Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Не забывайте, что это только научные прогнозы, никак не претендующие на стопроцентную вероятность.

2074 Год Фонтан свежей воды в Персидском заливе

После восьмимесячного путешествия огромный белый айсберг плывет на волнах Красного моря вдоль берегов Аравийского полуострова. Это стало возможно благодаря новым технологиям, позволяющим сохранять холод. Став настоящим развлечением для местного населения, айсберг должен удовлетворить потребности стран в пресной воде.

Об этом говорили на протяжение десятилетий! Наконец это свершилось, и льдина выдержала! Операция «На скалах», завершилась неожиданным успехом. Она открывает невероятные перспективы: возможность доставлять в больших масштабах в «обезвоженные» страны огромные количества свежей чистой воды. Запасы пресной воды на Земле действительно сокращаются. Конечно, океаны по-прежнему занимают большую часть поверхности Земли, но эта колоссальная масса воды (1,34 миллиарда миллиардов литров!), увы, соленая. Следовательно, она не может использоваться ни для питья, ни для полива. Что же до пресной воды — а она составляет всего 0,007% от всего объема земных запасов воды — то три четверти ее сосредоточено в Гренландии и Антарктике, а значит, ее невозможно использовать. Остальная находится в реках, озерах и в горизонте грунтовых вод, а также не будем забывать дождевую воду, Но эта вода часто загрязнена и к тому же очень неравномерно распределена. В целом всего около 1% пресной воды является легкодоступной. Поэтому норвежское общество «IceWaterSun» предложило использовать это белое золото, содержащееся в гигантских льдинах, отделяющихся от Гренландии и Антарктиды. Идея безумная, но тем более привлекательна, потому что ледники и шельфовые зоны (это зависит от того, говорим ли мы об Арктике или Антарктике), от которых отделяются айсберги, находятся вдали от всяких источников загрязнения и содержат самую чистую воду. Проект буксировки айсбергов появился еще в 1949 году. Принадлежит эта идея одному американцу, чьего имени никто не помнит. Он предлагал доставлять с Аляски айсберги, чтобы поливать засушливую Южную Калифорнию. Проблема в том, что глыбы льда из Арктики могут быть доставлены только в страны северного полушария, а в этих регионах воды хватает...

К этой мысли вернулся в 1977 году принц Саудовской Аравии Мохаммед Аль Фейсал, но на этот раз его взгляд устремился в Антарктику. Потратив миллионы долларов на программы по обессоливанию морской воды, он искал другое решение и тогда он подумал, что можно буксировать айсберги до порта Джеддах. Он был уверен, что использование этих ледяных гор оправдает надежды его страны. Теоретически пресная вода, полученная при таянии льда, могла с успехом заменить обессоленную морскую воду.

Через несколько лет исследователь Поль-Эмиль Виктор подхватил эту идею и рассмотрел ее в научном ключе. Он подсчитал, что вода, содержащаяся в айсбергах Антарктиды, могла бы обеспечить треть от мирового потребления. Само собой разумеется, что это всего лишь теоретическая оценка...

Единственная проблема в том, что в те времена не учли одну очень важную деталь: чтобы добраться от Антарктиды до Саудовской Аравии или любой другой африканской или азиатской страны, находящейся в засушливом регионе, нужно пересечь теплые моря. Не надо быть специалистом, чтобы понять, что, учитывая расстояние и продолжительность путешествия, даже такая огромная глыба льда имеет все шансы растаять по дороге до места назначения.

Очень жаль, ведь Антарктида — фантастический резервуар айсбергов. По крайней мере 10 000 миллиардов кубических метров льда отделяется каждое лето от шельфовых ледников, чтобы впоследствии растаять (иногда этот процесс занимает несколько лет) в одном из трех океанов, которые окружают огромный белый континент. Размер айсбергов зависит от куска льда, оторвавшегося от прибрежных обледенелых отвесных скал. Иногда их размеры сравнимы с территорией таких стран, как Бельгия или Швейцария! Самый крупный из когда-либо наблюдаемых айсбергов отделился в 1956 году от берега Филшнера; его длина составляла 335 километров, а ширина — 97 километров. Растаяв, он освободил более 30 миллионов миллиардов литров воды! Вот уж о чем могут только мечтать несчастные жители Сахеля. Но теплые воды, риск того, что айсберг может расколоться, энергия, требуемая для транспортировки такого объема льда, сложности хранения и недостаточное техническое развитие — все это в то время создало непреодолимые преграды, и арабскому монарху пришлось похоронить свой проект, который остался «замороженным» на бумаге...

Итак, этот проект получил новый импульс год назад, когда почти одновременно произошли два события. Во-первых, прогресс в области мягких изоляционных материалов позволил решить проблему таяния во время транспортировки. Сейчас можно ограничить объем таяния до 50%. Канадскому инженеру, который работал над изменением траектории продвижения айсбергов, угрожавших нефтедобывающим установкам на платформах в открытом море, удалось освоить технологию, позволяющую буксировать лед сначала на небольшие расстояния. Приобретенный опыт был использован для первого перемещения айсберга к Аравийскому полуострову.

Изолировать ледяную гору было не таким уж простым делом. Для этого использовался специальный изоляционный материал — продукт замещения при изготовлении спасательной обшивки, — чтобы полностью обернуть глыбу и под и над водой. В целом площадь составила б миллионов квадратных метров!

Буксировка тоже потребовала усилий. Чтобы облегчить задачу, команда гидрографов решила установить на вершине айсберга большие паруса, которые ориентировались на попутный ветер, что снизило силу тяги буксира и позволило сэкономить значительное количество энергии. Кроме того, сзади были установлены многочисленные системы приводов, оснащенных большими винтами, работающими за счет энергии солнца, что также способствовало сокращению энергетических затрат. Помимо этого потребовались консультации океанографов, чтобы узнать морскую динамику в этом регионе, составить температурную карту океана, точную карту течений и установить наблюдение за средней высотой волн с помощью спутникового радара. Идти через ревущие сороковые и завывающие пятидесятые в поисках льда у берегов Антарктики не имеет ничего общего с увеселительной морской прогулкой.

Чтобы сделать операцию рентабельной, нужно было провести тщательный отбор среди тысячи айсбергов. Выбранная льдина не должна была быть ни слишком большой (для того, чтобы можно было осуществить буксировку), ни слишком маленькой — для того, чтобы по завершении транспортировки из нее можно было бы извлечь по крайней мере 100 миллиардов литров воды. Подсчитали, что айсберг должен быть 2 километра в длину, 1 километр в ширину и максимальной надводной частью 250 метров. Зная, что шесть десятых плосковершинных айсбергов Антарктиды приходятся на подводную часть (против восьми или девяти десятых для арктических айсбергов, которые отделяются от ледников и, следовательно, имеют неправильные формы), можно заключить, что такая глыба весит около миллиарда тонн. Потребуются не менее шести буксиров общей мощностью 90 000 лошадиных сил, чтобы переправить такого ледяного монстра на расстояние в 10 800 километров со средней скоростью 1 узел, или 43 километра в день. Айсберг был выбран в норвежской зоне в районе берега Принцессы Астрид, поскольку именно оттуда до Джеддаха самое короткое расстояние. Но даже в этом случае доставка заняла восемь месяцев и одну неделю.

Этот эксперимент вызвал интерес средств массовой информации, хотя многие очень сомневались в успехе операции «На скалах». Каждый день с айсберга велись репортажи. Сначала мы наблюдали, как буксиры тянули ценный груз со скоростью черепахи, преодолевая 1 700-километровую штормовую зону до Кергелена (сила волнений порой превышала 8 баллов). Потом были относительно спокойные 3 500 километров до широты острова Маврикий. Метеорологи рекомендовали не проводить буксировку в этом районе в период циклонов, которые свирепствуют здесь, особенно с января по март, с середины по конец лета в южном полушарии. Потом айсберг добрался до мыса Гардафуи в Сомали. В общей сложности, 3500 километров в тропических широтах прошли без эксцессов. Затем следовало преодолеть 1 000 километров в Аденском заливе и обогнуть Джибути перед тем, как совершить последний рывок в этом фантастическом плавании — 1 100 километров по Красному морю до порта Джеддах.

Незадолго до прибытия айсберга над ним в небе появились вертолеты с многочисленными репортерами и фотографами. Вертолеты были оборудованы крюками, при помощи которых должны были снять верхнюю часть защитного покрытия — необходимая операция перед началом использования ценной жидкости. Вчера на верхней части айсберга установили системы плавления и откачки воды и подключили гибкие соединения к водопроводу. В систему водоснабжения страны попали первые «свежие» капли воды, которая будет использоваться для домашних нужд и в сельском хозяйстве. Можно даже не говорить о том, что успешное завершение операции вызвало к жизни многочисленные проекты: следующие этапы — это западное побережье Австралии и Чили (пустыня Атакама по-прежнему остается самым засушливым регионом планеты). Многие спонсоры уже вызвались финансировать эти проекты. Среди них одна известная марка аперитивов!








2073 год     Список     2075 год







Интересные сайты