Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Дороги инков

В начале 1528 года отряд испанских конкистадоров под предводительством Франсиско Писарро высадился у тихоокеанского побережья. После длительного перехода по диким джунглям перед ними предстал большой каменный город с прекрасными дворцами, храмами, домами и богато одетыми жителями. То был один из городов инков - Тумбес.

Инки называли свою страну - Тауантинсуйу, т.е. «четыре соединённые стороны света». Эти четыре провинции действительно были связаны между собой и каждая из них со столицей империи - крепостью Куско магистральными дорогами. Площадь охвата была около миллиона квадратных километров, что составляло вместе взятыми территории современных государств Перу, Боливии, большей части Колумбии и Эквадора, северные районы Чили и северо-западную область Аргентины. Общая протяжённость дорог, сохранившихся по сей день, - примерно двадцать тысяч километров!

Древнейшая и главная дорога инков называлась «Тупа Ньян» (Большая Царская), начиналась она в Колумбии (в северном полушарии), пересекала континент с севера на юг, проходя между двумя грядами Анд, достигая Куско, огибала на высоте почти 4000 метров озеро Титикака и устремлялась вглубь Чили. Историк XVI столетия Педро Соес де Леон о Королевской дороге писал, в частности: «Я полагаю, что с начала человечества не было такого примера грандиозности, как на этой дороге, которая проходит через глубокие долины, величественные горы, снежные высоты, над водопадами, через скальные осыпи и по краю чудовищных пропастей».

Почти целиком полотно дороги было вымощено каменными плитами. Огромные глыбы, часто весившие около 10 тонн, доставлялись к месту строительства из отдалённых районов. Занятые на строительстве индейцы не знали, что такое известь, не имели ни железа, ни инструмента для обработки камня. И, тем не менее, их работа была так искусна, что места соединения каменных плит едва различимы. Ещё один летописец того времени сообщал: «...ни одно из самых замечательных сооружений в мире, о которых рассказывают античные авторы, не создавалось с такими усилиями и затратами, как эти дороги».

До начала XX столетия Большая Царская дорога считалась самой длинной и широкой (до 8 метров) шоссейной дорогой мира. Если бы эту магистраль расположить на Евразийском континенте, то она пересекала бы его от Атлантики до Сибири.

Ещё одна важная магистраль инков, протяжённостью четыре тысячи километров, связывала север и юг империи по Тихоокеанскому побережью. Именно по ней двигались на Куско отряды Писарро. Начинаясь у самого северного порта - города Тумбеса, она пересекала полупустынное побережье и шла вдоль берега Тихого океана, вплоть до Чили, где смыкалась с Главной дорогой.

На головокружительной высоте через реки строители перекидывали так называемые «мосты». Этих людей называли «вязальщиками мостов» потому, что прямо на месте из волокон американской агавы они сплетали толстые канаты - криснеху. Канаты иной раз достигали толщины человеческого тела. Концы канатов доставлялись на другой берег. Затем на обеих сторонах реки концы закрепляли на высоких, высеченных из скал опорах.

Как правило, у сплетённого моста имелись три троса, служившие его основанием; они покрывались настилом из прутьев. Два других троса использовались как боковое ограждение и соединялись с основанием множеством крепчайших веток, образующих своеобразные стенки.

Самым знаменитым мостом считался мост, переброшенный в 1350 году по приказу инки Рока на высоте около 80 метров через горную реку Апуримак, в каньоне глубиной тысячу метров. Мост служил исправно более чем пять с половиной столетий.

Наряду с подвесными мостами инки возводили также складные мосты через узкие речки, наводили понтонные переходы, представлявшие собой лодки, сплетённые из камыша. Лодки скреплялись канатами и покрывались камышовым настилом.

Среди болотных топей древнеперуанские инженеры прокладывали путь, насыпая для этого дамбу или плотину. В песках прибрежной пустыни они окаймляли дороги с двух сторон каменными бортиками, защищавшими дорогу от песчаных заносов. Вдоль тракта сооружали каналы, наполнявшиеся питьевой водой. По обочинам устанавливали столбы с указателями.

О том, как выглядела дорога инков, пишет средневековая испанская хроника: «...по одну и по другую стороны шла стена больше, чем хороший рост, и всё пространство этой дороги было чистым и лежало под высаженными в ряд деревьями, а с этих деревьев со многих сторон падали на дорогу их ветви, полные плодов».

Благодаря отличным дорогам в империи «детей Солнца» действовала надёжная и быстрая система передачи сообщений. С помощью гонцов, расставленных на определённом расстоянии друг от друга, донесение доставляли, например, из Кито в Куско на расстояние 2 тысячи километров за пять дней.

Люди, совершавшие путешествия по дорогам империи Тауантинсуйу, могли отдохнуть, поесть и переночевать на расположенных через каждые 20 километров дорожных станциях «тамбо», представлявших собой постоялый двор и склады с припасами. За содержанием дорог, мостов и «тамбо» следили жители близлежащих деревень.

Инки достигли невероятных успехов в строительстве подземных коммуникаций. Один из примеров - потайной ход, соединяющий столицу Куско с крепостью Муяк-марка, где находилась военная ставка главы государства. Эта подземная извилистая дорога состояла из нескольких ходов, похожих на запутанные лабиринты. При малейшей угрозе правители Тауантинсуйу вместе с казной беспрепятственно попадали в неприступную крепость, а враги, если им и удавалось проникнуть в тоннель, сбивались с пути и безнадёжно блуждали.

В 1974 году археологи, исследовавшие древние пещеры в Андах, в юго-западной части Перу, натолкнулись на огромные ворота, представляющие собой каменные блоки высотой 8 метров, шириной 5 и толщиной 2,5 метра. Блоки вращались на каменных шаровидных глыбах, помещённых в специальные углубления, как на подшипниках. Несмотря на колоссальную тяжесть, ворота смогли открыть четверо человек. Ещё более интересное открытие оказалось за воротами - тоннель, который вёл к морю. Своды и стены тоннеля были облицованы каменными плитами, точнейшим образом подогнанными друг к другу. К концу тоннель разделялся. Один его рукав проходил на глубине 25 метров под морским дном и завершался под островом Хуанапе, расположенным вблизи побережья. Другая часть тоннеля была повреждена землетрясением.

Самое удивительное заключается в том, что величественные шоссейные дороги инков предназначались главным образом для пешеходов и вьючных животных. Как известно, колесо было незнакомо древним перуанцам. По сей день участки дороги инков, сохранившиеся до наших дней, служат жителям отдалённых районов Эквадора, Перу и Боливии.

Ирина ИЕРУСАЛИМОВА







Предыдущая    Статьи     Следущая







Интересные сайты