Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Вуду. Как стать богом

Когда работорговцы вели в Америку корабли с трюмами, полными рабов, они и не подозревали, что везут вместе с невольниками чёрный ужас Африканского континента — таинственную религию вуду.

Африканский след

Следует признать, что из всех мировых религий меньше всего нам известно именно о ней. Причём основным источником познаний выступают фильмы ужасов, где в кадре мрачные колдуны режут чёрных петухов, прокалывают иглами тряпочных или соломенных кукол и строем водят на злодейские дела отмороженных зомби. Однако вся эта экзотика составляет лишь часть сути вуду. Чему же на самом деле поклоняются, во что верят вудуисты?

Верования вуду настолько древние, что время их возникновения определить невозможно. Но эта религия оказалась настолько живучей, что и в наши дни имеет статус государственной в ряде западноафриканских государств, таких, например, как Гана, Бенин, Нигерия.

В переводе с языка африканского народа фон слово «вуду» означает «дух» или «божество». Издавна народы Африки жили (а многие живут и сегодня) по законам родового строя и верят в повсеместную одухотворенность природы, когда душой обладают все животные, растения, предметы и явления. При таком строе также принято почитать духов умерших предков, которые могут влиять на жизнь потомков. Смысл религии вуду состоит, таким образом, в налаживании общения с духами и достижении их расположения и помощи через различные практики, в первую очередь через взаимодействие с душами людей.

Человек же, с точки зрения вуду, состоит из нескольких компонентов, из которых обычному восприятию доступно лишь физическое тело. Следующая составляющая — «дух плоти» — нечто вроде энергетического дубликата тела, позволяющее ему функционировать. Сущность, называемая душой, по вудуистским верованиям, состоит из большого и маленького добрых ангелов. Большой добрый ангел является чисто энергетической структурой и после смерти человека возвращается в общее энергетическое поле. Маленький добрый ангел — индивидуальная часть души, вместилище личной информации человека. Он легко отделяется от тела и затем возвращается назад (во время сна, сильного испуга либо одержимости, когда временно замещается внешними духами лоа). Именно маленький добрый ангел человека становится главной мишенью магических действий колдунов или магической защиты от них.

По сути дела, вуду связывает воедино человека, природу, то есть окружающий его мир, и сверхъестественные силы, лежащие вне объективной реальности. Культ вуду демократичен, и духовные практики в нём доступны каждому без каких-либо посредников. Одержимость, которая в других религиях считается редким явлением, в вуду есть сугубо практическая цель, достигаемая определёнными ритуалами.

— Католик идёт в церковь, чтобы говорить с богом, а вудуист танцует во дворе храма, чтобы самому стать богом, — говорят о своей религии верующие.

Шаг через океан

В начале 16-го века вместе с тысячами чернокожих рабов культ вуду перекочевал на Американский континент. Там с ним случился парадокс, больше нигде не встречающийся в истории мировых религий. Дело в том, что американские плантаторы категорически запрещали рабам иметь что-то своё, в том числе и верования. Рабов поголовно крестили и всячески насаждали среди них христианство. Но, как всё запретное, религия вуду не исчезла, а перемешалась в головах несчастных негров с католичеством, переродившись в странный конгломерат язычества и христианства.

Впрочем, если присмотреться, не так сильно они и отличаются. Обе религии поклоняются одному высшему божеству и верят в жизнь после смерти. Прихожане католической мессы ритуально употребляют «тело» и «кровь» Иисуса, что роднит её с кровавыми жертвами вуду.

Кроме того, явно походят друг на друга посредники между высшим божеством и верующими: святые у католиков и лоа у вудуистов. Таким образом, господа и их рабы верили по сути в одно и то же, только под разными названиями. Обновленная религия вуду позволила выходцам из Африки сохранить в душах частичку своего мира и хотя бы отчасти противостоять окружающему злу.

С незначительными различиями религия вуду стала частью культуры на Гаити и Кубе, в Бразилии, Луизиане и существует там до сих пор почти без изменений. Не изменились ни сами божества вуду, ни служители их культа.

Жрецы и боги вуду

Магия вуду

Богом-создателем последователи вуду считают Нсамби или Бондьё — Доброго Бога. Сам он не участвует в жизни своих созданий — людей, вместо него это делают духи лоа, дети Бондьё. Духов почитают как старших членов семьи, им молятся, у них просят совета и помощи. Сотворив мир людей, Бог отдалился от него, но продолжает наблюдать за ним и управлять всем, как истинный Создатель. Он не воплощается на Земле и не является непосредственным объектом культа вуду. Зато, как считают вудуисты, все вокруг в человеческом мире пронизано силами лоа, именно с ними взаимодействуют верующие во время религиозных ритуалов. Воистину имя духам лоа — легион, причём каждый имеет собственное имя и предназначение. Пытаться перечислить всех их невозможно, но среди них есть наиболее могущественные и почитаемые персонажи.

Первым следует назвать Папу Легба, к которому принято обращаться в начале вудуистской церемонии. Собственно, без Легбы и церемонии никакой не получилось бы, поскольку он является стражем, привратником между миром мёртвых и миром живых. Если не воздать ему должное, двери между мирами не откроются и лоа не услышат просьб и молитв людей. Образ Легбы — старый хромец с палкой, отчего людей, одержимых Легбой, легко узнать: все они с трудом передвигаются, а некоторые могут лишь неподвижно лежать на земле, не в силах тронуться с места.

Ещё один представитель лоа — Барон Самеди, или Барон Суббота, ответственный за всё, связанное со смертью, мёртвыми, сексуальностью и рождением детей. Обычно он изображается как скелет в одежде похоронных дел мастера (чёрный костюм и шляпа) с сигарой в зубах. Одержимые этим духом люди проявляют неумеренную склонность к алкоголю, курению и радостям плоти. Как духа, за чьей спиной всегда стоит смерть, Барона особо почитают бандиты и прочие асоциальные элементы.

Наиболее известная из женщин лоа — Эрзули, богиня любви и красоты, отчасти родственная древнегреческой Афродите. Она управляет любовью, романтикой, роскошью и удачей (в том числе в азартных играх), любит мужчин и охотно помогает им, но не слишком жалует слабый пол. Считается, что Эрзули часто бывает несправедлива к желаниям женщин. Поэтому они почти никогда не бывают одержимы этой богиней.

Напрямую общаться с лоа могут только специально подготовленные люди — священники хунганы и женщины-священники мамбо. Во время обряда совершаются жертвоприношения и ритуальные танцы, затем священники впадают в транс и принимаются упрашивать лоа о помощи и покровительстве. — Если лоа остаются довольны оказанными им почестями, в благоприятном исходе обряда можно не сомневаться.

Но, оказавшись по какой-то причине отвергнутыми, изгнанными или верша месть, хунганы и мамбо становятся бокорами — колдунами вуду.

Практики и ритуалы

Чтобы причинить человеку вред, бокору не обязательно даже к нему приближаться. К его услугам вольт — кукла, которая после магического обряда получает связь с определённой персоной. А после установления связи появляется возможность воздействовать через куклу на человека, которого она воплощает, с целью нанесения ему вреда. Для изготовления вольта обязательно используются фрагменты тела жертвы (ногти, волосы, слюна, кровь), а также принадлежащие ей небольшие вещицы. Изготовив куклу, бокор втыкает в неё иглы, режет ножом, жжёт пламенем, и все эти действия должны через куклу влиять на здоровье жертвы. В итоге вольт прячут в любом месте недалеко от жертвы, чтобы воздействие было постоянным. Существует поверье, что даже самые сильные люди не способны долго оставаться в живых после такого колдовства.

Бокоры редко действуют в одиночку. Обычно они состоят в тайных обществах, куда входят лишь избранные, наиболее могущественные чёрные маги. Не обходили своим вниманием чародейство вуду и политические деятели, его, например, с размахом использовал небезызвестный президент Гаити Франсуа Дювалье. «Папа Док» Дювалье имел целую армию обученных магов, которая держала в страхе весь остров. Люди из этой армии одновременно служили и офицерами тайной полиции, и исполнителями страшных приговоров.

Излюбленным способом воздействия Дювалье на людей было зомбирование — то есть превращение их в своеобразных управляемых биологических роботов. Считалось, что человека лишают жизни, а затем с помощью заклинаний воскрешают снова, после чего он теряет душу и становится рабом своего хозяина-бокора. Однако на самом деле бокор никого не убивает. Ему лишь нужно приготовить из определённых видов растений зелье, блокирующее жизненные функции, но оставляющее нетронутым сознание. Потенциальный зомби, приняв зелье, как бы умирает, а затем оживает, не помня своей прошлой жизни, и становится послушной игрушкой в руках колдуна.

Даже немного ознакомившись с историей вуду, можно с уверенностью сказать, что это не набор разнообразных суеверий, не вид магической практики, а гармоничная религия со своим пантеоном, культом и философией, разве что связанная с магией более, чем прочие верования мира.

Екатерина КРАВЦОВА






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты