Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...








Интересные сайты:




Ушедшие под землю

История этого племени настолько обросла легендами, что сложно отделить вымысел от реальности, и трудно даже утверждать что-либо о существовании этого народа. о нём известно слишком мало, чтобы в деталях восстановить его историю. Но накопленных фактов вполне достаточно, чтобы сделать самые неожиданные выводы.

Если верить преданиям, есть такой народ чудь (или чудь белоглазая), который живёт глубоко под землёй. В толще гор эти люди ездят на собаках, пасут мамонтов или земляных оленей, выплавляют металл и куют оружие. Иногда они выходят из пещер, неожиданно появляясь в тумане и принося одним удачу, а другим — несчастье. Чудь может украсть ребёнка, навести порчу, внезапно появиться и тут же бесследно исчезнуть.

По страницам летописей

Чудь белоглазая

Термин «чудь» считается древнерусским названием нескольких финно-угорских, а возможно, германских или готских племён. Принято считать, что это название они получили за свой «чудной» язык, который не понимали соседи. Но следует учесть, что в те времена слова «чудь» и «чужой» имели одинаковое значение.

Об этом народе имеются сведения в Повести временных лет: «…варяги из за-морья обложили данью чудь, ильменских словен, мерю и кривичей…». Ещё одно летописное упоминание относится к удачному походу Вещего. Олега на Смоленск в 882 году: «…отправился в поход и взял с собой много воинов: варягов, ильменских словен, кривичей, весь, чудь…».

Известно, что в 1030 году Ярослав Мудрый совершил на чудь победоносный поход. В летописи записано: «…и победил их, и поставил город Юрьев». Спустя столетия информация об этом народе не исчезла, но перешла из летописей и исторических документов в литературные произведения, свидетельства путешественников и фольклор.

В начале 19-го века российский путешественник Иван Лепехин писал: «Вся самоедская земля в Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некогда древнего народа. Находят оные на многих местах: при озёрах, на тундре, в лесах, при речках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобными дверям. В сих пещерах обретают печи и находят железные, медные и глиняные домашних вещей обломки».

В 1837 году доцент минералогии Дерптского университета Александр Шренк обнаружил чудские пещеры в низовьях реки Коротаихи на севере России. Его открытие подтвердил просветитель ненцев (самоедов) отец Вениамин, который отметил, что «река Коротаиха замечательна обилием рыбных промыслов и чудскими земляными пещерами, в которых, по самоедским преданиям, когда-то в древности жила Чудь». Об этом же писали многие путешественники и в 20-м веке.

Так, в середине 1920-х годов Николай Рерих познакомился на Алтае с пожилым старовером, который привёл его на крутой холм и указал на старинные каменные круги. «Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришёл Алтай воевать, так и не захотела Чудь остаться под Белым царём… ушла под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернётся счастливое время… тогда придёт опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами».

В одном из своих первых рассказов уральский сказочник Павел Бажов написал о чуди, или «старых людях». По его мнению, это были высокие и красивые мужчины и женщины, живущие внутри гор в необычных по красоте жилищах. Самое поразительное, что они почти незаметны для других и при встречах с людьми тут же скрываются в подземных ходах и «закрывают гору». Многие исследователи считают, что описанная писателем Хозяйка Медной горы не кто иная, как сказочная представительница самой чуди.

Таким образом, существование племени, которое когда-то реально жило на земле, подтверждается документально. Ненцы, предки которых были свидетелями существования в этих местах загадочного племени, утверждают, что оно ушло под землю (в сопки), но не исчезло. И сегодня здесь якобы можно встретить людей небольшого роста с белыми глазами, встреча с которыми не предвещает ничего хорошего.

Запретные сокровища

В русском фольклоре о кладах «чудская тема» занимает значительное место. Ещё в 19-м веке было широко известно, что чудь оставила множество кладов. Однако все эти сокровища заговорённые, и найти их могут только потомки самой чуди. Кроме этого, их якобы охраняют духи в самых разных обличьях. Кладоискатели утверждали, что на их пути вставали богатыри и медведи, появлялись странные старички, иногда зайцы и другие животные. Например, крестьяне Вятской губернии рассказывали, что на Шудякорском городище спрятаны слитки-подушки, но никто не возьмёт их: богатыри верховые на страже стоят. Старики даже предупрежда: и молодёжь, чтобы поздно вечером не ходили мимо этого места — «кони затопчут»!

В тексте другой старинной записи в селе Зуйкаре той же губернии написано про клад в Чудской горе на правом берегу Камы. Здесь растёт огромная и немного кривая сосна, а поодаль стоит трухлявый пень. Всякий раз, когда искатели подходили к сокровищам, поднималась страшная буря, не позволявшая даже приблизиться к золоту. «Счастливчикам», которым все же удалось пробиться в подземелья, пришлось встретиться с тамошними жителями. Их вид был настолько ужасен, что кладоискатели сходили с ума.

На Курострове, близ города Холмогоры, есть таинственное место — Холмогорский ельник, где, по старинной легенде, якобы находился «чудской идол» из серебра. В руках он держал большую золотую чашу. Но украсть его было невозможно, так как рядом стояли часовые, а к самому идолу вели пружины. Стоило дотронуться до него хоть пальцем, как пружины приводили в действие колокольчики, и те начинали звенеть. Тут же появлялась стража и хватала храбреца. А чудь затем поджаривала его на сковороде, принося в жертву своему драгоценному идолу.

Легенд, сказаний и баек про смельчаков, которые решились на поиски чудских сокровищ, «существует множество. Нет только сведений, что кому-либо посчастливилось их найти и разбогатеть. Наоборот, большинство из них повествует о печальной судьбе искателей фортуны. Часть из них погибает во время поисков, другие становятся калеками или сходят с ума, третьи вообще пропадают без вести в пещерах.

Возвращение народа

Судя по всему, народ под именем «чудь» реально существовал. Частью он был вытеснен и выбит славянским населением, а частью обрусел после крещения. В Шенкурском уезде Архангельской губернии рассказывали, что чудь, защищая свою землю от новгородцев, скрылась в лесах. Там они выкопали огромные ямы, которые перекрыли тяжёлыми крышами с камнями и землёй. Спустившись в них семьями, они подрубили подставки и таким образом покончили с собой. Об этом же рассказывают и другие аналогичные предания из других областей северной России. Получается, что легенды об уходе под землю целого народа находят свои реальные истоки.

Существует гипотеза, что чудь — это коми-пермяки до принятия христианства. Сегодня большинство учёных разделяют эту точку зрения. Однако некоторые этнографы чудью считают угров (хантов и манси). Есть также версии, что чудь — это древние арии, предки индоиранцев и даже индоевропейцев в целом.

Интересно, что финно-угорские и индоиранские языки имеют очень большой общий лексический пласт. По преданиям, в Пермском крае находились чудские городища, и именно здесь чаще всего находят бронзовые украшения и другие предметы, условно Объединённые названием «пермский звериный стиль», который имеет явно иранское влияние.

В 2002 году чудь была внесена в «Перечень национальностей и языков РФ». Правда, достоверно не известно, сколько человек отнесло себя к этой национальности. Но большинство людей, записавших себя как «чудь», проживают в Пинежском районе Архангельской области.

Нельзя не считаться с явлением мифологизации «чудского вопроса» в русском самосознании. Здесь речь идёт о внутреннем диалоге русского человека со своим финским прошлым, которое никогда не забывалось. Ведь есть же в Великом Новгороде Чудинцева улица, а в Киеве — Чудин двор. Есть также город Чудово, Чудское озеро, река Чудь, деревни с названиями Передние Чуди, Средние Чуди и Задние Чуди в Вологодской области. При желании список можно продолжить. А это означает, что загадочный народ никогда не уходил из русской истории.

Евгений ЯРОВОЙ










Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта: