Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...








Интересные сайты:



Абхазская «снежная дама» Зана и её потомки

Из истории поисков снежного человека

Название «снежный человек» - это перевод тибетского «метох кангми». А имя «йети» ему дали шерпы, народ, живущий в Непале, в центральной части Гималаев. Именно оттуда - из ареала высочайшей горной системы мира и примыкающего к ней Тибетского нагорья стали впервые поступать сведения об этих огромных человекоподобных существах устрашающего вида.

К середине XX века сообщения о встречах с йети стали приходить и из других регионов, как Азии, так и Европы и Америки, при этом не только из высокогорных районов, но и из равнинных лесных массивов и даже... с окраин крупных городов!

В СССР изучением снежного человека занялись в 80-х годах XX века. В 1981-83 годах газета «Комсомольская правда» организовала ряд экспедиций для поисков снежного человека на Памире, в предгорьях Гиссарского хребта. Они состояли, в основном, из специалистов-добровольцев (биологов, антропологов, геологов, криминалистов), тративших на это свои летние отпуска и личные средства. Им предоставляли необходимое оборудование: фото-и киноаппаратуру, звукозаписывающие устройства и другие приборы, а также средства связи. В беседе с журналистами, на которой мне довелось присутствовать, заместитель руководителя одной из таких экспедиций - «Гиссар-82» - Михаил Сергеевич Ельцин рассказывал, что исследователи не раз видели с близкого расстояния существо, покрытое густыми тёмными волосами, ростом более двух метров, с низко посаженной головой, почти без шеи, переходящей в туловище, с длинными, доходящими до колен руками. Было собрано большое количество вещественных доказательств его существования: слепки следов, отпечатки пальцев, экскременты и даже следы прикуса зубов на консервных банках. Все эти «вещдоки» прошли экспертизу в лабораториях МВД СССР и были признаны подлинными.

Но вот фото- и киносъёмки снежного человека не удались, хотя им занимались профессионалы. Изображения получились расплывчатыми, нерезкими, а во многих случаях пленки после проявления оказывались чёрными, словно засвеченными или, наоборот, прозрачными, будто бы их и не экспонировали. Причин такого брака установить так и не удалось.

В конце беседы М.С. Ельцин как бы вскользь упомянул о том, что в районе поисков неоднократно наблюдались аномальные атмосферные явления, не поддающиеся объяснению с научной точки зрения.

Летом 1984 года на Памире, в районе Гиссарского хребта работали ещё две крупных экспедиции: киевская, во главе с Игорем Михайловичем Тацлом и воронежская, которую возглавлял Генрих Михайлович Силанов.

Обе экспедиции собрали богатый фактический материал, подтвердивший, что в этом регионе действительно обитает «неопознанное» существо, именуемое снежным человеком, а также происходят разного рода странные события, как в небе, так и на земле.

Пленённая йети в роли рабыни...

В 1975 году, в абхазском селе Тхина, неподалёку от города Очамчиры, Игорь Бурцев, тогда - молодой учёный, а ныне ведущий криптозоолог России извлёк из земли череп уникального гибрида, потомка современного человека разумного и реликтового гоминоида - «снежной женщины» по имени Зана. О встречах с этим гибридом - живым - односельчане-старожилы помнят до сих пор. Звали его Хвит.

Местонахождение могил матери и сына, располагавшихся рядом, указали жители села, которые хоронили их обоих. Из женского захоронения (положенное в изголовье зеркальце указывало именно на прекрасный пол) извлекли резиновую калошу с отчётливым клеймом: 1888 год. Примерно в эти годы и умерла Зана.

Летом 2010 года в тех местах побывал московский журналист Савелий Кашницкий.

«Сам я не мог видеть Зану, - рассказал ему Аполлон Несторович Думава, старожил Тхины и бывший председатель сельсовета. - Она умерла за полвека до моего рождения. Но мои старшие родственники её помнили. Да и как забудешь такую соседку! Двухметрового роста, с длинными мощными руками, покрытыми шерстью, высокими, крутыми бёдрами, вызывавшими нескромные желания у местных мужиков, с отвисающими грудями, приплюснутым лбом, из-под которого пристально сверкали огромные красные глаза. Зана была «богатыркой» - играючи таскала к водяной мельнице 50-килограммовые мешки с зерном, подцепив их одной рукой».

Со слов отца, Аполлон Несторович сообщил, что Зану поймали в ущелье реки Адзюбжа. На неё охотился местный помещик. Она отличалась нечеловеческой хитростью и умела исчезать за мгновение до того, как должна была оказаться в сетях. Но охотник всё же перехитрил её. На поляне, куда наведывалась волосатая гостья, оставили красные мужские трусы. Пока она пробовала их надеть - то через голову, то через бёдра, её и повязали.

Пленницу назвали Заной («зан» - по-грузински «чёрный») и поселили в яме, обнесённой частоколом из заострённых брёвен. Она рычала, кидалась в донимавших её детей палками и комьями земли. И лишь через несколько лет, когда Зану немного приручили, её переселили в пацху - плетёный шалаш. Спала она на земле, выкопав себе углубление. Ела руками, так и не освоив миску с ложкой.

Ходила голой. Разговаривать не научилась, хотя на своё имя откликалась. Зана умела стягивать сапоги с ног своего хозяина Эдги Генабы, которому досталась после двух передариваний. И ещё мастерски подражала скрипу калитки, после чего по-детски радостно смеялась.

...и сексуальной партнёрши

Вокруг Заны жили далеко не ангелы. Местные жители поили её вином, «девушка» быстро хмелела, после чего проявляла мощную сексуальность. Любители побаловаться с всегда находились. Говорят, в ходе пьяных оргий Эдги Генаба учреждал приз для того, кто «оседлает» Зану. И призы не оставались без хозяев.

Родив первенца, Зана потащила его к источнику и стала промывать в ледяной воде. Младенец скончался. Такая же участь постигла второго её ребёнка. После чего жители Тхины догадались тотчас после родов отобрать новорождённого у незадачливой мамаши. Так дети начали выживать. Всего их выросло четверо - две дочери и два сына. Кого считать их отцами, не знали. Много лет спустя, накануне переписи населения, детей приписали Камшишу Сабекиа, который имел неосторожность признаться, что до свадьбы не раз «играл» с Заной.

Потомки-гибриды

Односельчане прекрасно помнят сына Заны - Хвита. Двухметровый гигант с пепельно-серой, как у матери, кожей, густыми курчавыми волосами и пухлыми «вывернутыми» губами, он прожил в Тхине почти всю жизнь и умер в 1954 году, немного не дожив до 70 лет. Его хорошо помнит и Аполлон Думава. Хвит, как и его матушка, не любил детей - наглых, вечно лазавших в его сад за виноградом и грушами. Однажды Хвит повздорил с родственником и набросился на него. Защищаясь, противник пустил в ход мотыгу и рассёк Хвиту правую руку вдоль локтя. Её пришлось ампутировать. Аполлон Несторович вспоминает, как этот недюжинной силы человек вспахивал свой участок, наваливаясь на плуг одной левой рукой.

Хвит был именно человеком: разговаривал, дважды женился, оставил потомство - двух дочерей и сына.

В абхазском городе Ткуарчал Савелий Кашницкий искал Раису Хвитовну Сабекиа. Ему не повезло: в прошлом году её убило током. Встретившись с её сыном Робертом Какубавой, журналист попросил разрешения переснять фотографии из семейного альбома.

Лица Хвита и его сестры наследуют черты Заны. У старшей дочери Хвита Татьяны лишь глубокие глазницы выдают родство с бабушкой. А вот Раиса и её брат Шалико - бесспорные дети Хвита: те же мощные нижние челюсти, выпирающие скулы, пухлые губы, тёмная кожа.

Так кто же они, эти метисы?

Игорь Бурцев за три десятилетия разыскал почти всех потомков Заны. Но главной целью учёного было найти саму Зану, вернее, её скелет и череп, а также останки Хвита.

Однажды, 35 лет назад, на кладбище села Тхина он уже выкопал женский череп. Но антропологический анализ неумолимо свидетельствовал: этот череп принадлежал негритянке, неизвестно какими перипетиями судьбы занесённой на Кавказ, но - человеку. А вот череп Хвита, который Кашницкий и Бурцев вместе с палеоантропологом Александром Беловым долго вертели в руках, лишь отчасти человеческий.

«Форма черепа, - поясняет Александр Иванович, - отличается от характерной для homo sapiens: у большинства современных людей череп имеет яйцеобразную форму, а этот - шарообразный. У Хвита высокие носовые кости, «убегающий» назад лоб, «лишняя» кость с горизонтальным швом на затылке, очень толстые, массивные стенки черепа, нижняя и верхняя челюсти выдвинуты вперёд. При жизни была мощная жевательная мускулатура.

Всё это позволяет предположить: череп имеет признаки аборигена Австралии, хотя принято считать, что люди такого типа никогда не жили в Евразии.

Посмотрите, зубы Хвита мощнее, чем у современного человека. Возможно, имелись промежутки между зубами, куда входили клыки противоположного зубного ряда. Это характерно для некоторых видов древних людей».

Их уникальные способности

Упомянутое наблюдение Белова согласуется со словами Аполлона Несторовича Думавы:

«Я сам видел, как Шалико, сын Хвита, зажимал зубами край столешницы празднично накрытого стола, поднимал его и танцевал. У него это получалось благодаря наличию двух параллельных рядов зубов: коренные выросли рядом с молочными».

Игорю Бурцеву жители Тхины рассказывали, как Шалико танцевал, держа в зубах спинку стула с сидящим на нём человеком.

Александр Белов обращает внимание на бугристую поверхность черепа. Некоторые отделы мозга работали с особым усилием. К примеру, Хвит отлично анализировал зрительную информацию, превосходно ориентировался в пространстве. Зато лобные зоны, отвечающие за логику и аналитическое мышление, действовали слабее. А хорошо развитая зрительная кора говорит о его эмоциональной возбудимости и, возможно, паранормальных способностях.

Был ли сам Хвит телепатом - неизвестно. Зато сохранились рассказы о том, что даром предвидения отличалась его мать Зана, потому-то её долго и не могли поймать. Не исключено, что эти способности передались и её потомкам.

Роберт Какубава, правнук Заны, рассказал Савелию Кашницкому, что его мама Раиса Хвитовна обладала феноменом кожного зрения. Ей завязывали глаза, расстилали перед ней на полу газету. Рая снимала обувь, ставила ступни на газету и без запинки читала текст.

Исследования и споры продолжаются

«Ещё один признак, роднящий череп Хвита с неандертальцами, - поясняет Белов, - форма глазниц. Они опущены к внешним краям. Это нехарактерно для наших прямых предков-кроманьонцев».

Исследователи ещё раз внимательно всматриваются в лица потомков Заны (а всего они пересняли из альбомов и сфотографировали «живьём» 14 человек) - почти у всех глаза «домиком».

«У человека нижний обвод челюсти имеет форму подковы, - продолжает Белов, - у неандертальцев - форму буквы «П», а у Хвита - нечто среднее: парабола с «полочкой».

Общий вывод палеоантрополога таков: череп Хвита сочетает в себе признаки современного человека и неандертальца. Причём выражены признаки деградации, а не эволюции, на которой настаивал «главный идеолог» науки о происхождении человека Чарлз Дарвин. В общем, череп уникальный.

Так кем же всё таки была Зана?

Игорь Бурцев склоняется к тому, что представительницей неандертальцев. Александр Белов видит некоторые неандертальские черты у её сына - гибрида с человеком современного вида.

У этих учёных различное мнение и о том, остался ли снежный человек в прошлом или продолжает скрываться в труднодоступных местах планеты. Криптозоолог Бурцев убеждён: в мире скрываются тысячи особей снежного человека. Они оставляют особые следы в виде надломленных и скрученных деревьев, каковые учёный лично осматривал во многих регионах России, и видел фото подобных следов в Америке и Австралии. Если лесные следы - дело рук снежного человека, значит, он обитает и на Вятке, и в Горной Шории, в костромских и вологодских лесах...

Палеоантрополог Белов полагает, что в эпоху глобализации люди не оставили снежному человеку места для жизни и таких особей, как Зана, больше не будет. Зато в лесах и горных теснинах скрываются деграданты - люди, которые сознательно ушли из социума, предпочтя дикую, одинокую жизнь. Многочисленные случаи встреч очевидцев с «дикарями» Белов объясняет именно так: попадались одичавшие «бомжи».

И ещё о контактах со снежными людьми

Жители индийского штата Кашмир утверждают, что снежные люди нередко воруют девушек, насилуют их и превращают в жён. Причём, когда родственники находят пленниц и пытаются вернуть их домой, те проявляют строптивость и остаются с волосатыми «мужьями». Как видно, снежный человек либо мастерски зомбирует партнёра, либо проявляет сверхнеординарную сексуальность.

Случаи скрещивания снежного человека с людьми наблюдаются в Тибете. При этом, когда рождается темнокожий волосатый младенец, его относят в лес - к «своим».

По преданию, однажды наш великий писатель Иван Сергеевич Тургенев, купаясь в пруду, увидел огромную волосатую женщину, которая принялась его преследовать. Писатель кинулся от неё прочь - она с видимой лёгкостью его догоняла. Спас Тургенева пастух, кнутом отогнавший распоясавшуюся самку. Об этом случае Тургенев рассказал другому великому писателю - Мопассану, который положил этот сюжет в основу своего рассказа.

А в 1989 году семейство снежных людей видели в Саратовской области. Причём, если самец был волосатым и длинноруким, то его партнёршей и матерью детёнышей оказалась «нормальная» женщина. Правда, контакта с людьми она активно избегала.

Вадим ИЛЬИН










Предыдущая     Статьи     Следущая