Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Афродисия - избранный город

Раскопки древней Афродисии - города Афродиты на территории Турции - специалисты относят к разряду крупнейших исторических и археологических открытий XX века.

В основу поисков были положены почти легендарные сведения о знаменитом античном городе, прославившемся роскошью и богатством, а также пара документов, рассказывающих о том, что императоры Цезарь и Август предоставили городу самоуправление и в числе других привилегий - право убежища в храме богини Афродиты.

Отправным пунктом для раскопок стала турецкая деревня Гейре, которая давно обратила на себя внимание специалистов. Всё здесь являло причудливое сплетение древности с современностью. Крестьяне использовали мраморные саркофаги как кормушки для скота или давильни для винограда, а стройные колонны служили коновязями, храмовые плиты - придворными порогами в деревенских домах.

При первом же осмотре, в ближайшей оросительной канаве археологи нашли дивную голову Тихе, часть скульптуры богини, символизировавшей судьбу. После сильного дождя глазам археологов предстала монументальная статуя Афродиты. Один крестьянин случайно выкопал на своём дворе клад серебряных монет. Другой обнаружил на своём поле украшенные прекрасными рельефами саркофаги.

Поселение Гейре возникло где-то в XVII веке, и его название, как предположили учёные, произошло от древнего имени местности - Карии, так называлась часть анатолийской впадины со времён Древней Греции. Гейре было явно искажением слова «Кария».

Раскопки в Гейре показали, что люди селились здесь ещё задолго до 3000 года до н.э. В 700 году до н.э. местные жители возвели несколько храмов, и главный был посвящён Афродите. Найденные при раскопках надписи подтвердили догадку - город назывался Афродисией, а один из текстов, оставленный императором Августом, гласил: «Изо всей Азии я избрал этот город стать моим собственным».

Афродисия оказалась настоящей сокровищницей античного искусства. За 10 лет первого этапа археологических работ, которые начались в 1961 году, было найдено не менее 15 тысяч золотых и серебряных монет, керамика, около тысячи прекрасных статуй, причём более двух сотен скульптур исключительной красоты. Эти творения римских мастеров ясно доказали, что скульпторы того времени отнюдь не всегда копировали древнегреческие оригиналы, а в какой-то степени даже превзошли своих учителей.

Некий античный писатель воспевал солёный источник, который якобы был в храме богини Афродиты, и учёные действительно обнаружили в ходе раскопок на большой глубине этот источник. В подвалах храма нашли статую льва, а рядом - дощечку, надпись на которой рассказывает о ритуальных играх с быками и львами, происходившими здесь в честь богини любви, красоты и плодородия. Согласно античной литературе, львы почитались священными животными.

Самая значительная из всех находок - это театр, глиняная громада удивительно правильной геометрической формы. На ступенях установлены вытесанные из лучших сортов мрамора сиденья. Зрительный зал вмещал семь тысяч зрителей. На одной из внутренних стен театра выбиты надписи, выполненные по заказу нескольких римских императоров. В этих текстах рассказ о сложных отношениях между Римом и покорёнными им городами, к которым относилась и Афродисия.

В одном из посланий император Септимий Север поздравляет горожан «по случаю победы над дерзкими варварами». В другом - император Траян проявил свою личную благосклонность к жителям города и разрешил избранным гражданам Афродисии «на играх, гладиаторских боях, охотничьих представлениях и атлетических состязаниях, проходивших в Риме и его окрестностях... сидеть на местах, отведённых для сенаторов».

Местный городской стадион - один из крупнейших в римском мире - оказался в отличном состоянии. По всему видно, что жители любили всё, что происходило на его арене длиной в 25 метров: соревнования по бегу и метанию копья, фехтование на мечах, но особенно - борьбу и кулачные бои. Своих кумиров - гладиаторов, борцов и боксёров болельщики старались навсегда запечатлеть в мраморе. Так появились прекрасные статуи победителей когда-то проходивших здесь состязаний. Темперамент тогдашних зрителей не уступал нынешним «фанатам». «Сначала они громко ругались, потом в дело пошли камни, и, наконец, они взялись за оружие...» - пишет римский историк Тацит.

Недалеко от развалин театра были обнаружены термы (бани), построенные по приказу императора Адриана. Под полом этого красивого здания археологи нашли хитроумную водопроводную и отопительную системы: вода втекала из горных речек по каналам, а рабы подогревали её в мелких бассейнах.

Одно из предупреждений, высеченных у входа в баню, гласило: «Пришедший выкупаться сам отвечает за сохранность своих денег и кошелька до тех пор, пока не сдаст свои вещи в охраняемый гардероб».

В VI веке новой эры Афродисия ещё являлась оплотом язычества, тогда как уже 200 лет христианство оставалось по всей Римской империи государственной религией. Борьба с христианством, которая, вероятно, происходила в городе, подтверждается находками многих обезглавленных статуй. Под властью поклонников Христа город был переименован в Ставрополь - «Город креста».

Где-то в VII веке Древняя Афродисия пострадала ещё раз - от разрушительного землетрясения. После этого жители стали строить дома на развалинах, нередко используя куски мрамора, извлечённые из груд щебня. В византийскую эпоху упадок продолжался. Постепенно город, сотрясаемый землетрясениями и уродуемый мракобесами, погружался в забвение. В конце концов набеги турков-сельджуков в XII—XIII веках довершили дело.

Ирина СТРЕКАЛОВА







Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты