Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Умереть как гладиатор

Большинство современных молодых людей при слове «гладиатор» представят себе Рассела Кроу в роли опального полководца Максимуса. Люди постарше, быть может, вспомнят ещё и Кирка Дугласа в знаменитом фильме «Спартак». Этим, пожалуй, и ограничивается список «источников», на которых наш современник строит свои представления о нравах Древнего Рима. Если спросить среднестатистического россиянина, что он знает о гладиаторских боях, то ответ, наверное, будет такой: это безжалостная бойня без правил, кровавая «куча-мала», в которой бились не на жизнь, а на смерть бесправные рабы. Но так ли это на самом деле?

Миф №1: гладиаторы — дешёвое пушечное мясо

Умереть как гладиатор

Гладиаторы были вовсе не дешёвым пушечным мясом, а настоящими профессионалами — что-то сродни нынешним футбольным и хоккейным легионерам. За ними тщательно ухаживали, лечили и берегли, не скупясь на лекарства и средства для укрепления здоровья. На костях гладиаторов, найденных археологами, остались следы хирургического вмешательства — в том числе таких сложных операций, как ампутации конечностей, и черепной хирургии.

Гладиаторы проходили серьёзную подготовку в специальных школах. На обнаруженных скелетах на кладбище в Эфесе видны изменения костей, вызванные жёсткими тренировками. Так, у одного гладиатора рука, которая держала меч, была длиннее другой почти на пять сантиметров — точно такое же явление у современных теннисных звёзд, хотя держат они куда более лёгкую ракетку. Тренировки, продолжавшиеся с утра и до вечера, были очень интенсивными. Под руководством учителя, бывшего гладиатора, новички обучались фехтованию. Каждому из них давали деревянный меч и щит, сплетённый из ивы. Удары отрабатывались на вкопанном в землю деревянном бревне. Когда новичок осваивал основные азы фехтования, ему вручали уже не деревянный, а железный меч, причём для укрепления мышц это оружие специально делалось в два раза тяжелее боевого.

В течение всего времени обучения в школе за здоровьем всех учеников внимательно следил штатный врач. Для того чтобы понять, насколько «трепетно» относились к здоровью будущих гладиаторов, достаточно сказать, что величайший древнеримский врач Гален долгое время работал не где-нибудь, а в Большой императорской школе гладиаторов.

Справедливости ради, надо отметить, что такая забота об учениках была вызвана вовсе не гуманизмом, а соображениями банальной экономии: владельцу школы было бы крайне накладно потерять от болезни и плохого питания бойца, в обучение которого вложено так много времени и денег.

По уровню подготовки гладиаторы были похожи на современных атлетов. Их мускулы были чрезвычайно развиты усиленной тренировкой и… диетой! В костях гладиаторов обнаружено много стронция и мало цинка. Это означает, что гладиаторы совсем не ели мяса, а питались высококалорийными продуктами: злаками и бобами (почти как современные спортсмены). Кажется невероятным, но эти свирепые бойцы были вегетарианцами! Естественно, это всё делалось исходя из тех медицинских знаний, которыми уже обладала к тому времени римская цивилизация. Кости с повышенным содержанием стронция могли выдержать сильные удары на арене, да и раны у гладиаторов заживали быстрее. Единственным исключением из этой жёсткой спортивной диеты был ужин накануне сражения: тогда гладиатор мог есть всё, что душе угодно.

Миф №2: все гладиаторы были бесправными рабами

Многих пленных, рабов, преступников действительно силой отправляли на арену, но чем дальше, тем больше шли в гладиаторы добровольцы. К закату Римской империи именно они составляли подавляющее большинство среди участников смертельных схваток.

С рабами и преступниками всё понятно — их мнения не спрашивали, но что заставляло свободных граждан избирать такую смертельно опасную профессию? Причины прозаичны: бедняка гладиаторская школа избавляла от постоянной заботы о куске хлеба. Лихого парня, в котором кипел избыток сил, она прельщала блеском будущих побед, богатством, славой.

И если тебе повезло, если удача тебе улыбнулась, если ты выходишь победителем в схватках, то становишься, говоря современным языком, «звездой светской хроники». О тебе говорят с восхищением в скромных мастерских ремесленников и богатых особняках сенаторов. Патриции берут тебя в свои телохранители. Юноши из знатных фамилий учатся у тебя фехтованию. Императоры спускаются на арену, чтобы поздравить победителя. Ну чем не нынешние великие спортсмены?

Отношение к гладиаторам было окрашено даже некоторой ноткой мистики. Так, кровь убитых гладиаторов считалась священной. Её давали пить больным эпилепсией. Богатые невесты смачивали в ней шпильки и грёбни своей свадебной причёски — считалось, что это сопутствует счастливой семейной жизни.

Миф №3: гладиаторский бой — дикая мясорубка

Бои гладиаторов не были обыкновенной дракой «стенка на стенку». Гладиаторы были строго организованы попарно. Причём в пару подбирались примерно равные по силам и подготовке. Голливудские фильмы дают совершенно искажённое представление об этих состязаниях. Поединки гладиаторов — не дикая резня, а соревнования по определённым правилам и с обязательным участием судей. Это своего рода боевой спорт. И как в каждом виде спорта, были ошибки и пристрастие судей.

У гладиатора был свой кодекс чести: он бился до последнего и предпочитал смерть бегству. Струсить перед противником, бежать от него — значит, покрыть себя несмываемым позором. Гладиатор должен был принять смерть с честью. Умение гладиаторов с достоинством встретить смерть считалось показателем храбрости и мужества, какими должен обладать настоящий римлянин. «Умереть как гладиатор» было высшей похвалой для любого солдата. Поэтому гладиаторские бои представляли собой скорее образцы военного искусства, а не обычные драки.

Кроме того, для устроителя игр было очень накладно, если в бою погибали множество опытных гладиаторов. Подготовка пополнения занимала много времени и средств. А ведь зрители хотели именно профессионального зрелища. Поэтому зачастую один гладиатор не убивал другого, а сражался до убедительного преимущества (например, до поломанной конечности). Чаще всего бойцы умирали не от прямого удара в бою, а от последующих инфекций, занесённых оружием. В эпоху Римской империи четыре из пяти гладиаторов покидали арену живыми. Поскольку один гладиатор сражался обычно не чаще трёх-четырёх раз в год, то у многих жизнь завершалась не столь печально, как принято думать.

Миф №4: зрители определяли судьбу гладиатора

Если гладиатор был смертельно ранен и терял сознание, то его добивали уже вне арены, с помощью специального молота, который, кстати, не использовался в бою. Если же боец был ещё в сознании, то его судьбу решали зрители.

Здесь стоит упомянуть о сигналах, которые использовали римляне, чтобы решить участь поверженного гладиатора. Принято считать, что поднятый вверх большой палец руки означал, что человека оставляют в живых, в то время как большой палец, опущенный вниз, показывал, что человек должен умереть. Неизвестно, кто первым высказал такую точку зрения, но до нас не дошло ни одного подтверждения этого факта ни в письменных, ни в изобразительных памятниках римской эпохи. Римские писатели упоминают о знаках, которыми толпа выражала своё мнение, но что из себя представляли эти знаки, они не поясняют. Так что опущенные или поднятые пальцы зрителей — ещё один миф, пришедший, скорее всего, из старинных гимназических учебников…

Денис ОРЛОВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты