Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Рогволодов камень двоеверия

История становления христианства на Руси покрыта тайнами и полна противоречий. Однако сейчас некоторые исследователи предполагают, что русское православие - это результат не борьбы христианства с язычеством, а совокупность грамотной политики языческих жрецов, которые вовсе не воевали с пришлой религией, а создали удивительную комбинацию «двоеверия». И существуют даже доказательства такой версии. Например, Рогволодов камень.

Остались одни осколки

Вообще, по отношению к Рогволодову камню правильнее говорить в прошедшем времени. Он был уничтожен в 1936 году, когда строилась трасса Москва-Минск. Остались только его зарисовки и фотографии, а также письменные описания историков конца XVIII века.

Спустя три года после уничтожения валуна один местный краевед составил акт об расположении на площади 40 квадратных метров 28 крупных и более мелких осколков Рогволодова камня.

Это был гигантский гранитный кусок более трёх метров в длину. И при этом - абсолютно плоский. Он не просто лежал на земле, а был установлен на четырёх валунах-подставках наподобие дольмена. Эти валуны-подставки должны были быть довольно высокими, потому как источники свидетельствуют, что в проёме под валуном свободно проходили овцы и прятались пастухи.

Поклонялись ему кривичи и прочие местные племена, а затем Рогволодов камень внезапно стал и христианской святыней, как бы странно и вопиюще это ни звучало.

Дело в том, что в XII веке, а именно в 1171 году, на верхней поверхности камня был выбит шестиконечный крест на подставке. Сделали это по приказу полоцкого князя Рогволода, получившего в крещении имя Василий Борисович. И стали называть с тех пор камень Рогловолодовым.

Князь распорядился не только насчёт креста, но и приказал выбить надпись. Официальный её вариант гласит: «В лето 6679 года месяца мая доспен сей крест. Господи, помози рабу своему Василию в крещении Рогволоду сыну Борисову. Иисус Христов. Ника».

Загадочная надпись

Существует любопытная гипотеза. Согласно ей, «официальная» надпись на камне - неполная. Она была целенаправленно повреждена ещё несколько веков назад, когда случилась реформа Никона и Церковь превратилась в нетерпимую воительницу со всем «не нашим». Полный же вариант того, что начертано на Рогволодовом камне, совсем иной. Энтузиасты-исследователи, вооружившись лупой, дотошно рассмотрели каждую чёрточку на фотографиях камня и попытались восстановить то, что было утрачено и попорчено. В результате получилось: «Иисус Христос. Ника. В лето 6679 мне, Амайе, в месяц 5 день 7 доставленъ жреческий крест. Помози рабу бога Сварога твоему, Василию во крещении, именемъ Когволод, сыну Борисову».

Из этой надписи получается, что камень был доставлен князю Рогволоду от жреца по имени Амайя. Это имя, кстати, тоже загадка, потому как оно совершенно не славянское и уж, конечно, не христианское. А чьё - непонятно.

Тогда получается, что князь-христианин просил о помощи у языческих богов. И, что ещё вероятнее, поклонялся и Христу, и Сварогу. То есть - был типичным двоевером в хорошем смысле этого слова.

Ещё из надписи следует, что и языческое жречество не было категоричным и агрессивным по отношению к новой вере, как хотелось бы считать официальной науке. Также сторонники данной гипотезы указывают, что Рогволодов камень был слишком плоским неспроста. Потому что это был не обычный кряжистый валун, обвеянный ветрами, а гранитная плита, и, возможно, рукотворная, с божественным ликом. И божество то - Макошь, одна из главных богинь восточных славян.

Чей лик?

Как эти исследователи узнали, что на Рогволодовом камне изображалась именно Макошь? По надписи. По их мнению, слово «ликъ Макошь» отлично видно у основания выбитого на камне креста. И что ещё поразительнее - именно в этот «ликъ Макошь» был вписан христианский крест.

Здесь, кстати, есть где разгуляться фантазии современных исследователей. А что, если Рогволод был всё-таки истинным христианином и, борясь с язычеством, заставил нехристианского жреца «переделать» языческую святыню на христианский лад пусть и очень своеобразным способом? Получилась практически икона: с крестом и ликом. Неважно, что каменным. В эпоху, когда христианство в этих землях было ещё слишком слабо, а каноны толком не оформлены, да ещё мастеров не хватало, зато языческие камни имелись тут и там и пользовались бешеной популярностью, у населения, несмотря на насаждение новой веры, вполне могло случиться и такое чудо.

А с другой стороны, возможно, языческий Амайя ловко устроил так, чтобы угодить и князю-христианину, и собственной вере: такой плите-«иконе» могли молиться и христиане, и язычники. А может, всё было совсем по-другому, о чём даже догадаться сейчас невозможно.

Но почему среди множества языческих богов Рогволод или же Амайя остановили своё внимание именно на Макоши?

Потому что Макошь - это мать наполненных кошей, богиня хорошего урожая. И не только, она ещё и олицетворение судьбы, счастливой доли. Эта богиня связывала отвлечённое понятие счастливой и удачливой судьбы с конкретным понятием изобилия. На землях, ныне входящих в состав Беларуси, Макошь пользовалась огромной любовью у народа. Впрочем, эту богиню почитали везде. Недаром она входила в пантеон основных славянских богов.

Всем богам сразу

Дело в том, что с первой трети XII века начало происходить охлаждение среднегодовой температуры, климат потихоньку стал изменяться в худшую сторону - так начинался «малый ледниковый период», продлившийся вплоть до XV века.

В одной из русских летописей того времени есть показательная запись: «.. .а на осень уби мороз вершь всю и озимице и бысть голод...»

К XIII веку на большей части Руси перестаёт расти пшеница, приходится переходить на рожь, прежде считавшуюся сорняком (к слову, в XIV веке начинает плохо расти уже даже рожь). Земли охватывает голод и мор, люди питались корой и мхом, умирали массово, численность населения резко сократилась.

Кроме того, народ не просто голодал, но и роптал. Создавались все условия для смуты не только в головах. Да ещё соседние князья пытались урвать свой кусок в условиях феодальных междоусобиц.

Понятно, что в такой ситуации уже было неважно, какому богу следует молиться. Молились всем богам сразу в надежде, что они помогут. И вполне вероятно, что тогда Христос стоял в одном ряду с Макошью и Сварогом. И у последних было наверняка почитателей больше.

Рогволодов камень почитали и тогда, когда трудные и голодные времена миновали. При этом вопрос, кого именно почитали - Христа или Макошь - не ясен.

Зато в XX веке, в эпоху безбожия, проблема «Христа-Макоши» перестала быть актуальной: замечательный памятник древних времён взлетел на воздух, взорванный шутки ради...

Авентина РОССИ







Предыдущая    Статьи     Следущая







Интересные сайты