Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Гелон Геродота

Геродот, наиболее известный историк и географ Древней Греции, когда-то рассказал о племени будинов. По его словам, за рекой Танаисом, т.е. Доном, находятся владения савроматов, а «выше их обитают будины. Земля здесь покрыта густым лесом разной породы».

Таким образом, если заглянуть в атлас, то навскидку места обитания этого народа приходятся либо на среднее течение Днепра, либо на его правые притоки. О них самих Геродот рассказал следующее:

«Будины - большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы. В их земле находится деревянный город Гелон. Из дерева построены дома и святилища.... Там есть святилища эллинских богов, сооружённых по эллинскому образцу. Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление.

Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у гелонов, образ жизни их также иной.

Будины - коренные жители страны - кочевники. Гелоны же занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб. По внешнему виду и цвету кожи они вовсе не похожи на будинов».

Необычное множество подробностей в сообщении Геродота указывает на то, что человек, рассказом которого он воспользовался, сам побывал в этом городе и был поражён его многочисленными деревянными строениями и их размерами - внушительными даже по сравнению с Афинами и другими городами античного мира.

Как видно, в столице, а возможно, единственном городе будинов, Гелоне, поселились люди разных национальностей. По всей видимости, большинство из них составляли греки, или эллины, затем греки «двуязычные», т.е. смешанного происхождения - от браков между греками и скифами, и в меньшем количестве собственно будины. Последние, как видно из описания, имели удивительное сходство с народами, жившими на севере Европы, возможно, славянскими племенами.

К сожалению, кроме Геродота, никто никогда более не рассказывал в своих сочинениях о будинах, и они, казалось, должны были исчезнуть из исторической памяти без остатков материальных следов...

В 1980 году профессор Харьковского государственного университета Борис Андреевич Шрамко впервые обратил внимание на огромное городище скифского времени, расположенное у села Бельск в нынешней Полтавской области. Дело в том, что время от времени, на сельской околице, ребятишки находили обломки старинной керамики, а то и какие-то сказочные мечи. А однажды при земляных работах был обнаружен красивый бронзовый котёл с ручками, изображающими козлов.

Изучение уникального памятника далёкой эпохи позволило ему воссоздать картину жизни, быта, устройства обороны древнего поселения. Оказалось, что Бельское городище по своим размерам и функциям сравнимо с древнегреческими городами античной эпохи - более десяти тысяч квадратных метров городской площади раскопали археологи. Их выводы совпали с рассказом Геродота.

Бельское городище

Профессор Шрамко установил, что древнее городище было обнесено высокими земляными валами, над которыми возвышались мощные оборонительные стены, сооружённые из дерева и земли. По внешнему виду они напоминали палисады крепостей Древней Руси. К деревянным стенам примыкали помещения для стражи, казематы. Входы охранялись надвратными башнями на каменных основаниях. Внутри крепости археологи раскопали дома, срубленные из дерева, хозяйственные и производственные помещения (мастерские, погреба, хлевы для скота), ямы для хранения зерна.

Неоднократные перестройки, следы пожарищ и ремонтных работ говорят о том, что жизнь аборигенов Бельского городища не была спокойной и беззаботной. Они неоднократно подвергались нападениям врагов. В случае военной опасности за стенами города укрывались жители близлежащих земледельческих селений. Из них формировались многочисленные отряды, обеспечивавшие дополнительную защиту огромной оборонительной линии. Ведь общая длина бельских укреплений составляла почти 26 километров!

В мирное время это был крупнейший на юге Восточной Европы политический, ремесленный, торговый и культурный центр. Судя по обилию обломков греческих амфор и богатых чернолаковых античных сосудов, находкам изделий из стекла, население Бельского городища поддерживало тесные торговые контакты с причерноморскими греческими колониями уже с конца VII- начала VI веков до н.э.

Убедительным свидетельством в пользу отождествления Бельского городища с геродотовым Гелоном является совпадение их размеров. Геродот сообщает, что «городская стена Гелона с каждой стороны имеет в длину 30 стадий». Если он пользовался при подсчётах стадиями по 210 метров, то длина стен должна была равняться 25 200 метрам. Протяжённость укреплений Большого Бельского городища равна 26 км. В Восточной Европе нет другого поселения скифского времени, которое в такой мере, вплоть до размеров, совпадало бы с описанием Геродота.

В своём капитальном историческом труде «Геродотова Скифия» академик Б.А. Рыбаков приводит любопытную деталь: Бельское городище лишь немногим уступало по площади Москве начала XX века. Защищённый мощными крепостными стенами, Гелон занимал территорию более четырёх тысяч гектаров.

Раскопки показали, что свыше двух с половиной тысяч лет назад в районе нынешнего села Бельска существовал древний город Гелон - крупный ремесленный центр. Остатки различных мастерских встречаются повсюду. В самом начале железного века здесь действовали сыродутные горны, позволявшие получать хорошее железо и сталь. Найдена кузница с большой каменной наковальней, различные инструменты и кузнечные изделия от простых ножей до серпов, топоров и мечей.

Древние художественные изделия Скифии, оформленные в своеобразном «зверином стиле», имеют всемирную известность. Удалось установить, что именно Гелон был одним из крупных центров по изготовлению таких высокохудожественных предметов.

На юге России, близ Полтавы, по сей день сохранилась небольшая, около 500 человек, этническая группа, считающая себя потомками древних скифов. Они называют себя скилами. Среди этих людей бытует предание: когда на Земле останется последний скиф, он проникнет в подземелья под городом Гелоном и извлечёт оттуда послание для всех людей.

Ирина СТРЕКАЛОВА







Предыдущая    Статьи     Следущая







Интересные сайты