Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Гении. Поцелованные Богом

«Я - гений!» - восклицает человек, сотворив что-то оригинальное, исключительное, небывалое - то, до чего никто раньше не додумался. Но такое разовое озарение - еще не повод для того, чтобы объявить себя гением. В настоящее время среди более семи миллиардов населения Земли насчитывается едва ли сотня гениев, реализовавших свой потенциал и общественно признанных. Так что, если вы встретите настоящего гения и тем более пообщаетесь с ним, считайте, что вам несказанно повезло.

Гипертрофированный талант

Нынче слова «гений» и «талант» сильно обесценены из-за частого и порой неоправданного употребления. Но чем одно отличается от другого?

«Гениальность (от латинского genius - "дух") - высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведении, имеющих отдаленные последствия во многих областях культуры», - такое определение дается в «Википедии». Иными словами, гениальность - наивысшая степень одаренности в чем-либо. Творения гения способны изменить ход истории, повлиять на души и события, позволяя обществу совершить качественный переход на следующую ступень развития.

Талант - очевидная способность человека к чему-либо, которая есть практически у каждого жителя Земли, только его надо открыть и развить, отточить повседневным кропотливым трудом. Талантливый человек также способен к творчеству, но он не создает ничего сверхвыдающегося, революционного, космических масштабов. Он может либо подготовить почву для грядущего гения, либо развить то, что было открыто гением, детализируя и конкретизируя его изобретения.

Знаменитый криминалист, психиатр и социолог Чезаре Ломброзо писал, что гениальность отличается от таланта тем, что проявляется всегда бессознательно и достаточно неожиданно. Талант же творит рационально, согласно продуманному плану действий. Гениев относят обычно к креативным людям, а талантливых людей - к интеллектуалам.

Можно сказать, что гениальность - это гипертрофированный талант. Гений затмевает талантливых личностей, подвизавшихся в той же области деятельности. К примеру, во времена Пушкина было немало хороших поэтов и писателей, но о них ныне знают лишь литературоведы, а испытание временем выдержали только гениальные произведения «солнца русской поэзии».

Лучший возраст

Советский генетик Владимир Эфроимсон писал: «Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются». А Томас Эдисон считал, что «гений - это на 99 процентов труд до изнеможения и на один процент игра воображения». То есть, по его мнению, гениальность - не врожденный дар, ее можно развивать. Кто же из них прав?

История человечества знает немало примеров, когда гений обнаруживал свои выдающиеся способности в весьма юном возрасте. Так, четырехлетний Моцарт освоил клавесин, в пять лет сочинял маленькие пьесы, в шесть - практически самостоятельно выучился играть на скрипке.

Карл Гаусс делал сложные математические подсчеты в трехлетием возрасте, а в начальной школе легко и быстро складывал в голове более 100 чисел.

Уильям Джеймс Сайдис родился 1 апреля 1898 года в Нью-Йорке. Он научился читать и писать к концу первого года жизни. В возрасте 18 месяцев Уильям читал газету «Нью-Йорк таймс». В четыре года он прочел Гомера в оригинале, в шесть лет изучил аристотелевскую логику. Между четырьмя и восемью годами мальчик написал четыре книги, включая одну монографию по анатомии. К восьми годам Уильям знал восемь языков - английский, латынь, греческий, русский, иврит, французский, немецкий и еще один, который он изобрел сам. В зрелой жизни он свободно владел 40 языками, а, по утверждениям некоторых авторов, это число достигало 200. В 11 лет Сайдис поступил в Гарвардский университет и окончил его в 16 лет, а на двадцатом году жизни стал профессором. Его IQ оценивался в районе от 250 до 300, что является наивысшим показателем в истории человечества. Возможно, Сайдис был самым умным человеком на Земле. Но, после того как в 1919 году его заключили в тюрьму за участие в социалистическом антивоенном митинге, он отказался от прежней жизни и академической карьеры и стал обычным рабочим. Умер Уильям в 1944 году в возрасте 46 лет.

Подобных примеров, когда «ранний старт» вундеркиндов обрывался в зрелые годы, можно привести множество. Но все же большинство из них сохраняли свои уникальные способности до глубокой старости.

Точно так же известно немало случаев, когда человек, ничем не примечательный в детстве и юности, раскрывает свои таланты в достаточно зрелом возрасте. Яркий пример - американская художница, которую обычно называют Бабушка Мозес (Grandma Moses). Анна Мэри родилась в 1860 году и прожила тяжелую, безрадостную жизнь. Она была женой батрака, родила десятерых детей, половина из которых умерли в младенчестве. В 67 лет женщина овдовела. А еще через 10 лет старушка из-за артрита лишилась возможности заниматься любимым делом - вышивать - и решила писать картины. Она собиралась дарить их родственникам и знакомым на Рождество и прочие праздники, чтобы не тратиться на подарки. Рисовать ее никто никогда не учил. Малевала как Бог на душу положит. А Он положил - не поскупился. Бабушка Мозес создала более тысячи полотен, прославилась и разбогатела. Она прожила 101 год и сейчас считается классиком наивного искусства. Ее работы висят в музеях и даже в Белом доме.

Лучший возраст для гениальных идей, как установили ученые, - 29 лет, когда у человека наблюдается оптимальное сочетание уровня образования и энергии, особенно если он не связан семейными и бытовыми обязательствами.

И хотя гениями действительно рождаются, но, по выражению того же Владимира Эфроимсона, «основной их особенностью всегда оказывается способность к неимоверному труду, абсолютная одержимость и стремление к абсолютному совершенству».

«Как причудливо тасуется колода!»

Генетики с давних пор одержимы идеей открыть ген гениальности. Тогда стало бы возможным поставить производство гениев на поток. Но, скорее всего, такого гена не существует в природе.

Долгое время считалось, что рождение гениального ребенка вполне вероятно, если родители имеют большую разницу в возрасте: юная мама и немолодой отец. Ссылались при этом на древнекитайского мудреца Конфуция, который родился, когда его матери было 17, а отцу - 63 года. Подобные мезальянсы нынче редкость. Однако и теперь некоторые ученые полагают, что для появления гениального ребенка идеальная разница в возрасте родителей такова: возраст матери должен равняться половине возраста отца плюс семь лет.

Другие «специалисты» утверждают, что ребенка-гения нужно зачинать в мае, поскольку наибольшее число выдающихся личностей родилось в феврале. Якобы это связано с некими вспышками на Солнце, которые благоприятствуют активной мозговой деятельности ребенка.

Наконец, достаточно распространена теория, что наиболее вероятно рождение гения, когда оба родителя обладают признанными талантами, высоким IQ и среди их предков были выдающиеся личности. Но эту гипотезу опровергает сама жизнь. Нельзя не согласиться со словами Воланда из «Мастера и Маргариты»: «Как причудливо тасуется колода!» У самых обычных родителей может появиться на свет гениальный отпрыск. И, наоборот, у высокоинтеллектуальных папы и мамы вдруг рождается дитя с совершенно заурядными способностями. Не зря же говорят, что на детях гениев природа отдыхает.

Установлено, что гениальность возникает в результате целой комбинации генов. Например, чтобы сочинять музыкальные шедевры, нужно унаследовать минимум четыре пары «композиторских» генов. А при зачатии будущего великого поэта должны соединиться 10 пар рецессивных (то есть неактивных у родителей) генов. Кстати, ученые утверждают, что Александр Сергеевич Пушкин обладал 20 парами таких генов! Кроме того, творческий дар проявляется лишь на стыке двух генетических линий, каждая из которых обязательно должна содержать в себе как зачатки одаренности, так и незначительные патологические отклонения. Это объясняет тот факт, что многие гении страдают психическими заболеваниями, самым безобидным из которых является циклотимия, характеризующаяся резкими перепадами настроения, когда апатия и тоска сменяются радужным настроением и творческим подъемом. Не выдержали испытания бременем гениальности и тронулись рассудком такие великие люди, как Тассо, Свифт, Шуман, Гендель, Гофман, Ницше, Чюрлёнис... Но в то же время обладали устойчивым умственным и душевным здоровьем Платон, Моцарт, Гёте, Кеплер, Лейбниц, Дарвин, Пушкин, Толстой. Рерих и многие другие гении.

Если вам по-прежнему хочется водить знакомство с гениями, припомните слова Жорж Санд: «Вот где сидят у меня эти великие люди. Хорошо читать их жизнеописания, приятно посмотреть на них, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора. но плохо иметь с ними дело. Они злы, взбалмошны, деспотичны, желчны, подозрительны».

Виктор МЕДНИКОВ








Предыдущая     Статьи    







Интересные сайты