Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...








Интересные сайты:




Волхвы и рождество

Основа христианской веры, священное писание всех христиан - Новый завет, на словах которого покоится само существование церкви и надежда на спасение, во многих отношениях представляет собой одно из загадочных собраний текстов, которое на протяжении почти двух тысячелетий вызывало восторг и захватывало воображение простых людей, ставило в тупик учёных и богословов.

В 747 году по основании Рима на небе, видимо, было чрезвычайно редкое сочетание планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. В следующем году к этому сочетанию присоединился Марс, который ещё более усилил необычайность всего явления. Оно не могло не обратить на себя внимания всех тех, кто наблюдал за звёздным небом и по небесным знамениям готовил предсказания.

В русском переводе Евангелия от Матфея их назвали волхвами: «Пришли с востока Волхвы и спрашивали, где родившийся царь Иудейский». Именно волхвы узнают первыми о рождении Иисуса по явлению чудесной звезды и приходят в Иерусалим, где простодушно просят злого царя Ирода помочь им найти родившегося Мессию - грядущего царя иудейского.

Ирод пытается использовать волхвов, чтобы выведать имя своего предполагаемого преемника. Волхвы следуют за звездой, которая приводит их в Вифлеем. Здесь они повергаются перед младенцем ниц и приносят дары: золото, ладан и мирру. Ночью спящим волхвам божий глас запрещает возвращаться к Ироду, и они, по свидетельству евангелиста, «отошли в страну свою», т.е. отправляются на родину, точное местоположение которой из книг Нового Завета нельзя установить так же, как остаётся неясной этническая принадлежность волхвов.

Тем не менее, помимо книг Нового Завета, есть довольно длинный перечень книг апокрифических, т.е. прочих раннехристианских сочинений. Среди них так называемое Евангелие детства, написанное на арабском языке около VI века, но на основе более ранних легенд. В этом древнем памятнике волхвы названы персами. Кроме того, заявление волхвов, что они пришли в Иерусалим, потому что видели на Востоке звезду родившегося царя иудейского, показывает их принадлежность к разряду тех восточных волхвов, которые занимались астрономическими наблюдениями и астрологическими прогнозами. Эти сведения вполне согласуются с данными исторической науки.

За две тысячи лет до сообщения о новозаветных волхвах, в Ассирии и позже в Вавилонии их предшественники изъясняли сны и предсказывали будущее. У тамошних магов был свой глава, или начальник - «раб-маг», который был одним из приближённых вавилонского царя. Среди самих волхвов существовала строгая специализация: одни занимались составлением писаных заговоров или талисманов, прикладывавшихся к телу больных людей или к дверям домов, поражённых каким-нибудь большим несчастьем; другие мудрецы поднаторели в чтении заклинаний; третьи вели записи различных физических и астрономических явлений, которые служили для них основой предсказания будущих событий. Особенно важное значение имели звездочёты, или халдеи - наиболее знаменитый класс магов в древности.

После гибели Вавилона в VII веке до н. э. халдеи и прочие чародеи разбрелись по всему Востоку и во многих странах основали собственные школы, в которых прошли обучение новые адепты.

От греков и от восточных народов волхвы перешли к римлянам. Последние, склонные к прагматизму, оказались не столь доверчивы и очень скоро стали смотреть на восточных волхвов как на низких обманщиков, бессовестно эксплуатировавших народные суеверия. Римские сатирики бичевали как самих магов, так и их многочисленных клиентов.

Несмотря на это, волхвы получали всё большее и большее влияние в римском высшем свете. Во многих домах римской знати волхвы состояли на жаловании, а при дворе кесарей по временам жили целыми полками, играя важную роль во всех придворных интригах. Одни правители преследовали волхвов, а другие, напротив, покровительствовали им. Так, император Август, старавшийся восстановить старый римский культ, запрещал азиатским волхвам и астрологам заниматься своими предсказаниями и даже сжигал их книги. Тиберий же был далеко не равнодушен к ним и тайно окружал себя целыми «стадами халдеев» (по саркастическому выражению Тацита). Нерон относился к ним настолько благосклонно, что не прочь был принять участие в пиршествах магов. Некоторые из восточных волхвов, как, например, Аполлоний Тианский, приобретали громкую известность.

В восточной традиции имена волхвов, пришедших в Вифлеем поклониться родившемуся Предвечному Младенцу, приводятся различные, но на Западе принято называть их Каспар, Бальтазар и Мельхиор.

Согласно легенде, по возвращении в свою страну (на отдалённейшем Востоке, у берегов океана) они предались созерцательной жизни и молитве, и когда апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему миру, то апостол Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры. Легенда прибавляет, что их мощи впоследствии были найдены царицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, но оттуда перенесены в Медиолан (Милан).

Останки святых волхвов, а точнее их черепа, ранее хранившиеся в одном из миланских монастырей, вывез из Италии Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха Барбароссы. Он получил их от императора в благодарность за боевую помощь, оказанную при покорении Милана!

В честь их установлен был праздник, известный под названием праздника Трёх Царей (6 января), а сами они сделались вообще покровителями путешественников. В память о приношении волхвами даров укоренился обычай дарить подарки в праздник Рождества.

Ирина СТРЕКАЛОВА









Предыдущая    Статьи     Следущая











Друзья сайта: