Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...








Интересные сайты:




У истоков могущества Тевтонского ордена

Тевтонскии рыцарский орден появился на рубеже XII—XIII веков. Первые три его великих магистра не оставили значительного следа в истории. Они наверняка заслужили среди крестоносцев хорошую репутацию и обрели немало влиятельных друзей - все больше благодаря заботам о здоровье тех, кто сражался в Святой Земле. Однако военное могущество тевтонцев и успехи на воинском поприще начинаются со времен их четвертого по счету великого магистра - Германа фон Зальца. Еще в первой трети XII века в Иерусалиме был основан паломнический дом для бедных и больных немцев. Его основал некий богатый и благочестивый уроженец Германии, построивший также рядом с этим домом часовню, нареченную именем Марии Тевтонской. В 1143 году община эта была передана в ведение военномонашеского ордена иоаннитов, известных также как госпитальеры, а ныне - и как Мальтийский Рыцарский Орден.

Однако, когда осенью 1190 года воинство крестоносцев начало осаду Акры, перед немецкими рыцарями и пилигримами стала неожиданная проблема. Французы и англичане легко находили помощь у госпитальеров, а вот немецкие крестоносцы были в основном оставлены на собственное усмотрение. Не в силах достойно хоронить своих мертвецов, они бросали тела в ров, напротив Проклятой башни, вместе с камнями и землей, которыми они пытались засыпать это препятствие. Любекские и бременские бюргеры, находившиеся в войске, устроили из корабельных парусов полевой госпиталь для своих земляков. Так появился новый Тевтонский дом. Герцог Фридрих Швабский, приведший под стены Акры остатки крестоносного ополчения, утонувшего в реке Селеф императора Фридриха Барбароссы, проникся идеей учредить новый военно-монашеский орден - исключительно для немцев. Что в конечном итоге и было сделано. Устав Тевтонского ордена в 1198 году учредил папа Иннокентий IV. Первым его великим магистром стал Генрих Вальпот.

Четвертый великий магистр - Герман фон Зальца был выходцем из Тюрингии, из семьи министериалов, которые считались рыцарями, но были не вполне благородного происхождения. Буквально поколение назад некий простолюдин изменил свой социальный статус, проявив отвагу и верность в той степени, что его кровь из красной превратилась в голубую. Герман не мог рассчитывать на большие подвижки, если пойдет по стопам отца и станет обычным светским рыцарем. И тогда он вступил в Тевтонский орден - на то время еще малочисленный, где его многочисленные дарования были особенно заметны. Ему не было еще и тридцати лет, когда его избрали великим магистром.

Герман фон Зальца всю жизнь демонстрировал незаурядные качества дипломата и мастера политического маневра,ухитряясь одновременно поддерживать экзальтированного германского императора Фридриха II Сицилийского и не ссориться при этом с Папами Римскими. Он лично во главе тевтонских рыцарей сражался в Святой Земле, нашел возможность помочь Венгерскому королевству защитить границу от набегов половцев, а также начал экспансию ордена в Пруссии, которая и станет более чем на два столетия основным делом этой военно-религиозной структуры.

В декабре 1216 года фон Зальца сопровождал юного императора Фридриха II в Нюрнберг, а вскоре уже присоединился к экспедиции, которая с Кипра отправилась к дельте древней и великой реки Нил, чтобы осадить порт Дамиетту. Он находился в рядах войска все долгих четыре года, что продлилась осада. Он выделялся умом и проницательностью, и к нему, несмотря на его молодость, охотно обращались за советом. Когда крепость, наконец, пала, крестоносцы двинулись вверх по течению к Каиру. Это наступление в итоге обернулось неудачей, и Герман оказался среди плененных египтянами. Его выкупили, но он не уехал в Восточную Европу, а продолжал поддерживать Фридриха Сицилийского в его начинаниях, связанных со Святой Землей.

Император-неудачник был отлучен от церкви папой Григорием IX за провал наступления в Святой Земле, Но Герман фон Зальца и его тевтонцы сохраняли верность Фридриху, за что тот наделил орден особыми правами в Иерусалиме, а также вверил им сбор пошлин в Акре. Близ этого города тевтонцы в 1220 году купили заброшенный замок. Они расширили его и по новой обогатили архитектуру. Замок этот, получивший название Монфор или Штаркенберг, был ценим за возможность принять большое количество гостей и прекрасные лесистые холмы вокруг. Обновленная же архитектура его во многом повторяла те замки, что подданные фон Зальца строили в далекой Трансильвании.

На протяжении многих десятилетий кочевники-половцы вторгались в Венгрию через перевалы в Трансильвании. Венгерский король Андрей пытался бороться с кочевниками, но ему мало чего удавалось. Андрей был в числе монархов, направлявших своих воинов сражаться в Святой Земле, и поэтому был хорошо знаком с фон Зальца. В разговоре он посетовал Герману на свои проблемы, и тот заметил, что военный орден, такой как Тевтонский, смог бы позаботиться о защите венгерской границы и сделать возможным для короля отправиться в Крестовый поход со спокойной душой.

Почти немедленно отряд рыцарей в сопровождении добровольцев - крестьян из Германии - выступил в незаселенные земли и построил несколько укреплений из земли и бревен. К 1220 году рыцари построили в Трансильвании пять замков, частично каменных. Это были Мариенбург, Шварценбург, Розенау, Кройцбург и Кронштадт. Они стали плацдармом для завоевания полупустынных половецких земель. Завоевание это велось столь поразительными темпами, что венгерские знать и духовенство, дотоле не заинтересованные в этих территориях, воспылали завистью и подозрениями. Фон Зальца сумел сделать так, что папа Гонорий III взял земли ордена в Трансильвании под защиту Святого престола. Тем не менее, король Андрей и принц Бела буквально под угрозой войны заставили рыцарей вернуться в Германию. Впрочем, в Трансильвании осталось немало немецких поселенцев.

Вторжения германских завоевателей в славянские земли к востоку от рек Лабы, Одры и Вислы начались еще в VIII веке. Исторические хроники донесли до нас немало свидетельств жестокостей немецких рыцарей. Так, король Генрих I Птицелов в первой половине X века подчинил себе славянские племена гаволян, ратарей, укрян, ободритов. Когда его войска взяли городок гломачей Гану, Генрих приказал перебить всех взрослых жителей, а детей превратить в рабов. Не менее жестоко вел себя и его преемник Оттон I, провозгласивший себя императором Священной Римской империи германской нации. В октябре 955 года по его приказу на берегу Балтийского моря с целью устрашения была сложена гора из 700 трупов, на вершине которой темнели пустые глазницы черепа злодейски умерщвленного славянского князя Тога.

Приняв христианство, к крестовым походам против славянских и балтских племен подключились и поляки. В 1222 году польские владетельные князья организовали такой поход против древнего балтского племени пруссов или, как их еще называют западные историки, боруссов. Поход возглавляли Лешек Белый, Генрик Бородатый и Конрад Мазовецкий, получившие помощь из Германии. На следующий год поход повторился, но оба они оказались безрезультатными. После этого Конрад Мазовецкий вступил в переговоры с великим магистром Тевтонского ордена Германом фон Зальца.

Первые крестоносцы из Тевтонского ордена прибыли в Польшу в 1226 году для того, чтобы изучить положение дел на месте. Среди было немало тех, кто уже успел опробовать себя в деле в Трансильвании. В том же году фон Зальца заручился так называемым привилеем императора Фридриха II, который передавал в сооственность ордена все территориальные приобретения, которые удастся рыцарям сделать в землях пруссов. А еще через восемь лет орден получил папскую буллу, в силу которого все завоевания тевтонцев в Пруссии объявлялись «собственностью святого Петра» и передавались в вечное владение крестоносцам.

Именно сюда, в Прибалтику, после окончательного фиаско на Ближнем Востоке были перенесены основные усилия Тевтонского ордена. Здесь крестоносный «натиск на Восток» прекратился лишь после сокрушительного поражения от объединенных сил поляков, литовцев и русских в битве под Грюнвальдом в июле 1410 года.








Предыдущая     Статьи     Следущая











Друзья сайта: