Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Самодельщики в космосе

Больше двадцати лет назад, в 1986 году, некоммерческая организация X-prize foundation со штаб квартирой в Сент-Луисе учредила премию: 10 миллионов долларов будут выплачены тому, кто первым без государственной финансовой поддержки разработает и построит космический корабль, который дважды в течении четырнадцати дней сможет поднять как минимум на стокилометровую высоту троих человек и благополучно доставить их обратно на Землю.

Не сразу список претендентов на приз собрал более 20 команд участников. Конечно, сумма приза кажется весьма значительной для рядового россиянина, но напомню, что некоторые футболисты, пиная мячик, зарабатывают за год поболее. Дело больше в престиже: утереть нос НАСА или российскому космическому агенству. Организатор конкурса, американский бизнесмен Питер Диамандис заявил: «Мы хотим, чтобы Космос стал доступным для всех. От НАСА этого не дождешься. Тысячи богатых клиентов давно жаждут отправиться в Космос, но мало кто готов выложить за орбитальный полет 20 миллионов долларов. Наша цель доказать, что суборбитальная космическая прогулка не стоит таких денег».

Эти слова были сказаны достаточно давно - совсем недавно очередной и пока последний космический турист выложил аж 35 миллионов. Но не следует думать, что наше космическое агентство просто решило пощипать богатеньких буржуев, жаждущих экстрима, из-за недостаточного финансирования.

Хочу напомнить, что вес ракеты, на которой запускают наших космонавтов, около 300 тонн, и большую часть этого веса составляют горючее и окислитель: керосин и жидкий кислород. Прикиньте, сколько стоит только ее заправка по нынешним ценам, это не говоря о громадной стоимости самой ракеты и работ по ее доставке на космодром, сборке и запуску. Так что полет на ней профессионального космонавта обходится ненамного меньше. Поэтому в 1986 году никто не рискнул сделать условием конкурса создание полноценного космического корабля, способного вывести космонавтов на круговую орбиту.

Когда мне удалось ознакомиться с далеко еще не полным списком «самоделыциков», желающих построить корабль для суборбитального полета, я сразу выделил для себя двух фаворитов: американца Берта Рутана и канадца Джеффри Ширина. А из этой двойки наибольшие шансы были у Берта Рутана.

Кто успел забыть, кто этот человек, то придется напомнить, что именно он сконструировал самолет «Вояджер», на котором двое пилотов, не совершая посадок, за 9 дней облетели земной шар. А ведь это мечтал сделать еще наш Валерий Чкалов в середине 30-х годов прошлого века после успешного беспосадочного перелета из Москвы в США через Северный полюс. Тогда ему удалось преодолеть почти треть этой самой рекордной дистанции. Инициативу его поддержал Сталин, и наши авиаконструкторы стали разрабатывать легкий и, главное, экономичный авиадизель. Но этим планам помешала война. Мечту Чкалова осуществил в 1961 году военный летчик Юрий Гагарин, беспосадочно облетев Землю за 90 минут, правда, на космическом корабле. А вот самолетный кругосветный перелет мы опять уступили американцам, на этот раз по причине перестройки. Конечно, на этот раз Берт Рутан вряд ли бы осилил этот проект в условиях собственной маленькой авиационной фирмочки, если бы не финансовая поддержка Пола Аллена, одного из основателей Microsoft. Он выделил на проект 20 миллионов долларов.

Берт Рутан

Рутан решил пойти нетрадиционным путем, хотя многие конструкторы космических кораблей предлагали реализовать эту схему: собственно небольшой космический корабль-ракету, и самолет-носитель, с помощью которого он преодолевает самую плотную часть атмосферы. А в качестве самолета-носителя построил модифицированный вариант кругосветного «Вояджера», только с реактивным двигателем: с ним можно подняться выше и развить большую скорость. На этот раз самолет получил название «Белый рыцарь». Снизу, что тоже нетрадиционно, к нему прикреплялся космический корабль, точнее, «космическая шлюпка», рассчитанная на 3 человек. (В аналогичном российском проекте маленький «Буранчик» сидит верхом на спине бывшего стратосферного разведчика. Но наши ребята 20 миллионов от российских спонсоров не дождались). И даже топливо для ракетного двигателя Рутан выбрал нетрадиционное: фактически каучук и закись азота - «веселящий газ», который раньше применяли стоматологи для обезболивания. Т.е. ничего взрывоопасного (для контраста напомню: во время второй мировой в ракетном перехватчике Липпиша однажды еще на старте произошел прорыв в кабину горючего, которое в считанные минуты растворило пилота).

Чтобы будущий космический турист смог вдоволь насладиться полетом, полет самолета-носителя продолжается почти час, и за это время он поднимается на высоту более 15 километров. Там от него отделяется собственно космический корабль, и с помощью его ракетного двигателя, создающего трехкратное ускорение, корабль поднимается до расчетной высоты 100 километров и начинает спуск на Землю. И здесь турист получает свой второй кайф - три минуты невесомости.

А теперь вспомним о втором претенденте - канадце Джеффри Ширине. Он решил подняться в Космос... на немецкой ракете Фау-2! По совести говоря, работы у него было несравненно меньше, чем у Рутана - еще во время испытательных запусков Фау-2 достигла высоты 90 километров. В разных источниках информации сообщалось, что ФАУ-2 достигла при вертикальном взлете высоты в 120 и даже, с дополнительным запасом горючего вместо однотонного боевого заряда - и 160 км. Полагаю, что последняя цифра - чья-то выдумка. Одного горючего мало, надо еще и жидкий кислород, а конструктивно объем кислородного бака стандартной ракеты изменить нельзя. Да и вряд ли бы Вернер фон Браун стал экспериментировать с наибольшей высотой подъема: только за разговоры о возможном космическом полете он был арестован гестапо и даже приговорен к расстрелу. И только ходатайство его начальника, генерала Дорнбергера, спасло его от самого худшего. (Потом Вернер фон Браун замолвит слово за своего начальника перед американцами и возьмет его уже в свою команду). Реальным подтверждением этого факта стали найденные американцами чертежи пилотской кабины для ФАУ-2. То есть при ином стечении обстоятельств условия американского конкурса мог за сорок с лишним лет до его объявления выиграть немецкий пилот. И даже известно имя этого пилота: немецкая летчица-испытатель Ганна Рейч. Именно перед ней Вернер распушил хвост и обещал организовать ей полет на ракете.

К слову сказать, Ганна испытала практически все немецкие реактивные и ракетные самолеты, включая вышеупомянутый ракетный перехватчик (их она угробила пару штук без вреда для себя), а также самолет-снаряд ФАУ-1 и реактивную бомбу - устройства, в которых место для пилота вообще не было предусмотрено).

В 1945 году, когда в наши руки попали некоторые части ракет ФАУ-2, а главное, целые двигатели (львиную долю этих ракет увезли американцы), у советских ракетчиков возникла идея использовать слегка модифицированную ФАУ-2 для запуска человека на суборбитальную высоту (порядка 100 километров).

Инициатором проекта стал Михаил Клавдиевич Тихонравов - создатель первой советской ракеты ГИРД-09. Проект этот получил первоначальное название ВР-190 (Высотная Ракета, способная достичь высоты 190 километров). Основой проекта должна была стать модернизированная ФАУ-2, удлиненная примерно на 2 метра и с увеличенным на одну тонну весом горючего. Чуть позже, проводя исследования на стенде, будущий главный советский ракетный двигателист Валентин Глушко установит, что двигатель ФАУ-2 не только достаточно надежен, но и допускает форсировку по мощности примерно на 30%, что должно резко увеличить летные параметры ракеты.

В проекте ВР-190 предполагалось исследование невесомости во время кратковременного полета человека, изучение параметров верхней атмосферы, а также проверка в натуре работоспособности систем разделения, спуска, стабилизации и приземления.

Предполагалось разместить в обитаемой части ракеты двух космонавтов. При достижении вершины баллистической траектории кабина должна была отделиться от ракеты и опускаться вниз на парашюте с применением двигателей мягкой посадки. Для стабилизации кабины в верхней атмосфере предполагалось применить небольшие ракетные двигатели.

Правда, в докладной записке на имя Сталина авторы проекта указали возможность достижения более скромных высот: 100-150 километров.

Хотя документа с резолюцией Сталина не сохранилось, он положительно отнесся к проекту. За ним было зарезервировано новое название: «Победа». (Любопытно, что Сергей Павлович Королев был против этого проекта). Но затем было решено с запуском человека повременить, а проект перенаправить на отладку парашютных систем спасения отработавших ступеней ракет и их головных частей. Теперь он снова сменил название на «Ракетный зонд». Известно, что проект прошел натурные испытания, а участникам проекта была присуждена Сталинская премия.

В связи с этим Антон Первушин, автор книги «Красный Космос», замечает: «Наверняка именно история проекта «ВР-190, сведения о котором просочились н на Запад, послужила исходным толчком для возникновения и тиражирования легенд о засекреченных полетах в Космос советских летчиков-«камикадзе».

Новый всплеск этих слухов породил никто иной, как один из известнейших советских летчиков-испытателей Сергей Анохин.

В конце 80-х мне пришлось встретиться с одним украинским журналистом, который беседовал с Анохиным незадолго до его смерти. И тот вдруг признался, что сразу после войны он пилотировал ракету! Я даже переспросил, точно ли он сказал: «пилотировал»? Да, именно так.

В книге Первушина это же прозвучало иначе: «Анохин летал на ракете». Отсюда пошли слухи, что, возможно, все же был пилотируемый полет по проекту «ВР-190».

Но «летать на ракете» и «пилотировать ракету» - это две большие разницы. Космонавты, даже современные, именно : летают, и их полет считается успешным, если они на старте ложатся в противоперегрузочное кресло, а на финише его покидают, не притрагиваясь ни к каким рычажкам и кнопкам. А если и переходят на ручное управление при стыковке, значит автоматика подвела. Это только в фантастическом романе А. Беляева «Звезда КЭЦ» есть иллюстрация, где космонавт управляет лунной ракетой, стоя у штурвала типа корабельного! Точно также в проекте «ВР-190» космонавты должны были просто лежать в креслах, и до момента снижения ни в какое управление не вмешиваться.

Пришлось ознакомиться с послужным списком Анохина, чтобы выяснить, что он мог пилотировать. Первушин считает, что речь идет о макете ракетоплана Королева, который в середине 30-х годов испытывался без двигателя, и испытания проводил именно Анохин. Но сам Анохин сказал, что проводил испытание в послевоенное время. И действительно, этот факт подтвердился. В 1947 году он испытывал ракетный самолет-лабораторию «Ц-1». На нем в качестве силовой установки стоял твердотопливный ракетный двигатель с тягой 1.5 тонны (трофейные немецкие реактивные двигатели имели тягу в два раза меньшую). «Ц-1» поднимался в воздух на буксире у бомбардировщика. На высоте 7 километров ракетоплан отцеплялся, летчик переводил его в пологое пикирование и включал ракетный двигатель. В результате скорость его превышала 1000 км/ч.

Как видим, в данном случае Анохину пришлось летать буквально на пороховой ракете и пилотировать ее.

Но вернемся в наше время. Нет никакого сомнения, что канадский «самоделыцик» имел информацию о старом советском проекте (кстати, он тоже собирался удлинить корпус ФАУ-2 на 2,4 метра). Поэтому дело оставалось за малым, - где-то раздобыть готовенькую ФАУ-2, или, в крайнем случае, ее двигатель.

Я знаю одно место, где ее можно было бы попытаться раздобыть: в середине прошлого века она находилась в Ленинградском Военно-механическом институте («Военмехе») и по ней будущие советские ракетчики изучали немецкую технику. Впрочем, и у соседей-американцев могло кое-что сохраниться. Только теперь это не столь актуально: приз выиграли Берт Рутан и его команда. В октябре 2004 года их аппарат дважды поднял пилота и мешок с песком в качестве туриста на высоту 100 километров.

Теперь аутсайдерам придется бороться за новый приз: 50 миллионов долларов получит тот, кто поднимет свой корабль на высоту 400 километров! А это уже настоящий космический полет.

Валентин ПСАЛОМЩИКОВ








Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты