Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Подделавшие историю

Историю, увы, нельзя отнести к числу точных наук, хотя любой настоящий ученый, занимающийся исследованием прошлого, многое бы отдал, чтобы приблизить ее к таковым. Наверное, предел мечтаний каждого историка - машина времени, которая позволила бы посетить прошлое и посмотреть, как все было на самом деле! К сожалению, такая машина не изобретена. Так что предметом изучения истории являются документы и различные объекты, относящиеся, вероятно, к той или иной эпохе. Почему «вероятно»? Потому что количество фальсификаций очень велико, а уровень их порой настолько высок, что даже специалисты не сразу могут их распознать. Вот о некоторых таких любопытных случаях мы и хотим сегодня рассказать.

Скандал в Германии

В Дибане (Иордания) в 1868 году археологи нашли камень с высеченной на нем надписью моавитского царя Меши, жившего в IX веке до Рождества Христова (моавиты - семитский народ, занимавший территории, примыкавшие к восточному берегу Мертвого моря). Находка вызвала огромный интерес, а вскоре в Иерусалиме появились глиняные фигурки, обнаруженные, по слухам, там же, где и «камень Меши». Эти фигурки, украшенные семью точками и длинными, но не поддающимися расшифровке надписями, также не остались без внимания. По совету некоторых ученых-востоковедов прусское правительство купило коллекцию таких фигурок для Берлинского музея, выложив за них сумму по тем временам весьма значительную - 20 ООО талеров.

Однако в дело вмешался французский исследователь Шарль Клермон-Ганно. Он и его коллеги сумели доказать, что «моавитские древности» - не что иное, как фальшивка, найдя их автора - иерусалимского художника, араба Селима. В воздухе запахло политическим скандалом - ведь приобретение этих экспонатов должно было стать проявлением культурной активности Германии на Ближнем Востоке. Немецкие ученые и политики прилагали все усилия, чтобы опровергнуть выводы француза, но тщетно - доказательства были неопровержимыми. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не знаменитый историк Теодор Моммзен, заставивший прусский парламент признать свою ошибку при вынесении решения о покупке «древностей».

Пропавший манускрипт

Тот же Клермон-Ганно разоблачил и другую подделку, также связанную с открытием «камня Меши». Некто Д. Шапиро предложил Британскому музею «древнюю рукопись», запросив за нее ни много ни мало... миллион фунтов стерлингов. Однако письмена в этой рукописи были подозрительно похожи на моавитские. Несмотря на это, после пристальных исследований хранитель отдела рукописей Британского музея признал манускрипт редчайшим историческим памятником, а один из немецких ученых даже ухитрился опубликовать свой вариант «перевода». Но неугомонный Клермон-Ганно и на сей раз оказался тут как тут. Он заявил, что Шапиро соорудил свой манускрипт из обрезков старых синагогальных свитков. Это громкое разоблачение попало в газету «Таймс», после чего Шапиро покончил с собой.

Но, возможно, здесь не все так просто. Недавно были открыты рукописи Мертвого моря, содержащие похожие тексты, и некоторые ученые начали сомневаться в правоте француза. А вдруг Шапиро, как он и утверждал, действительно купил свой манускрипт у какого-то бедуина? Проверить это теперь никак нельзя - сразу после смерти Шапиро документ таинственным образом исчез из музея. Остаются только вопросы. Получил ли Шапиро свой миллион или хотя бы часть его, и если да, куда делись эти деньги? Был ли Шапиро мистификатором, а если нет, почему совершил самоубийство? И самоубийство ли это было? Вот такие вопросы ставит иногда история.

Ошибка ювелира

Одесского ювелира Израиля Рухомовского не причислишь к неудачникам или бездарям. Напротив, это был талантливейший мастер, но с авантюрной жилкой в характере. Он частенько выдавал свои работы за античные произведения. А мировую славу ему принесла сенсационная фальсификация - так называемая тиара Сайтаферна. В 1896 году ее купил Лувр (разумеется, как греческий подлинник) за 200 ООО франков.

Тиара Сайтаферна

Позже, когда все стало ясно, журналисты называли эту тиару «величайшей подделкой в мире», созданной с непревзойденным мастерством. Но кто такой, собственно, Сайтаферн и почему вокруг тиары поднялся большой шум? Это скифский царь, который правил в III веке до нашей эры, а тиара, если судить по греческой надписи на ней, была преподнесена ему в дар жителями Ольвии.

Вот тут-то и возникли первые сомнения. Надпись была сделана на самом изображении царя. Один из ученых писал: «Вероятно ли, чтобы ольвийцы осмелились грозному царю написать на лбу такую штуку? По-истине, подобная идея может прийти в голову только современному поддельщику, воззрения которого не идут далее портсигара с посвящением, подаренного на именины».

Тем временем Рухомовский, которому надоела вся эта возня, решился раскрыть инкогнито. По его утверждениям, изображенные на тиаре фигуры были взяты им из атласа по истории культуры, опубликованного в 1882 году, а все остальное он додумал сам. Но с доказательством своего авторства у ювелира возникли трудности - слишком хороша была тиара. Тогда Рухомовский предъявил еще два сделанных им предмета - ритон (рог для вина) с изображениями колесниц и золотую группу из фигур Афины и Ахиллеса. Ведущие искусствоведы признали, что по красоте и утонченности эти изделия не уступают классическим произведениям ювелирного искусства.

Даже после саморазоблачения мастера Лувр не убрал тиару из экспозиции, ее лишь переместили из зала древнего искусства в зал искусства современного.

Отпетые мошенники

В 1962 году дирекция Лувра (очевидно, мало чему наученная заблуждением предшественников с тиарой) вновь приобрела «скифское» изделие. На сей раз это был ритон, похожий на ритон Рухомовского, но изготовленный в виде головы кабана и декорированный фигурками скифов. И еще большее сходство имел этот предмет с другим известным фальшивым ритоном, купленным Российским историческим музеем в 1908 году. Уже повод задуматься - ведь по-видимому, луврский ритон, как и московский, вышел из одних и тех же рук.

Расследование длилось недолго. Вскоре было установлено, что в конце XIX века в Очакове находилась мастерская, которой руководили братья Гохманы. Это были фальсификаторы с размахом. Чаще всего они не утруждали себя и своих мастеров, а заказывали подделки на стороне (в частности, тому же Рухомовскому) и сбывали не только в России, но и в Германии, Англии, Греции, Италии, Франции... Как правило, они действовали через подставных лиц. Одним из их «коммерческих агентов» была оборотистая крестьянка из села Парутино (любопытно отметить, что оно находилось на месте древней Ольвии!). Явившись в музей или к коллекционерам, она предлагала предметы из золота или серебра, подробно рассказывая об обстоятельствах этой «находки». Но Гохманы понимали, что для эффективного обмана этого будет недостаточно. Поэтому они смешивали подделки с подлинными изделиями, найденными при раскопках. А однажды предприимчивые авантюристы даже дали возможность одному любителю редкостей самому раскопать фальшивку, заранее припрятанную ими в древней могиле! После этого в ее подлинности долгое время мало кто сомневался.

Подделывали братья Гохманы и античные надписи, вырезая их на мраморе.

В их «мафии» были люди, в совершенстве знавшие древнюю историю, эпиграфическую литературу, разбиравшиеся в соответствующих языках и стилях - настолько, чтобы ввести в заблуждение не только дилетантов, но и многих серьезных ученых. Даже директор Одесского археологического музея Штерн, неутомимый борец с подделками, и тот попался на удочку и в 1893 году купил четыре гохмановских мраморных камня с надписями. Ведь надписи эти были почти безупречными. Разоблачать фальсификации иногда удавалось только благодаря мелочам, например не совсем верному употреблению падежей. Но и подлинные античные надписи не всегда были грамматически безгрешными.

Осторожно, история!

Закончить хочется ссылкой на братьев Стругацких. Они писали в «Сказке о Тройке»: «Но что есть факт?.. Факт есть явление или деяние, засвидетельствованное очевидцами? Однако очевидцы могут быть пристрастны, корыстны или просто невежественны... Факт есть деяние или явление, засвидетельствованное в документах? Но документы могут быть подделаны или сфабрикованы...» Все так, а уж если говорить о фактах исторических, когда живых свидетелей не осталось, таким мистификациям несть числа...

Как мы только что видели, подделывают не только документы. И более чем вероятно, что огромное число фальшивок остаются неразоблаченными. Словом, тут можно повесить дорожный знак «Осторожно, история!».

Андрей БЫСТРОВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты