Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Хетты: 1000 лет под двуглавым орлом

Герб Хеттов

На гербе хеттской державы, когда-то находившейся в восточной части современной Турции, красовался двуглавый орел. Хетты тысячу лет играли роль регионального лидера, ведя победоносные войны с соседями, и даже бросали вызов Древнему Египту. Возможно, процветание империи хеттов длилось бы еще, если бы ее цари не совершили роковую ошибку. Они начали войны против западных государств, где жили «народы моря». Побежденные восстали, а потом двинулись на Хаттусу — столицу хеттов.

До прихода хеттов Центральное Анатолийское плато и районы к северу от него занимали хатты — народ, о котором известно крайне мало. Турецкие археологи откопали хаттские могилы, датируемые III тысячелетием до нашей эры. Среди найденных в них предметов были серебряные и бронзовые фигурки животных, золотые кувшины и кубки, неизвестного назначения «штандарты», формой повторяющие солнечный диск.

В конце III тысячелетия до н.э. Анатолия превратилась в страну городов-государств, правители которых жили в замках. Богатство и власть им давали добыча и обработка металлов. Хетты торговали ими с Египтом и Месопотамией. Но на рубеже III и II тысячелетий по всему Ближневосточному региону начались ужасающие по масштабам перемещения народов. Из Северного Причерноморья и прикаспийских степей на Анатолийский полуостров вторглись племена хеттов-неситов. Они заняли Центральное Анатолийское плато, потеснив к западу фрако-лувийские племена, до того ведшие медленную экспансию на восток. Теснимые хеттами, лувийцы вынуждены были в период около 1900 года до н. э. частично переселиться на острова Эгейского моря и греческий материк.

Хеттский народ сложился как симбиоз хаттов, хурритов и пришельцев-индоевропейцев. При этом индоевропейцы составляли большинство знати, из их среды вышла и правящая династия. Повседневная жизнь хеттов была связана с сельским хозяйством. Были развиты различные ремесла. Сохранились свидетельства, что среди хеттов были врачи, строители, плотники, каменщики, ювелиры, медники, гончары, пекари, сапожники, прядильщики, портные, ткачи, рыбаки, повара, носильщики и стражники. Все эти люди в основном служили во дворцах и храмах.

В обычные дни хетты носили рубаху с длинными рукавами, которая доходила до колен. По праздникам надевали длинную тунику, известную под названием «хурритская рубаха». Обычно ее украшали вышивки или металлические аппликации, а иногда пояс и манжеты с вышитым на них орнаментом. Легкая туника и «шотландская» юбка, которые часто можно видеть на хеттских памятниках, были формой легко вооруженных воинов. Длинная хламида или плащ обычно служили облачением царей и жрецов во время церемоний. Кроме того, цари и жрецы носили на головах круглую шапку или головную повязку, но такие же головные уборы можно было встретить у охотников и акробатов. Иногда цари по случаю важных государственных торжеств надевали высокую коническую шапку — символ своего божественного происхождения. Городские женщины закутывались в плащи. Дома носили легкую тунику. И мужчины и женщины любили украшения: серьги, браслеты, кольца и ожерелья.

В Хеттской империи говорили на восьми языках. Во время официальных церемоний цари говорили на хеттском и аккадском. На языке, который ученые называют хурритским, писали различные тексты. Из остальных языков три встречаются только в виде коротких пассажей, разбросанных в религиозных текстах, а один может быть опознан только по нескольким специальным терминам в единственном документе. Восьмой язык — шумерский. Его включают в этот перечень потому, что хеттские писцы для собственных нужд составляли словари на основе шумерских знаков.

Изрядным разнообразием отличалась и хеттская религия, представлявшая собой смесь государственных и местных культов. Главным богом хеттской Анатолии был бог Грозы. Имеется множество местных памятников, изображающих это божество в различных видах, а из текстов ученые узнали, что с его культом было множество городов. В Сирии, часть которой долгое время находилась под владычеством хеттов, его изображали с топором и молнией в руках. В самой Анатолии он изображался правящим колесницей, которую быки тащат по вершинам гор. Бык — священное животное, которое может в одиночку стоять на алтаре бога. Другим выдающимся божеством была богиня Сауска, отождествляемая с месопотамской Иштар. Существовал культ бога, встречающегося в текстах под титулами Покровительствующий дух или Провидение. Его изображали стоящим на олене с зайцем и соколом в руках.

Хеттские места богослужения были разнообразны, начиная со скального святилища под открытым небом в Язылыкая и кончая сложными храмами циклопической кладки, найденными в Богазкее (Хаттусе). В некоторых городах храм был одновременно центром гражданского управления и хозяйственного аппарата. Он, должно быть, включал громадный штат религиозных и гражданских должностных лиц.

Противоположную крайность представляли места, где несколько святилищ обслуживались одним жрецом. Такие святилища имели весьма скромные размеры.

Один из самых главных праздников хеттского календаря назывался Пуруллия — Праздник земли. На празднике разыгрывался миф об убийстве дракона. Изображавший бога царь сражался со змеем Иллуянкой. Победа бога-царя символизировала торжество жизни над смертью и добра над злом. Действо посвящалось богине Земли Лельвани. О важности праздника можно судить по тому, что царь Мурсили II считал необходимым возвращаться в Хаттусу, прерывая военные походы, чтобы в очередной раз принять участие в Пуруллии.

Сила хеттской империи, как и большинства современных ей царств, держалась на новом оружии — легкой колеснице, запряженной конями. Поначалу хеттские цари, захватывая новые территории, считали свое дело правым. Однако к XIV веку до н. э. между цивилизованными народами установились более тесные связи, и владыки периода империи всегда старались как-то оправдать объявление войны даже мелким племенным вождям на своих северных границах, где обитали дикие племена касков. Как правило, противнику посылалось письмо с требованием выдачи беглых хеттских подданных, нашедших убежище на его территории. Если ответом был отказ, то посылалось второе письмо, в котором противник обвинялся в агрессии по отношению к империи. Дело подпадало под компетенцию небесных сил, и для своего решения должно было пройти через горнило войны.

Долгое время в качестве основного противника хеттской империи выступала страна Митанни, где хурритским населением правил арийский род. Сокрушив Митанни, хетты в XIV-XIII веках до н.э. столкнулись с египтянами. Хеттский царь призвал на помощь своих тогда еще союзников с запада — «народы моря». В пятый год царствования фараона Рамзеса II союзная армия дала египтянам решающую битву близ сирийского города Кадеш. Хеттам удалось окружить отряд фараона, и если бы не вовремя подоспевшие египетские резервы, то для Рамзеса II все закончилось бы плохо. Фактически же битва закончилась вничью: армии разошлись, но поле боя осталось за хеттами.

Спустя несколько десятилетий союзники стали врагами. Хетты покорили Арцаву, Аххияву, Мису, Вилусу и другие государства на западе Анатолии. Но покоренные восстали, составив с жившими на островах Эгейского моря родственными племенами антихеттскую коалицию. Между 1200 и 1190 годами до н.э. «народы моря» дошли до Хаттусы. Город был взят штурмом, во время которого, очевидно, применялась какая-то зажигательная смесь типа греческого огня, вызывавшая сильные пожары. Во всяком случае, на развалинах Хаттусы найдены следы плавления камня. Хеттская империя канула в Лету. Было забыто само имя хеттов. Затем на территории бывшей империи возникло несколько государств, которые с хеттами уже ничем не были связаны.

Виктор БУМАГИН






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты