Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...








Интересные сайты:




«Поедем в Царское Село!»

Тихий парк Царского Села таит множество загадок. По его аллеям бродят призраки, где-то в укромном уголке прячется след Янтарной комнаты, под землей скрывается императорский метрополитен, а может быть, где-то в нем есть и другие тайны, до сего дня неведомые историкам.

Судьба Саарской мызы

Царское село

Одной из территорий, занятых русским войском в ходе Северной войны, оказалась усадьба Саари Мойс («мыза на возвышенности»). В 1702 году, когда это случилось, вряд ли кто-то мог предположить, что за жемчужина загородного зодчества вырастет на этом месте всего за полстолетия.

Сначала перспективные земли достались, разумеется, оборотистому Меншикову, и лишь в 1710 году Саарская мыза, как ее окрестили на русский манер, была передана супруге Петра I Екатерине. Всего через год самодержец объявил свою супругу государыней, а вслед за этим событием все ее владения стали официальной царской резиденцией. До наших дней не сохранилось ни описаний, ни изображений мызы, поэтому историки могут лишь предполагать, что усадьба состояла из скромного деревянного дворца с хозяйственными постройками и небольшого плодового сада. В единственной сохранившейся описи упомянуты всего шесть помещений царских хором: столовая, уборная, спальня, «камора перед спальней», «передняя прихожая» и главная «середняя комната». Последняя, как видно из той же описи, богато украшалась коврами, картинами и гравюрами.

Вблизи дворца находились конюшенный двор, двор приказчика, овин, гумно и прочие «подсобные» строения. Принято считать, что весь комплекс Саарской мызы был не столько дачей или увеселительным замком, сколько традиционной русской усадьбой, не затронутой еще европейскими преобразованиями. Первый каменный дворец начали строить в окончательно переименованном Царском Селе только в 1718 году, вокруг него выросли заводики для производства кирпичей и изразцов, образовались деревни из привезенных на работы крестьян, и поместье Екатерины понемногу обрело светский лоск.

Вскоре усадьба обзавелась и первыми собственными легендами. Пошли разговоры о подземных ходах в парке, которые будто бы тайно выкопали по приказу Екатерины. Ходы понадобились государыне для встреч с возлюбленным Вильямом Монсом, но едва о них узнал царь, их тут же засыпали. Историки полагают, что подземные ходы могли пригодиться не только для любовных свиданий, но и как запасной «путь отхода», вовсе не лишний в эпоху дворцовых переворотов.

Янтарная комната - старая и новая

В 1735 году Царское Село унаследовала дочь Петра Елизавета. Позже, заняв российский престол, она сделала все, чтобы придать своей вотчине подлинно императорский блеск. При ней архитектор Растрелли выстроил Большой дворец, самым редкостным украшением которого стал Янтарный кабинет. Комната, впервые в истории европейского интерьера оформленная «солнечным камнем», попала в Россию как подарок Петру Великому от прусского монарха Фридриха. При жизни Петра Янтарная комната так и не была собрана ни в одном из дворцов, вспомнила о ней лишь Елизавета. Первоначально интерьер хотели использовать в Зимнем дворце, но затем последовало распоряжение императрицы «без всякого повреждения» перенести его в Царское Село. Приказ был исполнен буквально: 75 гвардейцев в руках несли ящики с «янтарным кабинетом» все 25 верст от Петербурга до загородной резиденции. Растрелли еще дополнил декор кабинета зеркалами, панно из камня и золоченой деревянной резьбой. Свой окончательный вид Янтарная комната обрела только в 1770 году. Хрупкий материал сильно страдал от сквозняков, перепада температуры и печного отопления, и за следующую пару столетий его реставрировали четыре раза. Очередные работы намечались на 1941 год, но их проведению помешала война. Царское Село оккупировали фашистские войска, и комнату из «солнечного камня» вывезли в Германию как ценный трофей. Она так и затерялась на просторах послевоенной Европы, подбросив ученым до сих пор не разгаданную историческую загадку.

На поиски уникального интерьера ушло несколько десятилетий, но они так и не увенчались успехом. Существует ряд версий местонахождения Янтарной комнаты от исчезновения ее при пожаре Кёнигсбергского замка до гибели вместе с пароходом «Вильгельм Густлофф», утопленным «личным врагом фюрера» Александром Маринеско. В 2000 году министр по делам культуры ФРГ вернул в Россию фрагменты подлинной Янтарной комнаты, случайно обнаруженные у некоего нотариуса. В свете этих событий наиболее вероятна версия о том, что уникальный интерьер благополучно вывезли в Германию, где он и рассеялся по частным коллекциям. А в Царском Селе к 2003 году Янтарная комната была воссоздана заново и открыта для посетителей.

«Отечество нам Царское Село»

В начале XIX века во флигеле Екатерининского дворца открылось учебное заведение, совершенно новое для России. По замыслу Александра I, там должны были готовить не просто образованных чиновников, а людей, способных принять участие в грядущих преобразованиях Российского государства. По крайней мере, с первым выпуском расчет оказался верным: из 30 принятых на обучение мальчиков почти все стали заметными фигурами в культурной либо политической жизни империи. Самыми известными из них сделались два Александра - Пушкин, прославивший Россию на поэтическом поприще, и Горчаков, ставший последним канцлером империи.

Распорядок дня лицеистов был довольно строг: они вставали в шесть часов утра, а через час уже начинались занятия. Уроки чередовались с прогулками и отдыхом, много времени отводилось на чтение. Весьма поощрялись упражнения учеников в разнообразном сочинительстве, на уроках словесности часто давалось задание описать заданную тему в стихах или прозе. Постепенно из рассказов, стихов, эпиграмм и прочего творчества создавались рукописные журналы, а затем литературные опыты воспитанников лицея начали появляться в солидных изданиях.

К сожалению, после 1820 года «вольный лицейский дух» перестал устраивать правительство, и оно приложило много сил, чтобы вместо него внедрить в сознание учеников «дух казармы». Чтобы сделать процесс необратимым, спустя два года лицей передали в ведомство военно-учебных заведений, и на этом историю царскосельской «кузницы талантов» можно было считать законченной.

Тайны императорского метро

В эпоху царствования Николая II легенды о подземных ходах Царского Села получили новую пищу. Очевидцы утверждали, что иногда из-под земли бывают слышны выстрелы, звон оружия и крики. Говорили, что это призраки офицеров, которые в 1917 году задумали освободить из рук большевиков императора и его семью. Но их обнаружили, убили и бросили прямо под землей, а ходы замуровали. Вывезти же Романовых из Царского Села предполагалось будто бы по подземной железной дороге.

А началось все с подготовки к трехсотлетию дома Романовых в 1904 году. Царскосельский парк был закрыт для посещения, на его территории велись обширные земляные работы. Причем работники набирались исключительно из числа заключенных. Парк в это время охраняли казачьи сотни, которым было строго наказано соблюдать полную секретность. Ни в парк, ни из парка не могла пролететь даже птица. Работами руководил сенатор Николай Гарин - самый загадочный из имперских чиновников. Бывший помощник военного министра, он брал на себя все наиболее грандиозные тайные проекты, затеянные двором.

Интересно, что о строительстве императорской подземки не сохранилось никаких документов: стоило кому-то обнаружить хоть тонкую нить, ведущую к его истории, - она моментально обрывалась, словно и не было никакого николаевского метро. Многие очевидцы заявляли, что могут показать линии проложенной при Николае II подземки, но всякий раз оказывалось, что на предполагаемом месте ничего нет, кроме бетонных стен. Возможно, все ходы в таинственное метро были основательно забетонированы большевиками в первые годы после революции. В наши дни ученым удалось обнаружить пустоты под главной аллеей парка в сторону горы Парнас, Китайского театра и Александровского дворца на глубине около восьми метров, но проникнуть в них так никому и не удалось.

Ученые считают, что в 1913 году к трехсотлетию дома Романовых центральный туннель императорского метро все же был пущен в ход. Удивительно то, что его никому не показали, о нем ничего не узнала пресса, и даже любитель фотографии император Николай II не оставил о «стройке века» ни единого снимка. Словом, загадочный метрополитен до сих пор не обнаружен и продолжает ожидать своего исследователя, как и прочие тайны Царского Села, уже известные и еще не найденные.

Анна НОВГОРОДЦЕВА









Предыдущая    Статьи     Следущая











Друзья сайта: