Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Ящер, «нарицаемый богом»

Как известно, накануне принятия христианства на Руси, главным богом у восточных славян был бог дождя, грома и молнии — Перун, соответствовавший греческому Зевсу и римскому Юпитеру. Однако, по мнению ряда специалистов, история язычества на Руси знает и более ранние культы божеств.

Археологи давно уже находят по всей территории, где с 6-7 веков обитали восточнославянские племена, так называемые фибулы — металлические застежки для плаща. В те стародавние времена плащ сам по себе являлся престижной парадной одеждой, при этом фибула застегивала его спереди, на самом видном месте. Очевидно, по этой причине она изначально имела оберегающий смысл, служа своего рода талисманом, амулетом для владельца. Многие фибулы из той далекой эпохи являются подпинными произведениями прикладного искусства со сложной композицией, где, тем не менее, повторяются определенные мотивы, позволяющие судить о мире древних славян.

Сравнивая между собой изображения на различных фибулах, специалисты пришли к выводу, что наши предки, жившие еще до возникновения культа Перуна, делили окружающий мир на три части: небо, откуда исходили дожди и солнечный свет; землю, принимавшую лучи светила и струи дождя, и нижний, подземно-подводный мир. Властелином этого нижнего, ночного мира, могучим хозяином вод, рыбных богатств и озерно-речных путей был, судя по изображениям, загадочный ящер-дракон к которому люди обращали свои моления. Была у ящера, как у всесильного божества еще одна важная функция: вечером он глотал заходящее солнце на крайнем западе, а утром уже на другом конце земли, снова выпускал светило в небо. Так повторялось изо дня в день. Определенно, древние славяне считали ящера-дракона неотъемлемой частью некой общей космологической системы.

Сохранилось множество изображений этих сверхъестественных существ, причем, не только на фибулах. Найдено громное количество деревянных ковшей различного объема, ручки которых выполнены в виде головы ящера.

У этих чудищ одинаково крупные морды с oгромной пастью и тщательно вырезанными острыми зубами. На шее обозначена идеограмма воды, чаще в виде крутовой зигзагообразной линии или каплеобразных рядов, что символизировало подводный океан.

Неудивительно, что оформление именно ковшей было так тесно связано с культом ящера, ведь эта утварь, выполняя свое хозяйственное предназначение, регулярно погружалась в воду — стихию языческого божества. Найденные в новгородских раскопках ручки-ящеры ковшей датируются вплоть по 13 век. Многие женские украшения изготавливались с застежками в виде голов двух ящеров. Их изображениями, а также путем светила по небосклону, отмеченному 5-7-9 солнцами, расписывались прялки и музыкальные инструменты. Известны подлинные новгородские гусли, левая сторона которых оформлена как голова и часть туловища ящера. Старинные украинские бандуры также украшались изображением ящеров и волн.

Для древних славян ящер-дракон вовсе не олицетворял некое таинственное, агрессиви неотвратимое зло. Это был строгий хозяин подземно-подводного мира, от которого зависел улов рыбы, приток вешних вод и которого можно быль ублажить жертвоприношением. Традиция приносить жертву ящеру сохранялась еще долгое время даже после принятия христианства.

Вот как описывал ее русский историк и фольклорист А.Н. Афанасьев: «Крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают ее хлебом, потом надевают два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты, и в полночь опускают в прорубь или топят посредине реки».

Иллюстрация этого жертвоприношения запечатлена на новгородских гуслях 12 века: конь с низко опущенной мордой и подогнутыми передними ногами касается рыболовных сетей, символизирующих воду, а снизу к нему тянется ящер.

Отзвуки легенд и преданий о культе ящера-дракона вошли в некоторые летописи. Одна из них рассказывает о «князе Волхова», имеющем облик «лютого зверя коркодила» (крокодила). Якобы, обитал «бог Волхова» где-то в реке, очевидно, ниже Новгорода, а святилище его находилось у самого истока реки, близ Ильмень-озера. Согласно этой легенде, загадочный зверь крокодил был удавлен в реке, а затем некой волшебной силой отнесен по Волхову вверх по течению и извержен на берег у подножья священного городка в Перыни, поставленного им самим для языческих священнодействий.

Древний сюжет о речном божестве-ящере (коркодиле) известен также по русской вставке в переводе «беседы Григория богослова об испытании града», где говорится о звере, живущем в реке, которого «богом нарицаем».

Во второй половине 12 в. в древнерусском городе Вщиж, близ Брянска, жил мастер Константин, который отлил знаменитую бронзовую арку, дошедшую до наших дней. В каждой ее части кругами показаны три главные позиции движущегося по небосводу солнца — восход, зенит, закат. Снизу к арке примыкают две горизонтальные плоскости-подставки, перехваченные примерно посередине огромными головами ящеров, которые тянутся вверх, как бы поднимаясь из глубин своей подводно-подземной бездны, чтобы проглотить светило.

Эта уникальная работа древнерусского мастера еще раз свидетельствует о том, что отзвуки языческого культа ящера-дракона дожили, как минимум, до 12 в., то есть, существовали и после принятия христианава. Другой удивительный памятник культу ящера, причем не искусственный, а природный, нерукотворный, существует в городе Корсунь-Шевченковский, что в Черкасской области Украины. Здесь посреди реки Рось, лежит остров из красного гранита длиной примерно двести метров, удивительно точно напоминающий затаившегося в воде ящера: легко различить и острую морду с узкими глазами, и лапы, и массивное туловище, и вытянутый хвост.

Несомненно, в стародавние времена на этом острове существовало некое святилище, являвшееся местом поклонения и жертвоприношения таинственному подземно-подводному существу.

Валерий НЕЧИПОРЕНКО






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты