Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Церковь из человеческих костей

Люстра Седлецкого монастыря

Какие только материалы не используют современные художники и дизайнеры для воплощения своих замыслов! Это и бумага, и лед, и песок, и солома, и шоколад, и фрукты-овощи, и даже... мусор. Однако никому до сих пор не удалось переплюнуть резчика по дереву Франтишека Ринта, жившего в XIX веке. Случилось так, что вместо привычного ему материала Франтишеку пришлось работать... с человеческими костями.

Дыхание загробного мира

Невероятный архитектурный памятник Костница находится в чешском местечке Седлеце, рядом с городом Кутна-Гора, в 70 километрах от Праги. Сюда устремляются толпы туристов, желающих не только пощекотать себе нервы, но и поразмыслить о вечной жизни. Говорят, что именно здесь человека посещают мысли не только о бренности бытия, но и о том, что ожидает его после завершения земного пути. Впрочем, скорей всего, это происходит с посетителями мрачного места, которые могут не думать о том, что вокруг находятся останки таких же, как мы с вами, людей, которые радовались и грустили, любили и ненавидели, проявляли чудеса благородства и совершали подлости... Вообще же, когда, подняв голову, видишь люстру, собранную из всех костей, составляющих человеческий скелет, начиная с фаланг пальцев и заканчивая копчиком, рассматриваешь фиалы, дароносицы, вазоны, украшения - все из костей, невольно начинаешь ощущать сквознячок, проникающий сюда из загробного мира. Тем же, у кого нервы послабее, становится не до мыслей о вечности, хочется поскорей выбраться из помещения, в основе интерьера которого - все те же кости, кости, кости...

Ну а тем, кому все нипочем, конечно, хочется рассмотреть зловещий интерьер как следует, а заодно узнать, как и почему вдруг появилось такое, мягко говоря, необычное архитектурное сооружение под названием Кладбищенский костел Всех Святых с костехранилищем, на украшение которого ушло около 40 тысяч человеческих скелетов. А дело было так...

Святая земля

В 1278 году чешский король Пржемысл Отакар, также известный как Оттокар II, отправил аббата седлецкого цистерцианского монастыря Йиндржиха в Иерусалим. Совершив паломничество, тот привез с собой горсть земли, взятой возле Голгофы, и развеял ее над монастырским кладбищем в Седлеце. Весть об этом действе мгновенно разнеслась по округе, и вскоре от наплыва желающих найти после смерти упокоение на кладбище со святой землей уже не было отбоя. Тогда же возникла легенда о том, что если человека похоронить здесь, то его тело вообще не будет разлагаться. Разумеется, знатные вельможи не только из Чехии, но и из Бельгии, Германии, Польши завещали, чтобы их похоронили именно в Седлеце.

Однако места на кладбище было не так уж много» ведь в средневековой Европе регулярно вспыхивали различные эпидемии, жертв которых приходилось где-то хоронить, а потому вскоре, для того чтобы создать новые захоронения, старые останки стали доставать из земли и складывать в часовни. В результате на месте оссуария, или костницы (хранилища для костей), Седлецкого монастыря скопилось около 40 000 скелетов. С этим надо было что-то делать, и в 1511 году полуслепой монах, имя которого истории неизвестно, начал аккуратно складывать кости в пирамиды. К концу жизни монаха в оссуарии возвышались шесть трехметровых костяных пирамид. Когда монах отошел в мир иной, часовню с пирамидами закрыли, и вспомнили о ней лишь через три с лишним столетия.

«Пляска смерти»

В 1781 году император Священной Римской империи и правитель земель Габсбургов Иосиф II издал указ о веротерпимости и упразднил те монастыри и духовные ордена, которые, на его взгляд, не способствовали делу народного просвещения или призрения больных. На территории одних только Чехии и Моравии в результате его религиозной реформы в 1782-1785 годах было закрыто более сотни монастырей. Жертвой указа стал и Седлецкий монастырь, а кладбищенская церковь перешла во владение семьи аристократов Шварценбергов.

На протяжении столетия никто из представителей семейства судьбой костницы не озаботился. Но в 1870 году педантичные немцы решили все же утилизировать останки, которые без всякой пользы пылились в помещении церкви. Они обратились к резчику по дереву Франтишеку Ринту, который, поразмыслив, решил, что в хорошем хозяйстве все сгодится, и взялся за создание зловещего интерьера из человеческих останков. И вот четыре пирамиды разместились в углах церквушки, на потолке - канделябр, обвитый гирляндами черепов, по обе стороны от алтаря встали две костяные дароносицы. Видимо, в знак благодарности за предоставленную ему возможность подработать Франтишек создал из костей эффектный герб Шварценбергов. А завершил резчик по дереву всю эту «пляску смерти» собственным настенным автографом, также составленным из различных костей.

Справедливости ради

Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что костница в Седлеце - не единственное в мире хранилище костных останков. В Риме, например, есть небольшая церковь капуцинов под названием Санта-Мария-делла-Кончеционе. В ее крипте (нижнем, подземном помещении), состоящей из шести залов, находятся останки более 4000 монахов, умерших с 1528 по 1870 год. Из костей выполнены декоративные украшения. Там же находится скелет принцессы Барберини, племянницы папы римского Сикста V, умершей ребенком.

В катакомбах капуцинов в Палермо на Сицилии можно увидеть более 8000 скелетов и мумий, которые сидят и стоят в различных позах.

А в парижских катакомбах, на глубине 17,5 метра, находятся останки почти шести миллионов человек, собранные с парижских кладбищ.

Едена ЛАНДА
Фото Юлии ИЛЛАРИОНОВОЙ







Предыдущая    Статьи     Следущая







Интересные сайты