Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Поющие чаши Тибета

Поющие тибетские чаши уже несколько тысячелетий известны как средство для медитации и исцеления. Их звуки насыщают организм дополнительной энергией и способствуют лечению таких недугов, как головная или мышечная боль, бессонница, урологические и гинекологические заболевания, гипертония, сердечная недостаточность и многих других. Их целебное воздействие подтверждено исследованиями, которые проводились в самых современных лабораториях, но продолжает оставаться таинственным.

День рождения трона

В буддизме эти круглые чаши используют не только для врачебных целей, но и во время молитвенных обрядов и песнопений, сопровождая их звучанием определенные фразы в мантрах и гимнах. На самих чашах нередко выгравированы слова молитв или изображения богов. Их размеры могут быть самыми разными - от нескольких сантиметров до метра и более. Звучание достигается легким касанием или вождением деревянной палочки по краям сосуда. Особенный тембр каждой чаши определяют ее форма и сплав металлов, из которого она изготовлена.

Ученые считают, что такие целебные источники звука появились не менее 2500 лет назад. Правда, настолько старые чаши отыскать пока не удалось, но их изображения есть на многих древних рисунках.

Кроме того, с ними связаны многочисленные предания и легенды. По одному из новейших рассказов, для далай-ламы V, духовного правителя Тибета, жившего в XVII веке, построили дворец Кунгар Ава рядом с монастырем Дрепунг - и трон сделали в виде поющей чаши. Она сохранилась до сих пор, тибетцы считают днем рождения этой чаши 15 июля. Каждый год в этот день люди приходят в монастырь послушать ее звучание, веря, что тот, кто хоть раз сделал это, никогда не попадет в ад.

Согласно другой легенде, такие чаши предназначались для сбора подаяния, и с ними в древности ходили по миру первые буддийские монахи. Любое, даже самое пустяковое пожертвование следовало принимать с благодарностью. Звон чаши считался одним из будущих воплощений Будды, которое имело имя Майтрейя, что можно перевести как «гармоничный резонанс».

Недостающее вещество

Самое древнее предание говорит о том, что когда-то духи высшего разума сказали ламам, что для общения с ними нужен предмет в форме чаши, состоящий из сплава семи металлов: золота, серебра, железа, меди, свинца, олова - и некоего неизвестного элемента. Монахи пробовали обойтись без него, но пение этих чаш не оказывало на людей благотворного влияния. Только после многих лет общения с духами в страну пришел метеоритный дождь - и космическое вещество оказалось именно тем недостающим элементом нужного сплава, после чего волшебные чаши стали издавать чарующее звучание.

В 1950 году Тибет был захвачен Поднебесной и вошел в состав КНР. Многие буддийские монастыри осквернили и разграбили. Поначалу китайцы не придали особого значения поющим чашам, приняв их за обычные емкости для еды или хранения пищи. Этому способствовало то, что чаши действительно применялись в качестве кухонной посуды: тибетцы верили, что еда в них очищается и становится более полезной, особенно для беременных и кормящих женщин. Кроме того, в такие чаши помещали минералы и драгоценные камни, которые потом использовали для нетрадиционных способов лечения.

Позже свойства звучащих чаш стали известны не только в Китае, но и в Европе - благодаря тому, что после разрушения монастырей тибетским монахам пришлось странствовать по свету. Выяснилось также, что подобная «музыкальная посуда» уже давно существует в Японии, Индии, Корее и других странах Азии. Но самые лучшие по звучанию и воздействию чаши были сделаны именно в Тибете. Дело в том, что их уникальная мелодика достигается одновременным звучанием нескольких гармонических обертонов (призвуков) -другими словами, в колебаниях предмета, сделанного из сплава металлов, мы воспринимаем электромагнитные волны каждого из них. Отличие древних чаш Тибета в том, что в них присутствует метеоритное вещество из данной местности - а падающие небесные тела здесь проходят через более тонкий слой атмосферы, и их состав имеет необычные свойства.

Еще одной особенностью тибетских поющих чаш является то, что они изготавливались с большим количеством серебра, благодаря чему их звучание никогда не обрывается, а только затухает.

Совпадение с ритмами организма

Поющие чаши Тибета

Различные по размерам, форме и сплавам, из которых они изготовлены, чаши не только издают разные звуки, но и применяются буддийскими специалистами для лечения разных заболеваний.

Сейчас их использование называют звуковыми ваннами или звуковым массажем. Но чем же обусловлены целебные свойства поющих чаш? Версий, которые выдвигают ученые, очень много, рассмотрим только самые интересные из них.

Бельгийский звукотерапевт Ханс де Бэк считает, что вибрации поющих чаш способствуют синхронности левого и правого полушарий человеческого мозга. Известно, что левое полушарие более развито и отвечает за логическое мышление, а правое контролирует наши чувства и впечатления. При прослушивании поющих чаш правое полушарие получает недостающую активность, и обе половины мозга действуют на равных - то есть человек становится по-настоящему гармоничной личностью. Даже этих минут хватает, чтобы организм благодаря внутренним сигналам мозга сумел перестроиться и одолеть болезни.

Голландский эксперт в области буддизма Эрик Брейн в одной из своих книг сравнивает различные обертоны, издаваемые поющими чашами, со звучанием органов человеческого тела: шумами циркулирующей крови, тонами сердца, вибрациями органических процессов и т.п. Каждое звучание за счет резонанса увеличивается по силе, что способствует оздоровлению внутреннего органа.

Примерно о таком же воздействии музыки вообще (не только поющих чаш) говорит австрийский профессор Арнольд Кейзерлинг: в теле каждого человека существуют первичные звуки, настроенные на ритмы внутренних органов и головного мозга. Именно их вибрации способствуют порядку и гармонии организма. То есть, если продолжить данную мысль, древние буддийские монахи не просто создавали звучащие чаши, а делали их такими, чтобы они по вибрации совпадали с базовыми первичными звуками человеческого тела.

Звуки из космоса

Мнениям о внутренних, свойственных нашему телу способностях исцеления от звучания тибетских чаш противостоят версии о космическом факторе подобного лечения.

Швейцарский математик Ганс Кусто и немецкий музыкальный теоретик Иоахим-Эрнст Берендт в разное время изучали частоты планет (число колебаний в секунду) и сравнивали их с традиционным звукорядом.

Выяснилось, что каждому из крупных небесных тел соответствует своя нота, близкая ему по частоте. К примеру, Венере - ля первой октавы (частота ноты -440 герц, планеты - 442,46 герца), Юпитеру - фа-диез, Луне - соль-диез и т.п. Наша планета имеет несколько тонов, основной из них - до-диез, звук постоянной вибрации Земли.

И вот здесь нас ждет сюрприз! Именно тон, соответствующий ноте до-диез, в древних индийских текстах отражается в качестве священного «ом». Это звук спокойствия, полной внутренней гармонии, просвещенности и разума.

К сожалению, письменные свидетельства о создании древних поющих чаш Тибета не сохранились (или еще ждут своего открытия). Но, исходя из вышесказанного, можно с полной уверенностью утверждать, что многие тысячелетия назад восточные мудрецы уже знали о тонах вибраций планет. И значит, тибетцы могли делать свои чаши, учитывая звучание больших космических объектов и их воздействие на людей. Ведь отклик на поведение небесных тел изначально присутствует в каждом организме и влияет на наши самочувствие и сознание.

Ученый и музыкант Райнер Тилльманн создал ряд композиций на основе звучания поющих чаш Тибета. В зависимости от астрономического календаря он рекомендует прослушивать те или иные мелодии для оздоровления и хорошего самочувствия. По его мнению, этому помогают именно звуки планет, которые передают чаши.

Вода становится целебной

Другие исследователи отмечают, что поющие чаши полностью соответствуют принятому на Востоке делению всего, что существует, на мужское (ян) и женское (инь) начала. Соответственно, инь - это сама чаша, ян - палочка или молоточек для ее звучания, а их общая энергетика рождает звук, который можно сравнить с ребенком, появившимся из лона матери. Таким образом, звучание поющей чаши отражает гармонию всего мира и способствует тому, что слушатели обязательно становятся чище и добрее.

Кстати, рядом с поющими чашами буддисты нередко помещают драгоценные или полудрагоценные камни (алмаз, турмалин, горный хрусталь), каждый из которых тоже имеет свой звуковой тон и благодаря резонансу способствует излечению от определенной болезни. В других случаях лечебный эффект усиливается с помощью ароматерапии или специально подобранного цветового ряда.

И еще одна загадка поющих чаш: вода, налитая в них, под воздействием вибрации становится целебной, обладает противовоспалительным и восстанавливающим эффектом. Что здесь сказывается: влияние космоса или способности внутренних сил организма, однозначно сказать нельзя - но волшебные звуки тибетских чаш уже открывают свои загадки и помогают нам жить в гармонии с собой.

Платон ВИКТОРОВ








Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты