Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Нижегородская ярмарка - невиданный размах

Почти два столетия назад слава о самой крупной из традиционных российских ярмарок - Нижегородской - гремела повсюду. Какой же она была раньше и что представляет собой в наши дни?

Блуждающий торг

Нижегородская ярмарка

С тех пор как первые караваны двинулись по Волжскому торговому пути, миновали даже не века, а целые тысячелетия. И немудрено, что на всем его протяжении то и дело возникали разного масштаба торжища, где можно было «купить и продать». Одним из таких мест был Купеческий остров вблизи Казани. Однако это торжище считалось не слишком спокойным, поскольку российская юрисдикция на него не распространялась. Только когда Иван Грозный взял Казань, а затем и Астрахань, путь по Волге полностью «перешел под руку» России, и для купцов настало золотое время. Сам собой возник торг у Макарьевского монастыря, где встречались суда тверичей и астраханцев, идущие навстречу друг другу от верховий и устья реки. Год от года ярмарка разрасталась, связывая запад с востоком, и наконец приобрела известность как одна из крупнейших в стране.

К началу XIX столетия Макарьевской ярмарке стало тесно возле стен обители, и неизвестно, как сложилась бы ее судьба, если бы сильнейший пожар не уничтожил все деревянные строения торга. Император Александр I Благословенный хорошо понимал важность развитой торговли, дающей изрядный приток средств в казну, а потому пошел на беспрецедентный шаг. В 1817 году немалые средства (целых шесть миллионов рублей), назначенные на переделку Зимнего дворца, по царскому распоряжению ушли на строительство новой ярмарки. Проект торгового комплекса принадлежал будущему автору здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге - Андреяну Захарову. Место для постройки выбрали знаковое - стрелка (мыс), где соединялись Волга и Ока, и территорию освоили с размахом - новый торг протянулся почти на восемь километров.

К новой Нижегородской ярмарке применили все известные проектные новшества. Для защиты от весеннего половодья здания с трех сторон окружил обводной канал более 100 метров шириной, выходящий в ближайшие водоемы. Кроме того, впервые в торговой истории для комплекса создали специальную подземную канализацию. Ее галереи располагались рядом с крайними торговыми рядами и представляли собой каменные коридоры, по бокам которых были устроены писсуары с желобами для стока. Чистоту помещений обеспечивала вода из обводного канала, ежедневно поступающая по трубам и смывающая всю грязь. Интересно, что аналогичные постройки в европейском Париже появились на несколько десятилетий позже.

В 1896 году Нижний Новгород сделался достойным хозяином Всероссийской промышленной и художественной выставки. К этому времени город располагал трамвайным сообщением, ждать которого жителям Санкт-Петербурга и Москвы оставалось еще несколько лет. Выставка с блеском продемонстрировала уровень развития науки и промышленности государства: там впервые показали радио Попова, русские авто и знаменитую гиперболоидную башню. Полюбоваться на новинки на ярмарку прибыло больше миллиона гостей из разных стран. К началу нового, XX века ярмарка уже превратилась в целый город, где кроме торговых рядов можно было найти церкви и театры, рестораны и банки, гостиницы и биржу. В деловых кругах за торгом закрепилось прозвище «Карман России».

На ярмарке все есть!

Абсолютное большинство из почти 20 тысяч российских ярмарок проводились либо весной перед началом полевых работ, либо осенью по завершении уборочной страды. И только Нижегородский торг, напрямую связанный с волжской навигацией, проходил с середины июля до конца августа или начала сентября. В середине XIX века он вышел на первое место в стране по товарообороту и сумме торговых операций, им завершался один коммерческий год и начинался новый. А купечество использовало ярмарку как главную площадку не только для совершения сделок, но и для создания взаимовыгодных союзов, устранения конкурентов и наведения мостов с торговыми гостями из соседних стран. По свидетельствам современников, на Нижегородскую ярмарку съезжалась вся Россия, посещали ее негоцианты из Китая, Персии, Бухары, Закавказья, случались и визиты европейских предпринимателей.

Поначалу пальма первенства по популярности среди товаров принадлежала чаю - он даже служил своеобразным ценовым мерилом, по его стоимости устанавливались прочие цены ярмарки. Правда, ко второй половине столетия «наипервейший товар» утратил свои позиции: сначала правительство дало разрешение на беспошлинную торговлю с Китаем, а затем в Россию из Европы начали поставлять кантонский чай - более низкого качества, но зато и дешевле. В итоге элитный напиток утратил свое исключительное положение и стал обычным товаром. Большим спросом у покупателей пользовались хлеб, рыба, соль, вина, уральское железо и сибирские меха. Московские купцы везли на продажу высококачественные ситцы, изделиям из которых «не было сносу». Их коллеги из Костромы и Владимира поставляли на торг дешевую хлопчатобумажную материю с «богатым» рисунком, который безнадежно линял после первой же стирки. Правило «на каждый товар - свой купец» здесь работало безотказно: бойко уходили и те, и другие ткани. С открытием на ярмарке банка оборот сделок еще возрос, достигая порой 200 тысяч золотых рублей за неполные два месяца торговли.

Торжище людское

Российская коммерция, требующая от участников сделок разнообразных познаний, изворотливого ума и недюжинной деловой хватки, воспитала целые династии финансистов, промышленников и торговцев. Для них не было сословных преград - часто миллионерами становились выходцы из мещанских и даже крестьянских семей. Особенным уважением в торговой среде традиционно пользовались представители старообрядческих фамилий, получившие строжайшее воспитание: их слово при заключении любых договоров ценилось на вес золота.

Самой влиятельной династией «на Низу» (так назывался тогда Нижегородский край) считались Бугровы. Владелец пароходов, лесов, складов, пристаней и целых селений, основатель фамилии Петр Егорович был известен крайней скромностью в быту. Он одевался в поддевки, смазные сапоги и овчинные тулупы, спал на печи, а питался в основном щами и кашей с черным хлебом. Зато, когда нижегородцы отправляли ополчение на Крымскую войну, Бугров на собственные средства собрал для них огромный обоз. Внук первого Бугрова, Николай Александрович, не только приумножил семейный капитал, но и выстроил приют для убогих, ночлежку для бездомных и регулярно жертвовал большие суммы на благотворительность. Слава семьи была так велика, что народ все качественное, сделанное «на века», именовал словечком «бугровское».

Ради справедливости надо отметить, что сформированный в годы советской власти образ купеческого самодура, пьющего народную кровь и швыряющего на ветер нажитые рубли, имел под собой некоторые реальные основания. В Нижнем Новгороде хорошо знали «водного короля» Гордея Чернова, крестьянина, сделавшего себе состояние на поставках бакинской нефти. Хозяин пяти пароходов и нескольких десятков грузовых баржей сутками кутил по кабакам, бил посуду, зеркала и мебель, любил издеваться над прислугой, хотя «за бесчестье и разор» обычно все же платил сполна. Удивительно, но этот беспутный персонаж окончил дни свои в Афонской обители, где принял монашеские обеты. Свое гигантское состояние Чернов завещал раздать нищим.

Вообще, многие гости ярмарки предпочитали предаваться не благочинным развлечениям, а безудержной гульбе в кабаках и «заведениях с девицами». Иногда первое и второе объединялось под одной крышей: ресторанные хористки не гнушались оставаться с посетителями в номерах наедине, разумеется, за отдельную плату. А по количеству официально зарегистрированных проституток Нижний Новгород в дни проведения ярмарки выходил на четвертое место в империи, уступая только Санкт-Петербургу, Москве и Варшаве. И поскольку в город на время торга собирались все главные финансовые воротилы России, за ними в надежде поживиться тянулись уголовники всех мастей от карманников и шулеров до настоящих звезд преступного мира.

200 лет спустя

Нижегородская ярмарка и в XX веке составляла бы славу российской торговли, если бы не войны и революции начала столетия. Политические потрясения привели промышленность и торговлю в упадок, и в марте 1930 года знаменитый торг больше чем на полвека прекратил свое существование. Лишь в мае 1990 года в Нижнем Новгороде открылась выставка с говорящим названием «Пролог». Она открыла новую страницу в истории ярмарки. «Пролог» прошел с большим успехом, а потому еще до конца года энтузиасты из правительственных, промышленных и коммерческих кругов утвердили акционерное объединение «Нижегородская ярмарка», дирекцию нового торга, его символику и план развития.

Почти три десятилетия новой Нижегородской ярмарки показали, что возродили ее не напрасно. В наши дни в ходе нее проводится около 50 тематических выставок и более 300 конференций, форумов, круглых столов и презентаций. Как и во времена царской России, это коммерческое мероприятие пользуется огромной популярностью у предпринимателей всего мира: за последние годы число ее гостей превысило три миллиона человек. В их числе в разные годы были главы Российского государства, представители королевских домов Европы, известные политики и общественные деятели. Ярмарка в Нижнем Новгороде - это прекрасный пример соединения в настоящем времени уроков и традиций прошлого с возможностями и ресурсами будущего.

Екатерина КРАВЦОВА







Предыдущая    Статьи     Следущая







Интересные сайты