Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Куда пропали скифы?

Скифы были отважными воинами, на редкость меткими стрелками из луков. Но среди соседних народов они прослыли свирепыми дикарями и беспощадными убийцами, наводившие ужас своими зверскими ритуалами, жуткими татуировками и пристрастием к курению конопли. О происхождении скифов известно не так уж много. Они появились в VIII веке до н.э. на берегах Черного моря. До VIII века скифские племена кочевали где-то на огромном пространстве между Великой китайской стеной и Дунаем. Потом начался период оседлости скифов. Именно в это время племена скифов описал в своем труде греческий историк Геродот (около 484 - 425 до нэ.), основоположник европейской исторической науки, прозванный «отцом истории». Из описаний Геродота мы можем узнать о применяемом скифами способе употребления конопли, который они распространили в Европе. Геродот написал, что скифы строили специальные будки, в которых семена конопли рассыпали на раскаленных камнях, чтобы из них выделялись дурманящие испарения. Надышавшись парами конопли, скифы начинали кричать, визжать, плясать и горланить песни дурными голосами.

Скифы

Скифы выделялись среди соседних народов еще и татуировками. Они покрывали кожу рисунками, которые наносились на кожу различными красителями с помощью специальных инструментов с заостренным концом. Татуировки служили не только для украшения, но и для обозначения высокого положения скифа, его принадлежности к племенной знати. Татуировки являлись также знаками отличия выдающихся храбрых воинов - такие татуировки нужно было заслужить. Что касается украшений, то их наносили не только на кожу живых скифов, но и на их оружие, на воинское снаряжение.

Современников не интересовали скифские украшения, ведь скифы во времена Геродота славились не искусством ремесленников, а особой жестокостью, необузданностью нравов. Античные источники сообщали о скифах, не знавших жалости, лишенных человеческого сострадания. Отсутствие знаний в области ведения боя скифские орды компенсировали быстротой. На исход сражений часто оказывала решающее действие безупречная управляемость скифского войска, в котором каждый воин немедленно и беспрекословно выполнял приказы своего непосредственного начальника. Безоговорочная преданность скифов своим вождям не знала границ. Это доказывают скифские погребальные ритуалы. После кончины главы племени все соплеменники собирались вместе, чтобы попрощаться со своим повелителем. В начале ритуала безутешные скифы, согласно изуверской традиции, в знак скорби наносили себе побои и увечья. Потом в продолжении ритуала душили всех слуг при дворе правителя: поваров, прислужников, возниц, оруженосцев, наложниц... Мумифицированные тела многочисленной челяди лежали внутри монументальной гробницы вокруг искусно препарированного тела скифского вождя. В захоронениях вождей или знатных скифов археологи находили множество предметов вооружения, богато разукрашенной конской упряжи, сбруи, золотую посуду искусной работы и другие предметы. Удушением прислужников погребальная церемония еще не заканчивалась. По истечении одного года приносили в жертву еще 50 юношей и 50 коней, после чего их тела укладывали вокруг могилы вождя.

Долгими веками скифы кочевали по бескрайним азиатским и причерноморским степям. В древности их соседям казалось, что многочисленные скифские племена навсегда поселились в северном Причерноморье. Но получилось совсем не так, и скифы исчезли с исторической арены. Как они появились - неизвестно откуда, так и исчезли - неизвестно куда.

Многочисленные скифские племена столкнулись с другим воинственным народом — германским племенем готов, которое около II века продвинулось к северо-западному берегу Черного моря и дошло до низовья Дуная. Несколько столетий скифы и готы, вероятно, в непрерывных военных столкновениях соседствовали в причерноморских степях. Постепенно некогда многочисленные и грозные скифские племена стали слабеть, отступать с занимаемых ими территорий. Под конец, разбитые готами скифы в III веке до н.э. совсем пропали.

На основании трудов еврейского историка и военачальника Иосифа Флавия, написанных в I веке нэ., можно предположить, что небольшому количеству скифов удалось спастись от могучих готов на берегах Азовского моря. Эта группа беглецов, обнищавших и обездоленных, утративших свои корни и традиции, вернулась к кочевому образу жизни древних скифов и пустилась в дальний путь. Не исключено, что слово «скифы» появилось только в латинском переводе с греческого языка, на котором писал Флавий. Латинский перевод вместо «аланы» ставит «скифы» с пометкой, что это часть или остатки скифских племен. Вполне возможно, что эти аланы действительно происходили от скифов и присутствовали на Северном Кавказе в первых веках нэ. Не исключено, что другая часть скифских племен перекочевала на запад и осела на территории юга Франции. Эта гипотеза недостаточно подтверждена достоверными фактами.

Галина СИДНЕВА







Предыдущая    Статьи     Следущая







Интересные сайты