Навстречу обитателям экзопланет

По мнению современных учёных, мы недостаточно быстро приближаемся к тому времени, когда межзвёздные перелёты наконец-таки станут реальными. Как прогнозируют некоторые специалисты, это может произойти уже в ближайшие столетия. При условии, разумеется, активного развития научного прогресса в данном направлении.

Когда-то лишь с помощью сверхмощного телескопа «Кеплер» астрономам удалось отыскать на просторах Вселенной 54 экзопланеты, и исследователи считают, что эти космические тела потенциально обитаемы.

Ответы слишком далеки

Варп двигательЭто так похоже на учёную публику — всерьёз говорить о реальности обнаружения жизни в иных мирах и до сих пор не дать твёрдого, аргументированного ответа на наиглавнейший в этой связи вопрос — так одиноки ли мы во Вселенной или всё-таки чуточку наоборот? В качестве оправдания своей многолетней неопределённости исследователи далёкого и, с точки зрения диалектического материализма, маловероятного пространства ссылаются на очень большие расстояния, отделяющие Солнечную систему от мест, обжитых ближайшими соседями землян.
Есть такая, считаемая, к слову, специалистами «перспективной» планета Gliese 581g, располагающаяся от Солнечной системы на расстоянии в 20 световых лет. Это недалеко по космическим меркам, но для землян путь абсолютно непреодолимый: нет ещё у нас пока таких технологий. Большое количество экзопланет, расположившихся в радиусе до 100 световых лет от Земли, очень занимает крупных учёных-астрофизиков, да и у простых обывателей, любителей научно-популярной литературы, вызывает необычайно живой интерес. Есть мнение, что эти планеты со временем заставят абсолютно по-другому взглянуть на прежде кажущуюся совершенно нереальной идею покорения межзвёздных пространств.

Прогрессу нужен двигатель

Невозможно куда-либо лететь, будь то соседний город или же «неподалёку» расположенная галактика, если в пилотируемом аппарате отсутствует двигатель. Поэтому главная задача, которую ставят сейчас перед собой космологи и инженеры, — создать принципиально новый двигатель, позволяющий жителям Земли преодолеть астрономические расстояния за относительно небольшие отрезки времени. Правда, о том, чтобы совершать межгалактические перелёты, разговоры пока не ведут. Для звездолётчиков-первопроходцев поначалу и исследования нашей родной галактики — Млечного Пути — будет вполне достаточно.
Что есть Млечный Путь? Если совсем просто — большое количество звёзд с вращающимися вокруг них планетами. Самая близкая к Солнцу из этих звёзд — Альфа Центавра. От неё до Земли лететь 4,3 световых года или, при пересчёте на земные измерения, — 40 триллионов километров. Предположим, ракета, имеющая обыкновенный двигатель, вылетает с нашей планеты прямо сейчас. А Альфа Центавра аппарат достигнет не ранее чем через 40 тысяч лет!
Само собой, не об осуществлении подобной космической миссии надо сегодня думать. У Марка Миллиса, бывшего главы проекта NASA, занимавшегося созданием передовых технологий при конструировании двигателей и основателя фонда Таи Zero, своя точка зрения на эту проблему. Он полагает, что учёные ещё нескоро придут к тому, чтобы создать двигатель нового поколения. Понапридумывали на сегодня множество различных теорий и гипотетических конструкций, но что из этого многообразия реально пригодится в будущем, неизвестно. Из-за этого разброса мнений разработчиков двигателей, по мнению Миллиса, бессмысленно акцентироваться лишь на какой-либо одной технологии.
Современные учёные считают, что для осуществления полётов космических кораблей будущего можно использовать термоядерный двигатель, солнечный парус, двигатель на антиматерии или двигатель искривления пространства-времени (так называемый варп-двигатель, о нём отлично осведомлены поклонники сериала Star Trek). К слову, варп-двигателю прочат большое будущее — согласно теоретическим выкладкам, он когда-нибудь сделает реальными перемещения в космосе быстрее скорости света, что, в свою очередь, позволит людям и путешествовать во времени.
Обо всех перечисленных технологиях всего лишь говорится, а то, как их применять и воплощать в жизнь, исследователи не имеют представления. Поэтому не ясно, какую же именно технологию предпочтительнее всего реализовывать.
Справедливости ради следует отметить, что, к примеру, солнечные паруса уже успели применить в космических полётах — впервые такой парус был развернут на российском «Прогрессе М-15» в феврале 1993 года в рамках реализации проекта «Знамя-2». А в мае 2010 года Японским космическим агентством была запущена ракета-носитель H-IIA с космическим аппаратом IKAROS на борту. «Икарос» имел солнечный парус и метеорологический аппарат для изучения атмосферы Венеры.
Однако вышеперечисленные солнечные паруса для того, чтобы осуществить пилотируемую миссию межзвёздных перелётов, не годятся — для этого необходим громадный парус, имеющий размеры, сопоставимые с территорией Архангельской области.
По принципу работы солнечный парус фактически неотличим от ветряного, разница только в том, что роль воздушных потоков для солнечного паруса выполняют сверхсфокусированные лучи света, которые испускает мощная лазерная установка, вращающаяся вокруг Земли.

Проектов много, денег мало

Как говорится в пресс-релизе фонда Таи Zero, написанном Марком Миллисом, истина где-то между уже показавшими себя солнечными парусами и совершенно умозрительными проектами типа варп-двигателя.
Немаловажен и финансовый аспект. «Необходимо проводить научные открытия и медленно, но верно двигаться к намеченной цели. Чем больше людей мы сможем заинтересовать, тем большие объёмы финансирования привлечем, именно финансирования в настоящее время катастрофически не хватает» — так считает Миллис.
Миллис убеждён: финансы для реализации серьёзных проектов необходимо искать в любых возможных направлениях и не надеяться на неожиданное вложение целого состояния в подобные амбициозные исследования.
Среди современников можно найти огромное количество энтузиастов, убеждённых в необходимости построения будущего уже сегодня, без оглядки на несовершенство изобретаемых для этого технологий. По мнению Ричарда Обузи, президента и сооснователя компании Icarus Interstellar, «…межзвёздные перелёты — это международная инициатива многих поколений людей, которая требует огромных интеллектуальных и финансовых затрат. Уже в наши дни мы должны инициировать необходимые программы, для того чтобы через сотню лет человечество смогло вырваться за пределы нашей Солнечной системы».
Безусловно, такие межзвёздные перелёты потребуют затрат огромного количества энергии, и сегодня человечеству трудно даже представить, какие это объёмы. Вместе с тем неразумное пользование энергией способно причинить непоправимый вред и Земле, и другим планетам, куда астронавты собираются лететь. С учётом даже всех вышеперечисленных проблем и препятствий Обузи с Миллисом убеждены, что человеческая цивилизация имеет достаточно шансов для преодоления пределов собственного зелёного дома. Неоценимая информация, хотя бы в теории приближающая к нам экзопланеты, звёздные системы и инопланетные миры, собранная космическими обсерваториями «Гершель» и «Кеплер», поможет учёными как можно более тщательно составлять планы полётов

Найти близнеца Земли

Сегодня, по последним данным, учёные открыли и подтвердили факт существования свыше 800 экзопланет, многие из них являются суперземлями — планетами, у которых масса сравнима с земной. По мнению специалистов, недалеко то время, когда астрономам удастся найти экзопланету — близнец Земли.
Надо полагать, когда это случится, финансировать проекты по конструированию новейших ракетных двигателей станут гораздо охотнее. Особый вклад в освоение космоса может внести, в том числе, и добыча полезных ископаемых, осуществляемая с астероидов. Пока об этом, как и межзвёздных полётах, только мечтают. Но рано или поздно и этой работой землянам придётся заниматься: человек должен учиться осваивать не только земные ресурсы, но и «дары» всей Солнечной системы, считают учёные.

Янки таки намерены DARPAнуть

Одни из самых авторитетных специалистов по изучению межзвёздных перелётов — учёные и инженеры, работающие в американском космическом агентстве NASA. В последнее время им на пятки наступают коллеги из агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США — DARPA.
Исследователи этих солидных и авторитетных в своей области учреждений согласны объединить свои усилия в рамках реализации проекта «100-year Starship». По сути это не столько проект, сколько проект проекта: «100-years Starship» будет представлять собой космический корабль, возможностей которого должно хватить для выполнения межзвёздных перелётов.
На сегодняшнем этапе исследований нужно создать «сумму технологий», необходимых для превращения межзвёздных перелётов в реальность. Кроме того, готовится бизнес-модель, с помощью которой намереваются привлекать в данный проект инвестиции.
Пресс-секретарь DARPA Павел Ерёменко говорит, что этот проект потребует «стабильные инвестиции в финансовый и интеллектуальный капитал», имеющие разные источники. Рассказывая о цели проекта «100-year Starship», Ерёменко сообщил: специалисты собираются заниматься не только разработкой и последующим строительством звездолёта. «Мы прилагаем все возможные усилия, для того чтобы побудить интерес нескольких поколений к инновациям и открытиям прорывных технологий во множестве дисциплин», — заявил официальный представитель DARPA.
У специалистов агентства DARPA есть вполне «земные» надежды на использование своих разработок: их результаты в перспективе вполне могут использоваться министерством обороны США в самых различных областях, не обязательно напрямую связанных с космосом. Речь в данном случае может идти и об усовершенствовании систем жизнеобеспечения, энергетики, вычислительной техники.
В принципе, вполне адекватная мотивация для практической деятельности учёных и вообще специалистов узкого профиля — стремясь открывать новые горизонты в исследованиях возможностей межпланетных путешествий, параллельно улучшать качество жизни на Земле.

Запись опубликована в рубрике Земля, Космос, Наука с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Навстречу обитателям экзопланет

  1. Берримор говорит:

    Перспективе встречи с иноземными цивилизациями посвящена фантастическая трилогия: Отец народов (www.vseprokosmos.ru/forum/85.html) —
    Дружба народов —
    Судьба народов,
    опубликованная на этом форуме.

Добавить комментарий для Берримор Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

*