|
Скифы и СкифияВажным событием в истории Советской археологии стали раскопки кургана Аржан в Туве, которые веЛись в 1971-1974 годах под руководством М.Х. Маннай-оола и М.П. Грязнова. Захоронение в кургане было обнаружено, как это часто случается, практически случайно, во время строительства шоссейной дороги идущей из Турана через городок Аржан в Тарлык. Разрывая находящийся неподалеку от городка курган, бульдозеры разрушили находящуюся в его толщах кладку из бревен. Узнав об этом, археологи решили провести там раскопки, которые велись в основном силами учащихся старших классов. Таким образом, были обнаружены захоронения скифского «царя» и его приближенных, располагавшиеся в деревянных срубах. В кургане также было захоронено не менее 160 коней. С помощью радиоуглеродного метода захоронение было датировано 800 г. до н.э. Именно после исследования Аржана была раскрыта тайна происхождения скифов. Если до этого некоторым ученым нравилось располагать их прародину в Северном Причерноморье, то с открытием Аржана окончательно стало ясно, что в причерноморские степи скифы пришли с Алтая. Как гласят древние хроники, в начале VIII в. до н.э. китайский император Сиуэн, принадлежавший к династии Чу, нанес серию сокрушительных поражений кочевникам, обитавшим на северных рубежах его державы. Именно в это время скифы с Алтая и Семиречья двинулись на запад. Пройдя по территории Казахстана и Туркестана, они обогнули Каспийское море с севера и к началу VII в. до н.э. вошли в соприкосновение с киммерийцами. Те, узнав о многочисленности приближающейся орды, буквально впали в оцепенение. Согласно легенде, записанной Геродотом, народ решил спасаться бегством. Ученым известно, что ранее киммерийцы со своими союзниками — государством Урарту — несколько раз устраивали набеги на Ассирию. Для борьбы с ними ассирийский царь Ассархаддон заключил союз со скифами, которые тогда жили в Казахстане и Туркестане. В составе союзнических войск кочевникам довелось сразиться друг с другом. Видимо, исход столкновения оказался не в пользу киммерийцев. Теперь, по свидетельству Геродота, отчаявшись поднять народ на битву, киммерийские предводители, в конце концов, устроили взаимную бойню и поубивали друг друга. Подданные похоронили их, после чего устремились в бегство. Одна лавина киммерийцев ушла на территорию современной Турции, другая — в низовья Днестра. На установление господства в Северном Причерноморье и контроля над сопредельными народами у скифов ушло примерно полстолетия. После этого они пошли походом на богатый Ближний Восток. Пройдя западным берегом Каспийского моря, они разгромили Урарту, а затем осели на берегах озера Урмия. Древние государства Востока сразу почувствовали на себе боевую мощь скифской конницы. Она неожиданно появлялась в самых разных местах — от Ирана и Малой Азии до границ Египта, где скифам принес дань фараон Псаметтих. Царь ассирийцев Ассархаддон отдал свою дочь в жены скифскому царю Партатуа. В 653 г. до н.э. скифы установили контроль над Мидией, которая стала выплачивать им дань. В то же время мидийцы научились у скифов особой конно-стрелковой тактике. В 625 г. до н.э. мидийский царь Киаксар пригласил скифских вождей на грандиозный пир. Напившихся допьяна вождей умертвили, и скифы, лишившись предводителей, бежали обратно в Северное Причерноморье. В 612 г. до н.э. Вновь, заключившие между собой союз скифы и мидийцы стерли с лица земли ассирийскую столицу Ниневию. Они покончили с ненавистным всей Передней Азии государством, чьи жестокосердные правители изощрялись до того, что приказывали обклеивать стены домов на центральных площадях сорванной с пленников человеческой кожей. За потомками скифов, ходивших в поход на Ближний Восток, утвердилось название царских скифов. Они были весьма воинственным народом. Древние авторы знали их как конных стрелков из лука. Скифские стрелы возникли в конце бронзового века, когда вырабатывались их прототипы. Однако наибольшее их разнообразие падает на ранний скифский период. В раннее время в украшении скифского оружия господствовали восточные элементы, по-видимому, навеянные искусством Ассирии и Урарту. В более позднее — греческие. Эти иноземные элементы сосуществовали и тесно переплетались с местным, типично скифским «звериным» стилем. Украшения имели не только эстетическое назначение. По представлениям людей того времени, они должны были усиливать действие оружия, помогать воину в ратном деле. Излюбленные скифами изображения скачущего оленя, фигуры орлов, грифонов, клюва хищной птицы должны были сообщать воину быстроту, силу и ловкость. Изображение на рукояти или навершьи меча когтя или глаза орла, по представлениям скифских воинов, придавали силу и меткость удару. Естественно, что богато отделанное золотом оружие было доступно не всем, а только знатным воинам. Как правило, его находят в курганах, в которых и остальные вещи отличаются роскошью и свидетельствуют о привилегированном положении погребенного. К оборонительному вооружению относились шлем, панцирь, поножи и щит. Значительную часть времени скиф, по крайней мере, зажиточный, проводил на лошади. Женщины и дети передвигались со становища на становище в четырех-шестиколесных кибитках-фургонах, запряженных волами. Внутри она имела несколько отделений. Одежда мужчин состояла из куртки, спускавшейся ниже пояса, и длинных штанов, носившихся навыпуск, или вправленных в невысокие мягкие полусапоги, стянутые на подъеме ремнем. Куртка без ворота запахивалась, оставляя открытой шею. Она имела узор по краям и орнаментальную полосу на спине. Либо обшивалась мехом. Штаны также украшались узорами. На голове — башлык с выступом надо лбом. Скифы носили длинные волосы и бороду. Кожаный пояс служил для подвешивания колчана с левой стороны и кинжала — с правой. Он нередко покрывался металлическими бляшками. О женской одежде мы знаем очень мало. На голове был убор, напоминающий башлык с поднимающейся вверх передней частью. Они носили длинные платья, на которые надевали длинную же одежду. У некоторых женщин голова покрывалась накидкой. Такой женский костюм известен по ряду изображений. Одежда делалась из шерсти, растительного волокна (конопли) и кожи. Скифы широко применяли всевозможные украшения, часть которых имела значение магических оберегов. Скотоводством и хлебопашеством, рыбной ловлей и бортничеством занималась каждая семья, хотя существовала некоторая специализация, зависевшая, прежде всего, от окружающих природных условий. Все исследователи скифских поселений и городищ отмечают высокое развитие металлургии. Одним из крупнейших ремесленных центров скифов справедливо считается Каменское городище на Днепре. Исследователи даже при поверхностном осмотре обнаружили много железных шлаков и криц. Раскопки дали ясную картину существования там металлургического центра. Там обнаружили молот-пуансон, служивший, как предполагают, для изготовления панцирных чешуек. Найдены пробойники и зубила разных размеров. Продукция мастерских городища представлена остатками копий, бронзовыми наконечниками стрел, крючками для подвешивания колчанов, камнями для пращи, панцирными бляшками, железными и медными частями конского убранства. Помимо мастеров-металлургов в городище жили и представители других ремесел, например, специалисты по обработке кожи. Скифы высоко чтили бога войны и сооружали в его честь из хвороста святилища в виде пирамиды или кургана, на котором приносили в виде жертвы в его честь рогатый скот и лошадей, а после успешной войны — людей. Во главе скифского пантеона стояло женское божество, верховная богиня, которая носила имя Табити. Предводителей своих они хоронили в курганах. В Северном Причерноморье сначала были впускные курганы, когда захоронение делалось в местах, сооруженных ранее теми же киммерийцами. Затем скифы стали сами насыпать курганы, которые были особенно богатыми в IV-III веках до нашей эры. Они вошли в науку под именем «царских»: Четомлык, Солоха, Александровский, Мелитопольский и другие. Под властью скифов оказалось большое количество племен. Сложился целый конгломерат народов, в который, помимо иранцев, входили славяне, финно-угоры и балты. Исследования лингвистов Абаева и Георгиева показали существование скифского периода в истории праславянского языка, выразившегося в большом количестве иранизмов, включенных в славянские языки; из них на первое место следует поставить «Бог», сменившее индоевропейское «Deivas». Как праславян историки склонны рассматривать сколотов, известных также как скифы-пахари, невров и гелонов. Именно сколотская пшеница привлекла греков к колонизации Северного Причерноморья. В скифских землях греки также покупали рабов, скот, шкуры, меха, рыбу, лес, воск и мед. В обмен они продавали текстиль, вино, оливковое масло и различные предметы искусства и роскоши. По некоторым данным до 30 % потребляемогo в Греции хлеба вывозилось из Скифии. Скифы, наряду с греками, долгое время представляли собой ведущую силу в Восточной Европе. В 514 г. до н.э. скифам удалось отразить нашествие гигантской армии персидского царя Дария. Скифы два месяца отступали перед полумиллионной армадой вглубь степей. Убедившись в безнадежности преследования скифов и испытывая все большие и большие сложности с продовольствием, Дарий повернул войско назад. Отступать пришлось по предварительно опустошенному пути, под неожиданными фланговыми наскоками скифской кавалерии. Вернуться удалось немногим. Тогда смертельная угроза была отражена. Но приблизительно через два с половиной столетия с востока пришла новая сила — кочевые племена сарматов и савроматов. Именно под их ударами Скифия перестала существовать. Прежние пришельцы с востока были покорены новыми номадами с той же стороны света. Виктор БУМАГИН Предыдущая     Статьи     Следущая |
|