Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...








Интересные сайты:




Битва за Луну

Можно ли гарантировать, что земное человечество является единственной разумной силой во Вселенной? Поскольку никто такую гарантию дать не может, нельзя исключить, что стратегически важная Луна уже давно кем-то используется для слежения за нашей уникальной планетой. Ведь порядка полутора сотен звезд уже случайно пролетели практически через Солнечную систему. Поэтому даже без дискуссионных межзвездных перелетов существа из иных миров могли бы интересоваться Землей и наследить на Луне.

А.В. Архипов. Неразгаданные тайны Вселенной

«Мы еще вернемся...»

25 мая 1961 года президент Джон Ф. Кеннеди решил перехватить инициативу в освоении космоса у Советского Союза и объявил о начале программы «Аполлон». Выступая перед Конгрессом США, он заявил: «Речь идет не только о том, что человек должен полететь на Луну, но о нации в целом. Мы все должны бороться за то, чтобы он там оказался».

Так началась «великая лунная гонка», закончившаяся 20 июля 1969 года десантированием Нила Армстронга на лунную поверхность со словами: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». В последний раз человек побывал на Луне в декабре 1972 года, когда туда прибыл «Аполлон-17». «Мы еще вернемся», - пообещал тогда командир корабля Юджин Сернан. Кто же тогда знал, что 74 часа и 5 минут, проведенные им со своим коллегой Харрисоном Шмиттом среди кратеров и лунной пыли, станут последними на многие десятилетия.

Сегодня мировые политики все чаще говорят о новом то ли сотрудничестве, то ли противостоянии в попытках закрепиться и навсегда колонизировать наше ночное светило. Однако ситуация здесь непростая, поскольку, кроме Пентагона, науки и транспортной логистики, затрагивает еще и перспективные планы транснациональных корпораций.

Корабль «Федерация»

Одной из последних сенсационных новостей космонавтики стало формирование будущего экипажа российского космического корабля нового поколения «Федерация». На своем сайте госкорпорация по космической деятельности «Роскосмос» объявила открытый набор в отряд космонавтов, из которых шесть или восемь человек будут участвовать в «лунной одиссее 2031 года». Новые космонавты должны быть отобраны до конца года, тренироваться они будут в космическом центре «Звездный городок» под Москвой.

Сегодня в распоряжении госкорпорации находятся более трех десятков космонавтов в возрасте от 31 года до 58 лет. 14 из них уже побывали в космосе, а самый старший - Геннадий Падалка - установил мировой рекорд пребывания на орбите - 878 дней.

Новый космический корабль «Федерация» будет рассчитан на экипаж из четырех человек, по плану первый пилотируемый запуск должен состояться в 2023 году с нового космодрома Восточный в Амурской области.

Вполне возможно, что в начале 2030-х годов на окололунной орбите появится и российская станция, которая будет на постоянной связи с обитаемой базой.

Вместе с тем в новой «лунной гонке» есть и другие игроки. Это, конечно же, NASA со своим кораблем «Орион» и КНР, усиленно разрабатывающая пилотируемый лунный аппарат со спускаемым модулем. В ближайшем будущем Китай планирует послать на Луну возвращаемый зонд, который может вернуться с образцами грунта и пыли. В активе у космического агентства КНР уже есть несколько успешных посадок на сателлит и луноход «Нефритовый заяц».

Космонавтика и коммерция

Сегодня Луна по-прежнему вызывает интерес и как уникальная база для исследования ближнего и дальнего космоса, и как пересадочная станция по пути на Марс и другие планеты. В полярных областях может быть лед, из которого нетрудно произвести топливо для ракетных двигателей. Если это удастся, то космические экспедиции, отправляющиеся к внутренним и внешним планетам или просто путешествующие по Солнечной системе, смогут произвести дозаправку топлива от космической станции, расположенной на окололунной орбите.

Луна может стать гигантским научным инструментом для изучения Вселенной. На ее поверхности можно построить уникальные астрономические обсерватории с гигантскими телескопами из колоссальных зеркал, и все это благодаря низкой гравитации. К тому же в безвоздушном лунном небе нет атмосферных помех, так портящих жизнь земным астрономам.

Есть тут интерес и у транснациональных горнорудных корпораций, планирующих найти на Луне многие редкие полезные ископаемые. Отдельный вопрос составляет добыча ценнейшего изотопа гелия-3, который, не исключено, может быть использован для производства энергии в атомных и термоядерных реакторах будущего. Гелий-3 образуется на лунной поверхности под воздействием солнечного ветра и, по самым скромным оценкам, может решить энергетические проблемы землян на тысячелетия.

В освоении Луны есть и большие риски. Это прежде всего высокий уровень радиации, чудовищные температурные перепады и... лунная пыль. Оказывается, лунные пылинки настолько острые, что представляют большую опасность для вдохнувшего их человека. Они также могут стать большой проблемой для всяческих машин и механизмов.

Политика новой «лунной программы»

Новоизбранный президент США Дональд Трамп подписал закон, который обеспечивает годовой бюджет NASA в размере 19,5 миллиарда долларов. В законе, в частности, говорится, что основной целью аэрокосмической отрасли является организация нескольких экспедиций на новом космическом корабле «Орион», который выведет на орбиту сверхтяжелую ракету-носитель «Система космических запусков» (Space Launch System, или SLS). Беспилотный «Орион» должен попасть на окололунную орбиту в 2018 году, а в 2021-м туда отправится пилотируемая экспедиция.

Подобные планы строит и известный хозяин частной космической компании SpaceX Илон Маск, собирающийся через несколько лет свозить двух мультимиллионеров в лунный туристический тур. Эти планы вызывают зависть у многочисленных конкурентов Маска. Ведь «аэрокосмические» фирмы в последнее время множатся, как грибы после дождя. При этом некоторые из них не имеют ничего, кроме скромной конторки, в которой продают участки нашего спутника, кратеры и лунные туры в неопределенном будущем...

Международная станция

В долговременной перспективе NASA не видит необходимости создания собственной лунной базы, но готово к сотрудничеству, если подобный проект разделят «Роскосмос» и Европейское космическое агентство (ЕКА). Возможно, что к «лунной миссии» подключатся Китай, Япония и Индия. ЕКА уже тесно сотрудничает с NASA, разрабатывая модульный отсек с двигательной установкой для лунного варианта «Ориона».

Между тем аэрокосмические компании «Боинг» и «Локхид Мартин» совместно с российскими РКК «Энергия» и ГКНПЦ имени М.В. Хруничева подключились к новому плану совместной работы. Они рассматривают создание многонациональной станции в окололунном пространстве. Эта станция может стать не только крупнейшим центром изучения нашего естественного спутника, но и первым транзитным космопортом для полетов на Марс и к поясу астероидов. Операторы базы смогут управлять десятками луноходов, исследуя самые интересные и труднодоступные места поверхности сателлита. Здесь же может быть форпост для изучения опасных астероидов. Кроме того, в этот комплекс войдут несколько пилотируемых спускаемых аппаратов для путешествия по Луне.

Российская сторона готова внести весомый вклад, предоставив космические модули, которые станут домом для экипажей и будут достраиваться долгие годы. Такая станция может либо стать средой обитания международного экипажа, либо по старому проекту космической связки «Аполлон» - «Союз» состоять из сообщающихся национальных блоков.

РКК «Энергия» уже предложила на выбор разные образцы новейшего оборудования для строительства совместного жилого и лабораторного комплекса. В то же время планируется превратить стыковочный отсек, созданный РКК «Энергия» для МКС, в многотонный «космический причал» окололунной станции. Там будут собственная система жизнеобеспечения, спальное и грузовое отделения.

При этом каждый элемент постоянно достраиваемой космической базы будет отправляться к станции на ракете SLS. Российские инженеры даже придумали проект мини-поезда из таких модулей, которые будут цепочкой выстраиваться за беспилотным космическим локомотивом.

Тайна миссии «Аполлон»

А еще «Роскосмос» создает для новой базы модуль «все в одном», где будут энергетическая установка, двигатель и просторные рабочие и спальные помещения для экипажа. Его основу составляет многофункциональный российский модуль, разрабатываемый в качестве главного элемента нашей будущей космической станции на околоземной орбите.

Россия также может многое получить от такого сотрудничества. Без совместной работы с NASA у нее до 2030 года вряд ли будет космический транспорт, сопоставимый с SLS. Пока лишь в планах «Роскосмоса» осуществить сложную схему из четырех запусков тяжелых ракетоносителей «Ангара А5В». Поэтому, если концепция SLS окажется удачной, NASA вскоре сможет предложить «Роскосмосу» транспорт в окрестности Луны.

Почему же надо строить новую базу не на Луне, а поблизости? И почему подобные планы возникли только через 45 лет после последнего полета «Аполона-17»? Известный харьковский радиоастроном-уфолог Алексей Архипов считает, что миссия «Аполлон» столкнулась если и не с селенитами, то с какими-то угрожающими артефактами «чужих». Иначе говоря, место оказалась занятым.

Олег ФАЙГ








Предыдущая     Статьи    











Друзья сайта: