Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Жемчужина затерянного мира

Общеизвестно, что Двуречье - это область между Тигр и Евфрат, где зародились древнейшие очаги цивилизации и где сейчас расположен Ирак. Но своё Двуречье есть и в Америке.

Оно находится на юго-востоке Мексики, в штате Чьяпас, занимая гористое, покрытое сельвой плато между двумя полноводными реками - Грихальва и Усумасинта. Ещё до нашей эры здесь обитали индейские племена майя, создавшие множество небольших царств, враждовавших друг с другом.

Пакаль

Одно из царств называлось Бакаль. Около I века до н.э. его подданные начали строить город, получивший имя Лакамха, что означало «Большая вода». Белокаменный город постепенно рос, мало чем отличаясь от подобных городов в соседних царствах. Но вот в 615 году на трон Бакаля взошёл 12-летний Кинич-Ханаб-Пакаль I. Сначала он правил под регентством своей матери, а приблизительно с 625 года стал абсолютным монархом. Пакаль добился процветания в государстве, успешно вёл войны и прославился как царь-строитель. При нём были возведены сотни храмов, дворцов, общественных зданий, а также акведуки и дороги...

Его именовали Пакаль Великий, священный владыка и почитали почти как бога. Скончался правитель в 683 году, пробыв на престоле 68 лет. А затем в царстве Бакаль началась череда смут и потрясений. В середине IX века люди по таинственной причине покинули пределы своего тысячелетнего царства.

В XVI столетии буквально рядом с мёртвым городом прошли конкистадоры Кортеса, но и они не заметили каменных громад, опутанных ползучей растительностью. Завоевателей сопровождали монахи-миссионеры, которые под предлогом борьбы с язычеством предавали огню письменные памятники истории и культуры майя. Казалось, ещё немного, и сама память о древних царствах Месоамерики исчезнет навсегда...

В конце XVIII века руины заброшенного, наполовину поглощённого землёй города осмотрел испанский капитан, проверяя сведения, полученные от местного священника, который, в свою очередь, ссылался на индейцев. По аналогии с ближайшим индейским поселением безлюдный город получил название Паленке.

Впрочем, отчёт испанского офицера не вызвал тогда интереса. И всё же долгое время город Паленке, о подлинной истории которого на тот период не было известно практически ничего, вызывал интерес лишь у довольно узкого круга профессионалов. Но летом 1952 года здесь появился учёный, подаривший человечеству сенсацию мирового масштаба. Это был мексиканский археолог Альберто Рус Луилье.

Он поднялся на верхнюю платформу 9-ступенчатой пирамиды, где возвышался Храм Надписей, названный так потому, что его стены и даже колонны были испещрены иероглифическими письменами майя. К тому времени в научной среде полагали, что Храм Надписей служил лишь древним святилищем. Рус оказался первым, кто обратил внимание на плиту в одном из помещений храма, плиту, по бокам которой располагались каменные вставки - своеобразные пробки. По распоряжению Руса рабочие вынули эти вставки, после чего им удалось поднять и саму плиту.

Открылся ход, ведший куда-то вниз, внутрь гигантской 28-метровой пирамиды. Почти до самого верха он был забит смесью крупных камней, щебня и земли.

В течение четырёх полевых сезонов экспедиция Альберто Руса занималась расчисткой «дыры». Это была каменная лестница с 66 ступеньками, столь узкими, что невольно складывалось впечатление, будто тоннель обрывается вниз вертикально. Сама лестница имела секрет: она вела не по прямой, а делала зигзаг в виде буквы Z и выводила к камере, расположенной на уровне основания пирамиды. Здесь, в неких подобиях гробниц, учёные нашли шесть скелетов и установили, что они принадлежат пяти юношам и одной девушке, причём из знатных родов. Всё указывало на то, что они являлись жертвами некоего ритуала. В стене камеры виднелась 3-угольная плита. Вынув её, археологи проследовали дальше.

5-тонную плиту поднимали с помощью автомобильных домкратов и брёвен. Преодолев ещё ряд преград, учёные вскрыли саркофаг. Там, на фоне яркой пурпурной краски и целой россыпи зелёно-голубых нефритовых украшений, желтел хорошо сохранившийся человеческий скелет. Это было последнее пристанище правителя Пакаля!

Его лицо закрывала мозаичная нефритовая маска с глазами из перламутровых раковин и зрачками из обсидиана. Эта маска, являясь точным портретом умершего, донесла до исследователей облик царя майя сквозь 13 столетий!

Весь каменный саркофаг, по подсчётам археологов, весил более 20 тонн. Спустить такую махину по крутой лестнице было немыслимо. Значит, первой построили саму гробницу, а уже затем над ней возвели пирамиду и храм.

Загадка, однако, таилась в том, что скелет принадлежал сильному и рослому мужчине в возрасте 40-50 лет, Пакаль же умер на 81-м году жизни. Тем не менее научное сообщество признало, что под Храмом Надписей покоится именно Пакаль!

Однако самые жаркие споры, которые не утихают до наших дней, вызвало изображение на крышке саркофага царя майя. В центре чрезвычайно насыщенной, полной символики резной композиции изображён полный сил мужчина. Свою точку зрения высказал швейцарский литератор и археолог Эрих фон Дэникен. Он пришёл к выводу, что фигура на барельефе «является точной копией космонавта, сидящего за пультом управления космическим кораблём, держащего одну ногу на педали и глядящего на приборы, расположенные перед ним. С хвостовой части корабля виден выброс выхлопных газов».

Совсем недавно американский авиаконструктор Дж. Сэндерсон заложил репродукцию спорного рисунка в компьютер, и тот преобразовал плоское изображение в трёхмерное. В итоге получилась кабина космического корабля с пультом управления и двигательной установкой.

Алексей МИРТОВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты