Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Воздушный старт

Сегодня трудно представить нашу жизнь без космических спутников. Без них невозможны телефонная связь и телевидение, JPS-навигаторы и прогноз погоды. Спутники-спасатели помогают разыскивать пропавшие самолеты и корабли, спутники-разведчики внимательно отслеживают передвижение военной техники по всему земному шару. Вот только стоит это удовольствие очень больших денег. Главным образом из-за одноразовости ныне существующей космической техники.

Сгорая в пути

Сложнейшие системы, плод работы десятков тысяч людей, живут всего лишь несколько минут, сгорая в атмосфере еще до выхода на орбиту спутника или космического корабля. Первый искусственный спутник Земли, выведенный на орбиту в СССР в 1957 году, весил 83,6 килограмма. А стартовый вес всей системы составил 267 тонн.

И в наши дни ситуация не намного лучше. Трехступенчатая ракета, выводящая в космос грузовой корабль «Прогресс», доставляющий на Международную космическую станцию (МКС) чуть больше двух тонн полезных грузов, весит 312 тонн. Эта ракета при длине свыше 50 метров (почти вдвое выше стандартного 9-этажного дома) и ширине более 10 метров, оснащенная чудом современной техники, пятью сверхмощными двигателями по полторы тонны каждый, и напичканная электроникой, сгорает полностью по пути следования к МКС.

Альтернатива трехступенчатой ракете

Одним из технических направлений, призванным положить конец такому растранжириванию средств и материальных ресурсов, является воздушный старт. Идея заключается в том, что в качестве первой ступени используется самолет-разгонщик, стартующий с обычного аэродрома. По достижении нужной высоты и скорости ракетоплан отделяется от разгонщика, включает свои двигатели и выходит на заданную околоземную орбиту. А самолет-разгонщик садится на тот же аэродром, с которого взлетел. Возвращается на Землю ракетоплан подобно самолету, используя свои крылья.

Вывод на орбиту полезной нагрузки подобным образом представляется намного более дешевым, чем с помощью баллистических ракет. Не нужны дорогущие космодромы, космическая система после профилактического обслуживания и заправки топливом вновь готова к следующему полету. Вдобавок большая экономия на топливе. Ракетное топливо, составляющее 90% массы ракеты, состоит из горючего и окислителя (например, жидкие водород и кислород). Окислителя требуется значительно больше, чем горючего. Но самолеты, как и автомобили, в отличие от ракет, окислитель с собой не возят. Его хватает в окружающей нас атмосфере. У трехступенчатой ракеты масса окислителя может быть больше массы горючего в пять и более раз. Поэтому преимущества воздушного старта очевидны.

Проект «Спираль»

Проект «Спираль»

В Советском Союзе в 1966 году начались работы над проектом «Спираль» - крылатым космическим кораблем, стартующим горизонтально. Полет начинался с разгонной тележки, движущейся по рельсам и достигавшей скорости 400 километров в час. Затем с тележки взмывал вверх гиперзвуковой самолет-разгонщик с воздушно-реактивными двигателями, который мог разгоняться до шестикратной скорости звука. С его спины на высоте 30 километров стартовал двухступенчатый ракетный ускоритель, который и выводил в космос пилотируемый крылатый корабль - воздушно-орбитальный самолет.

Одноместный десятитонный воздушноорбитальный самолет проектировался в нескольких вариантах: дневной фоторазведчик, радиолокационный разведчик, ударный орбитальный самолет - охотник за авианосцами и космический истребитель-перехватчик для уничтожения вражеских космических станций, спутников связи и других объектов военного назначения, находящихся на орбите. При взлете крылья самолета складывались за спиной, а при возвращении они занимали обычное, «самолетное» расположение, что позволяло космическому кораблю садиться подобно обыкновенному самолету. Для полетов на «Спирали» был создан отряд космонавтов, возглавляемый Германом Титовым - космонавтом №2. С 1971 года отрядом руководил Анатолий Филипченко. Через этот отряд прошли многие известные космонавты: Владимир Джанибеков, Леонид Кизим, Юрий Романенко, Владимир Ляхов и другие.

Проект «Спираль» был грандиозным и сложным. Он базировался на новейших технических идеях. Самолет-разгонщик проектировался на водородном топливе. Для разработки системы «Спираль» привлекались лучшие специалисты страны. Кроме КБ А.И. Микояна - головной организации в данном проекте участвовали: КБ Л.М. Люльки - разработка турбореактивного двигателя для гиперзвукового самолета-разгонщика; КБ С.П. Королева - разработка двухступенчатого ракетного ускорителя; КБ В.П. Глушко - разработка двигателей для орбитального самолета и ракетного ускорителя.

Создать гиперзвуковой самолет-разгонщик при том уровне развития техники так и не удалось. Поэтому в 1969 году работы были прерваны и возобновились в 1974-м, но на другой основе - крылатый самолет выводился в космос обычной баллистической ракетой. Для проведения летных испытаний на дозвуковых скоростях создали аналог орбитального самолета, на котором в 1976-1978 годах было совершено семь полетов. Для испытаний в космосе были созданы макеты-аналоги в масштабе один к двум, которые запускались двухступенчатой баллистической ракетой. В 1982-1983 годах макеты-аналоги после совершения витка вокруг Земли приводнились в Индийском океане. Еще два аппарата, запущенные в 1983-1984 годах, приводнились в Черном море.

Решением правительства работы по системе «Спираль» были прекращены, и весь коллектив разработчиков во главе с главным конструктором Глебом Евгеньевичем Лозино-Лозинским переключились на разработку нового крылатого корабля - «Бурана». Хотя к этому времени уже стало ясно, что стоимость космических полетов у американских шаттлов выше, чем у обычных ракет.

Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС)

Идея воздушного старта продолжала волновать многих специалистов. После завершения работ по «Бурану» Г.Е. Лозино-Лозинский вернулся к теме воздушного старта. В проекте МАКС в качестве самолета-разгонщика использовался уже существовавший Ан-225 «Мрия», самый большой для того времени. В 1994 году проект получил золотую медаль международной выставки в Брюсселе. Уровень развития техники позволял создать такую многоразовую космическую систему без особых проблем. Стоимость выведения грузов на орбиту у МАКС была в 10-12 раз ниже, чем у трехступенчатых ракет.

На тот момент, к сожалению, для осуществления этого проекта не нашлось средств. В 2012 году начались проработки использования МАКС для ставшего весьма модным и прибыльным космического туризма. Оказалось, что в мире есть достаточно много богатых людей, готовых выложить за полет в космос немалые деньги.

На арене - миллионеры

Фондом X Prize был объявлен конкурс на создание космического аппарата, способного слетать в космос дважды за две недели и быть после этого готовым к следующим полетам. Ануше Ансари, американка иранского происхождения, стала первой женщиной - космическим туристом. В 2003 году состоялись первые испытательные полеты крылатого космического самолета SpaceShipOne. Полеты оказались удачными - создатели выиграли международный конкурс, заработав 10 миллионов долларов.

На волне успеха была создана Virgin Galactic - первая компания, которая предлагает слетать в космос на их собственных космических кораблях. Космическая система для туризма выполнена по классической схеме воздушного старта: самолет-носитель «Белый рыцарь» и космический самолет SpaceShipTwo. Правда, астронавтами туристы не станут. SpaceShipTwo не способен облететь вокруг Земли. Он только пересечет условную границу космоса на высоте 100 километров, побалует экстремалов пятиминутной невесомостью и вновь нырнет в глубь атмосферы, давая прочувствовать перегрузки при возвращении домой.

Автором первого корабля SpaceShipOne и современного SpaceShipTwo является Бёрт Рутан. Самолет-носитель «Белый рыцарь» выполнен по двухкорпусной схеме. SpaceShipTwo крепится под большим крылом, соединяющим корпуса кораблей. После целого ряда успешных испытательных полетов произошла авария. 31 октября 2014 года во время испытаний нового вида топлива космический самолет потерпел крушение. Один из пилотов погиб.

Первые коммерческие запуски туристических космических кораблей будут выполнены с космодрома Мохаве. Находится он в одноименной пустыне в Калифорнии. Непосредственно на космодроме перед полетом будет проходить трехдневная тренировка. Все нагрузки будут максимально похожими на то, что произойдет с туристами во время полета в космос. Во время полета на борту будут находиться шесть туристов и два пилота.

Аппетиты растут

После того как космический самолет для туризма показал свои привлекательные стороны, Virgin Galactic занялась постройкой более тяжелого корабля, способного выводить грузы на различные околоземные орбиты и даже доставлять космонавтов на МКС. Уже заканчивается изготовление огромного самолета с размахом крыльев 116 метров. У самого большого ныне летающего самолета Ан-225 размах крыльев составляет 88 метров.

На этот самолет-носитель положили глаз разработчики мини-шаттла с романтичным названием «Ловец мечты», который предназначен для доставки на МКС семи астронавтов. Но «Ловец мечты» тяжеловат даже для нового гиганта-носителя. Специально для воздушного старта будет изготавливаться уменьшенная на четверть модификация «Ловца», рассчитанная для двух астронавтов на борту. Конечно, полностью воздушный старт не вытеснит трехступенчатые ракеты, но усилит конкуренцию на рынке запуска космических аппаратов.

Анатолий ПОНОМАРЕНКО







Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты