Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Город-трансформер

В последние годы очень модной стала идея трансформации - изменения формы и функции предмета или явления. Меняется окружающий мир, и даже предметы обихода изготавливаются в расчете на будущую трансформацию. А могут ли петербуржцы считать, что они живут в городе-трансформере? Давайте посмотрим.

Вместо болот

Считается, что строительство Санкт-Петербурга было одной гигантской трансформацией заболоченной территории в городской массив. От этого очень пострадало население местных деревень. Финских и шведских крестьян насильственно сгоняли на строительство, превращали в рабов, а их дома безжалостно разрушали. Царь искал дешевую рабочую силу, и он ее нашел. Строительные работы вскоре приобрели широчайшие масштабы.

Петр причинил местному населению много горя. Результатом трагических трансформаций стал город на Неве, построенный на болотах и топях. Существует множество легенд о призраках погибших на строительстве, которые хотят вернуться и получить обратно свои деревни.

Едва ли не первой легендой о трансформации в только что построенном городе была история о превращении дома сподвижника Петра I Александра Кикина в частный музей. Знаменитые палаты Кикина на первых порах не привлекали посетителей, и хозяин дома стал потчевать гостей водкой и закуской. Лишь после этого гости шли смотреть картины итальянских мастеров, которые сегодня стали бесценными.

Корабли, превращенные в музеи

Крейсер «Аврора» и ледокол «Красин» стали самыми известными в нашем городе кораблями-трансформерами. Велико историческое значение «Авроры», принимавшей участие в Русско-японской войне и событиях 1917 года. Пушки легендарного корабля участвовали в обороне Ленинграда от вражеской блокады.

Переделка «Авроры» и ее превращение в музей проходили болезненно. Идеологические органы давили на музейщиков. Существовала установка, по которой корабль должен был быть восстановлен именно как историко-революционный памятник. Было запрещено воспроизводить в первозданном виде уникальные интерьеры судна, так как пришлось бы восстанавливать иконы и обстановку сверхкомфортабельной кают-компании.

В конце 1980-х годов корпус корабля подвергся существенной переделке, нижняя часть судна лишилась многих элементов, а пытливые историки города даже знали, куда были выброшены отрезанные фрагменты.

После распада СССР, когда было принято разоблачать революционные мифы, стало модным писать, что никакого выстрела «Авроры» не было, а главный вклад судна в историю флота - это его участие в Русско-японской войне. Получается, даже история легендарного крейсера стала объектом трансформации. К счастью, ныне крейсер восстановлен в первозданном виде.

Ледокол «Красин», построенный в Шотландии, стал музеем в результате упорной борьбы. Интерес к полярной тематике в СССР то взлетал до небес, то шел на спад. «Красин» списали и чуть ли не объявили бесхозным имуществом, кучей металлолома. Понадобились неимоверные усилия историков и краеведов, чтобы спасти уникальный ледокол и превратить его в плавучий музей.

Павильон для пана Стыки

Польский художник Ян Стыка (1858-1925 годы) очень любил монументальную живопись и создавал картины огромных размеров. Порой кажется, что гораздо труднее смонтировать такое гигантское панно из отдельных частей, чем написать его. Сборка картин Стыки всегда требовала большого числа «монтажников», найти которых было непросто.

И все же одна работа Стыки приехала в город на Неве. Польских живописцев в Санкт-Петербурге всегда очень любили. Страстным поклонником польской живописной школы был Илья Репин. И полотна знаменитых поляков были в городе частыми гостями.

Было решено разместить хотя бы одну панораму в городе на Неве. В начале XX века Стыка создал панорамную картину «Голгофа». Известно, что картина с таким названием выставлялась в Санкт-Петербурге, причем для нее было построено специальное здание. До сих пор неизвестно, экспонировался оригинал или копия. В любом случае, она исчезла.

Не исключено, что кому-то не хотелось соперничества Стыки с классиками российских военных панорам и диорам. Но павильон, в котором демонстрировалась «Голгофа», был трансформирован в кинотеатр «Колизей».

Райкомы во дворцах

Когда к власти пришли большевики, в Петрограде началось так называемое уплотнение. Старинные квартиры, в которых жила одна семья, превращались в печально известные коммуналки. Некогда уютные комнаты теряли свои былые очертания вследствие многочисленных перегородок. В ванную и туалет выстраивалась очередь из жильцов. Таковы были результаты социальных катаклизмов, из-за которых и начались переделки.

Еще одним видом трансформации было превращение дворцов и особняков в райкомы партии. Большевики с радостью разместили свои штабы среди зеркал и скульптур. Отношение партийных функционеров к старине было неодинаковым. Некоторые ответственные работники уважали искусство прошлого и не давали даже переставлять старинную мебель. Другие, наоборот, с удовольствием развешивали повсюду агитационные плакаты и диаграммы роста промышленности - новые атрибуты эпохи.

Гости из Западной Европы и США, в разные годы посетившие идеологические учреждения города, очень удивлялись лепнине и зеркалам. Они-то думали, что все большевистские учреждения располагаются в новых архитектурных зданиях, контурами напоминающих крейсер или броневик, а в плане похожих на серп и молот.

Такие здания проектировались в 1920-х годах. Именно они и были призваны кардинально трансформировать город. Александр Родченко был одним из немногих авангардистов, последовательно развивавших идею трансформинга. Он создавал необычные предметы быта, например, записные книжки для авиаторов, которые при раскладывании приобретали форму парашюта. Идеи Родченко легли в основу рабочих клубов, в которых многое было складным и раздвижным.

Архитекторы 1920-х годов думали, что произойдет конструктивистская трансформация города, что Ленинград наполнится постройками в строгом геометрическом стиле, но этого не произошло.

Новые функции храмов и мостов

Едва ли не самой страшной и трагичной трансформацией храмов было устройство в их стенах складов, в особенности овощехранилищ. Прекраснейшие соборы города перенесли эти унизительные для верующих переделки. Соборы, в которых пахло ладаном, наполнились запахом картошки. Были демонтированы алтари и люстры, взламывались мозаичные полы. Новые хозяева ломали витражи, а в стены вбивали крюки. Шли годы, но горожане никогда не называли религиозные святыни овощехранилищами, помня их исторические названия.

Церкви превращались не только в складские помещения. Морской собор в Кронштадте в течение многих лет был кинотеатром. Старожилы рассказывают, что иногда во время киносеансов сквозь полотно экрана вдруг начинали просвечивать фигуры святых на старинных фресках, и это ужасало зрителей.

Однако не все трансформации так трагичны. Например, на 2006 год был запланирован международный кинофестиваль на Дворцовой площади, который был отменен. По плану устроителей фестиваля предусматривалось превратить один из пролетов Дворцового моста в гигантский киноэкран, на который должны были проецироваться некоторые из конкурсных фильмов или видеоролики с анонсами и хроникальными сюжетами о ходе фестиваля. Прошли годы, и возникла идея «поющих мостов», которая получила широкий отклик.

Летающая тарелка в центре Петербурга

Станция метро «Горьковская», открытая в 1963 году, была выполнена в традиционном для хрущевской эпохи стиле. Однако несколько лет назад станцию перестроили, и она приобрела вид... летающей тарелки. Сооружение цилиндрической формы, имеющее характерный купол, было спроектировано архитекторами Валентиной Шуваловой и Ароном Гецкиным.

Благодаря этому смелому решению в Санкт-Петербурге существует одна из самых удивительных станций метро, ведь она выполнена в космическом стиле. Ранее космическая тема не находила адекватного отражения в архитектуре метро и получила его лишь с созданием гигантской летающей тарелки.

Станции метро всегда строились с таким расчетом, чтобы их можно было быстро переоборудовать для использования в качестве бомбоубежищ. А вот факт переделки наземного здания в летающую тарелку был зафиксирован впервые.

Триумф водонапорной башни

Знаменитая водонапорная башня на Шпалерной улице является замечательным памятником промышленной архитектуры XIX века. Она хорошо сохранилась, и мало кто знает, что когда-то эта очень интересная постройка была на волосок от сноса.

Башня красиво смотрится с разных точек. Она очень разнообразит перспективу Невы, обозреваемой с Литейного моста. Однако в середине 1980-х годов у кого-то «наверху» возникла мысль, что башня будто бы закрывает вид на расположенный неподалеку Таврический дворец. Стоит убрать ее, и памятник архитектуры будет хорошо виден с Невы. Так родилось распоряжение снести уникальный объект. К счастью, судьба помешала этому варварскому проекту осуществиться. Человеческий разум и любовь к петербургской старине одержали победу. Сегодня в башне находится уникальный Музей воды, известный своими новаторскими методическими разработками.

Андрей ДЬЯЧЕНКО








Предыдущая     Точка на карте    







Интересные сайты