Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Крым: между Европой и Азией

Думается, после мартовских событий нынешнего года история Крыма (начиная с глубокой древности) интересует многих. Впрочем, вопрос об исторической принадлежности полуострова интересен нынче не только как ретроспектива. Этим материалом мы ее и открываем.

Преданья старины глубокой

Люди пришли на территорию современного Крыма около 100 тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют находки неандертальских стоянок в пещере Киик-Коба. Тогда, правда, Крым был не полуостровом, а частью обширного плато. Но около 8000 лет назад Средиземное море прорвалось через Босфор, затопив обширные области суши.

Именно тогда образовалось Азовское море, а Крым стал полуостровом, соединенным с материком узким перешейком.

Примерно за 3000 лет до нашей эры Крым служил перевалочным пунктом на пути миграции индоевропейских племен в Европу. Хотя найдены и следы уникальной местной археологической культуры. Можно смело утверждать, что Крымский полуостров еще в доисторические времена стал местом смешения разных цивилизаций, своего рода плавильным котлом для многих народов.

Около X века до нашей эры в Крыму проживали легендарные киммерийцы - грозные соперники Ассирии и малоазийских царств. Откуда они пришли и куда подевались, ответа нет. По сведениям античных авторов, это были суровые воины, в конном строю сметавшие любые армии.

От них в Крыму осталось несколько названий. Это греческая колония Киммерик (вероятно, построенная на месте более древней крепости) и Киммерийские переправы. Впрочем, историки сейчас склонны полагать, что это было всего лишь одно из скифских племен, раньше других перебравшееся к Черному морю.

Но отгремели по крымским степям копыта киммерийских коней, и древние греки и римляне упоминают некое племя тавров, поселившееся здесь около VI века до нашей эры. От этого имени и пошло греческое название полуострова - Таврида.

Народец этот, по описаниям современников, был довольно неприятный. Делились тавры на несколько независимых племен, по мнению античных историков, жили «войной и грабежом». Всех захваченных пленников они приносили в жертву своим богам.

Материальных свидетельств от них осталось не так много. До наших дней сохранились остатки жилищ, обнесенных каменными оградами, и вертикальные каменные гробницы. На некоторых прямо указано, что там похоронены тавры. В свою очередь, на некоторых греческих надгробиях начертано, что их хозяин убит тавром. Осталось еще и предание, согласно которому скифы просили у крымских племен помощи в войне с персами. Но тавры им отказали, сказав, что не признают регулярных войск.

Упоминать их перестали в I веке нашей эры. Видимо, они окончательно смешались с греческими колонистами или были вытеснены скифами. Но есть одно исключение. Неизвестный готский автор V века считал тавров своими соплеменниками. И даже приводил в пример имена вождей и царей - по написанию абсолютно германские. Хотя раньше считалось, что готы пришли в Крым гораздо позже - около III века нашей эры.

Киммерийское проклятие

Впрочем, до готов в Крыму несколько сотен лет господствовали скифы. Именно они вытеснили из Причерноморья киммерийцев, а с самого полуострова - тавров. Вторые, судя по всему, просто восприняли греческую культуру и растворились в городах-поселениях эллинов. А с первыми связана очень красивая легенда.

Теснимые азиатскими племенами массагетов и сарматов, скифы вынуждены были вторгнуться в киммерийские земли. Там, видя приближение многочисленного и грозного врага, собрали совет. Тщетно вожди убеждали простых киммерийцев, что нужно принять бой и защищать свою землю. Большинство воинов считали, что драться с превосходящими силами противника не имеет смысла.

- Потеряв свою землю, мы станем племенем презренных изгнанников. Лучше погибнуть в бою, - убеждали соплеменников вожди. Но их не послушали и решили отправить к скифам посольство, чтобы обсудить условия сдачи.

Скифский царь спросил киммерийских посланников:

- Где же ваши вожди? Мы не можем договариваться с простыми воинами.

- Вожди хотят войны, а мы хотим мира. Мы готовы признать твою власть, - ответили киммерийцы.

По преданию, скифский царь согласился. Но вожди киммерийцев не пожелали подчиниться и вызвали завоевателей на битву. Естественно, все они погибли в бою. Скифы приказали похоронить павших со всевозможными почестями, а просившим мира рядовым членам племени приказали убираться восвояси.

- Вы приняли мою власть, так слушайте мою волю. Вы согласились жить рабами и не захотели умереть воинами. Мне рабы не нужны, - сказал скифский царь.

После этого киммерийский жрец якобы проклял врагов, предсказав им гибель на чужбине, и сказал, что забвение ждет любой народ, который «возьмет эту землю силой или обманом».

Кстати, в последний раз скифы упоминаются как отдельный народ в связи с битвой на Каталаунских полях в 451 году. Произошла она за тысячи километров от Крыма, в Галлии. Скифские воины упомянуты среди прочих союзников гуннского короля Аттилы и, по преданию, были все перебиты в бою. Но этим событиям предшествовали расцвет скифского царства в Крыму, войны с греческими колониями и постепенное угасание под ударами соседей.

Германский след

В III веке нашей эры в Крым наведались германские племена. Готы, подхваченные вихрем Великого переселения народов, на долгие годы стали как бы буфером между римским миром и восточными кочевниками. А одно из их племен свернуло с привычного маршрута в Крым, да так там и осело.

Готы быстро разделались с ослабленным скифским царством. Подчинили все греческие (кроме Херсонеса) и единственную римскую колонию, разгромили Боспорское царство. Долго продолжалось господство готов в Крыму. Они охотно смешивались с другими народами, а потому не только пережили нашествия кочевых болгар и аваров, но и смогли отбиться даже от гуннов.

Но вскоре основные силы готов были разгромлены гуннскими ордами Баламбера, и крымские германцы оказались в изоляции. Их соотечественники уходили все дальше на запад. В то же время степные области Крыма опустели от постоянных набегов кочевников. Готское население сосредоточилось в городах и горных областях на юге полуострова. Эта область называлась Готией чуть ли не до XVIII века...

При византийском императоре Юстиниане в Крыму возродилось греческое влияние. Он укрепил Херсонес, построил несколько новых крепостей. Но готов не жаловал - не мог простить их родичам из Италии многолетнюю кровопролитную войну в Европе. К тому же вновь активизировались кочевники. Тюркские племена и хазары разоряли Крым чуть ли не каждый год. И готы окончательно удалились в горные области. Правда, наниматься в византийскую армию они не перестали.

Даже в конце XVIII века, когда Крым перешел под управление России, путешественники замечали, что во многих горных селениях живут люди, по своему внешнему облику совершенно не похожие на татар. Они светлокожи, светловолосы и голубоглазы. И даже православная епархия вплоть до своей ликвидации в 1798 году называлась Кафинско-Готской.

Путь из грек в варяги?

Правда, до недавнего времени крымские готы считались своего рода историческим недоразумением. Что поделать, историки очень не любят объяснять события, выходящие за рамки стройных теорий. Но после недавней находки на горе Опук игнорировать «германский след» в истории Крыма будет весьма затруднительно.

Эта гора расположена на Керченском полуострове, и люди селились на ней издавна. У ее подножия, собственно, находятся и развалины Киммерика. Интересные находки исчисляются в этом районе тысячами и принадлежат к разным историческим периодам.

Но в конце 1990-х одному археологу пришло в голову перевернуть небольшую каменную плиту неправильной формы.

Каково же было удивление ученых, когда они увидели на камне отчетливо различимые древнегерманские руны. Уже давно существовала версия, согласно которой руническую письменность изобрели и распространили именно готы. Но исследователи полагали, что произошло это на сто лет позже, чем датируется опукская стела (второй третью IV века), и намного западнее - на равнинах Центральной Европы.

Интересны и сами знаки. Каждый в отдельности расшифровывается, но надпись в целом не читается. Она выполнена так называемыми старшими рунами, никакого отношения к готскому письму не имеющими. Такие надписи по большей части сохранились в Швеции, Норвегии и Дании.

Некоторые ученые, исследовавшие опукскую стелу, пришли к выводу, что надпись вырезали таинственные герулы. Одни считают их просто германским племенем, другие полагают, что это была надплеменная каста магов и воинов. Как бы то ни было, но это единственная руническая надпись в Крыму, причем оставленная в весьма символическом и издревле почитаемом месте.

О том, что этой надписи придавали огромное значение, говорит такой факт: первая руна высечена «зеркально». Значит, она несет в себе больший магический смысл, чем просто часть информативной надписи. Может быть, именно из Крыма отправились в далекую Скандинавию загадочные герулы, чтобы создать норманнские государства?

Борис ШАРОВ







Предыдущая    Статьи     Следущая







Интересные сайты