительный остров, о котором еще Аристотель писал: «Крит лежит как бы в центре моря - близко от берегов Европы, Азии и Африки, поэтому он как бы предназначен к первенствованию». И новые открытия не заставили себя ждать, открытия, которые продолжаются до наших дней.

Еще в середине 80-х годов прошлого века экспедиция археолога Сэнди Макгилливрэя приступила к раскопкам в районе Палекастро - древнего поселения на восточном берегу Крита. Здесь были обнаружены развалины античного здания, которое по своим масштабам не уступало дворцу царя Миноса. Его раскопки, ведущиеся с предельной осторожностью, сантиметр за сантиметром, продолжаются и сейчас.

Именно здесь, в Палекастро, весной 1987 года Макгилливрэя с коллегами ожидала находка, которая позднее побудила взглянуть по-новому на историю древнего Крита. Началось с того, что один из рабочих выкопал из земли некий предмет. Когда его очистили от налипших частиц грунта, то оказалось, что он представляет собой крупный фрагмент статуетки из слоновой кости с позолотой - часть торса и руку. В тот же день рядом нашли выполненный из золота фрагмент одежды, явно принадлежавший этой же статуетке.

Макгилливрэй распорядился приступить к целенаправленному поиску на данном участке. Правда, поиск этот растянулся на несколько лет. Были тщательно просеяны тонны земли. Но игра, как говорится, стоила свеч.

Ученые нашли еще шесть фрагментов этой же статуэтки, которые дополняют друг друга. Статуэтка изображает застывшего в сосредоточенной позе юношу. Эта находка получила название курос, или коурос (на древнегреческом языке kouros означает «юноша, отрок»). Ее подлинность не вызывает сомнений, ибо Макгилливрэй, как истинный профессионал, документировал и снимал на камеру все важные этапы работ.

К сожалению, говорить о полной реставрации статуэтки высотой около полуметра не приходится даже сегодня, ибо недостает еще многих деталей, фактически отсутствует и лицо, хотя найдены глаза из горного хрусталя. Ясно только, что это произведение искусства, чей возраст насчитывает 3,5тысячи лет, является подлинным шедевром античного мастера.

Но тут возникает вопрос: почему древний шедевр оказался в столь плачевном состоянии, и почему его фрагменты разбросаны на столь значительной площади?

Археологи пришли к выводу, что курос сначала был варварски разбит, раздроблен на части, а затем эти осколки были выброшены из помещения силой взрыва. Но помилуйте, какой же взрыв мог произойти на Крите в античную эпоху, когда в Европе еще понятия не имели о порохе?

Версия Макгилливрэя и его коллег на этот счет такова. Враги, ворвавшиеся во дворец, сорвали фигурку с места и раздробили на части, ударяя о выступающие острые углы. Затем в помещение были внесены и подожжены легковоспламеняющиеся материалы, после чего входные двери закрыли. Когда же двери снова открыли, то из-за притока свежего воздуха пламя полыхнуло, и произошел взрыв, выбросивший наружу осколки куроса, которые рассеялись, таким образом, на значительной площади. Но чем же небольшая статуэтка не угодила нападавшим, что они устроили ей некую ритуальную казнь? Макгилливрэй и его сотрудники полагают, что фигурка изображала какое-то особо почитаемое среди островитян языческое божество, неизвестное современной исторической науке.

«Если бы сэр Артур Эванс увидел эту фигуру, он никогда не стал оы утверждать, что религией минойцев был матриархат», - добавил археолог.

Ученый считает, что курос - это критский Зевс, имевший свои особенности, роднившие его в большей степени с древнеегипетскими богами, чем с тем Зевсом, которому поклонялись в материковой части Греции. В отличие от олимпийского Зевса, курос не бессмертен, он может умереть, но затем всегда возрождается к жизни.

Этих особенностей, вероятно, не желали принимать разрушители, которые, скорее всего, были выходцами из древнего города Микены в южной Греции, столицы царя Агамемнона, предводителя греческого войска в Троянской войне. Около 1400г до н.э. микенцы внезапным нападением захватили Крит и разрушили его великолепные дворцы. Видя в изображении «чужого» Зевса не почитаемого ими бога, а идола, микенцы постарались разрушить его так, чтобы позднее его нельзя было собрать даже по частям.

Но курос, как видим, возродился снова, хотя и в неполном виде. Однако раскопки продолжаются, и, быть может, фигурка еще обретет свою полную завершенность. В настоящее время «критский Зевс» хранится в музее Ситии.

Что ж, боги умеют ждать.

Валерий НЕЧИПОРЕНКО







Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты