Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Город на воде

Санкт-Петербург - удивительный город. Основанный Петром I в устье Невы, он с самого начала строился как будущая столица России. Царь, влюбленный во все, что было связано с запавшей ему в душу во время Великого посольства Голландией, постарался сделать все возможное, чтобы новый город стал похож на Амстердам.

Начав строительство крепости, названной в честь апостолов Петра и Павла, царь Петр I решил, что мостов в его Северной столице не будет. Он обязал каждую семью, каждый дом иметь собственную лодку. Тех, у кого лодки не было, а также гостей города обслуживали многочисленные лодочники. Они перевозили людей с одного берега Невы на другой. Стоимость путешествия равнялась 1 копейке для должностных лиц. Солдаты и рабочие имели право переезжать бесплатно.

«Каникулы» в ледоход

Ялики на Неве

Страстно любивший море Петр приказал, чтобы в каждой дворянской семье было свое персональное плавсредство с матросом в ливрее. Заинтересованным лицам были даны инструкции по тому, как поддерживать в порядке свои лодки. Владельцы должны были посещать курс навигации каждое воскресенье. Если кто-то не мог быть на занятии, он должен был послать вместо себя своих детей.

Зимой, когда Неву сковывал лед, разные части города становились доступными для пешеходов. Но пересекать замерзшую реку запрещалось до тех пор, пока специальная команда не проложит дорогу с одного берега на другой. Весной о вскрытии Невы сообщалось тремя пушечными выстрелами из Петропавловской крепости. Но во время ледоходов и ледоставов всякое сообщение между берегами Невы прекращалось. Этим пользовались чиновники, чьи учреждения находились на Васильевском острове и Петроградской стороне. Для них наступали своего рода «каникулы».

Перевоз через Неву людей и грузов осуществлялся исключительно на лодках и мелких судах. Правительство извлекало из этого доход, перевоз сдавался на откуп. В 1710 году, по свидетельству датского дипломата, петербургские перевозы находились на откупе у одного проживавшего в городе князя, который платил за них казне в год 400 рублей - деньги в те времена немалые.

Перевоз сдавался на откуп и в последующие годы. Откупщики перевозили не только людей, но и продукты (в документах того времени это называлось «иметь хлебный перевоз»). На каждое судно откупщики нанимали по два перевозчика, которые получали за сезон по 7 рублей, и сверх того «кормовые деньги», по б копеек в день. За перевоз через реку взималась плата в размере 1 деньги (1/2 копейки). Доходы с перевозного откупа поступали в петербургскую ратушу.

Царь Петр требовал, чтобы те, кто жил по набережным, делали перед своими домами пристани для причаливания судов. На Васильевском острове, где предполагался центр города, положено было устраивать небольшие гавани. Пристани действительно были сделаны, но большое наводнение 5 ноября 1721 года разрушило их почти полностью.

Пароходы против яликов

Большей частью перевозки через Неву осуществлялись на яликах. Строили их чаще всего жители Охты - изготавливали из елового дерева, окрашивали разноцветными полосами снаружи и расписывали цветочным орнаментом внутри. Носовая часть нередко украшалась изображениями фантастических рыб.

Но уже во второй половине XIX столетия лодки стали окрашивать лишь одними полосами без разрисовки. Маленькие ялики с одним гребцом брали - пять, большие с двумя гребцами - восемь пассажиров. К концу XIX столетия в столице на перевозах было занято 316 яликов, и еще 339 использовались для катаний.

Но к тому времени сообщение по Неве забрало в руки энергичное Общество Финляндского легкого пароходства, которое строило на собственном заводе свои, небольшие синие пароходики. Оно открывало один за другим новые перевозные пункты, зарабатывая большие деньги. Плата бралась за поперечные рейсы - 2 копейки, за продольные (от 13-й линии Васильевского острова до Финляндского вокзала и от Летнего сада на Острова) - 10 копеек, по реке Фонтанке - 5 копеек.

Пароходики были небольшими, но чистыми и опрятными. Прислугой работали финны, говорящие по-русски. Шкипера же должны были командовать исключительно по-русски. Вмещали пароходы от 70 до 150 человек. Пароходы подкосили яличный промысел. Он удержался лишь там, где не было поблизости пароходного перевоза. За перевоз через Неву к Горному институту, что на Васильевском острове, яличники брали по 5 копеек с человека. Ну а потом, когда через Неву были построены постоянные разводные мосты, лодочники уже окончательно исчезли.

Алексей КУЗНЕЦОВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты