|
Куликовская битва в центре Москвы?Одной из загадок Древней Руси была и пока остаётся Куликовская битва между русским и татарским полками, произошедшая 8 сентября 1380 года. Именно с этого момента началось освобождение земли Русской от татаро-монгольского ига. На эту битву московского князя Дмитрия Донского благословил сам Сергий Радонежский, ставший символом объединения русских в единое государство. В нынешней России Куликовская битва отмечается как первая славная победа народа на пути к освобождению. Но бытует и другая версия о роли этого сражения в истории. По мнению некоторых исследователей, особенно живущих в Татарстане, на Куликовом поле произошло не столкновение двух враждебных народов - русских и татар. Здесь сражались полки, руководимые Дмитрием Донским, с войском, во главе которого стоял темник Мамай, своего рода отщепенец, узурпировавший власть у законных наследников Чингисхана. На стороне Мамая в битве участвовали не только татары, но и русские, генуэзцы, литовцы, то есть наемники, которые собрались под его знаменами. А у Дмитрия Донского в войске были не только полки, пришедшие к нему на помощь из многих русских княжеств, но и татарские воины. Такого же мнения, по существу, придерживался, крупнейший российский историк Лев Гумилев. В своей книге «От Руси до России» он писал, что нападение Мамая на Русь было вызвано демонстрацией Дмитрием Донским верности «союзу с законным наследником ханов Золотой Орды - Тохтамышем, стоящим во главе волжских и сибирских татар». Но оказывается, у Куликовской битвы есть еще одна, совершенно неожиданная версия. Ее высказал не так давно академик А.Т. Фоменко, прославившийся своей неожиданной, мягко говоря, неординарной интерпретацией истории вообще и именно этого периода жизни России в частности. По его мнению, Куликовская битва происходила, но не на традиционно указываемом месте, на берегу Дона, а... в Москве. При этом академик называет две наиболее бросающиеся, по его мнению, в глаза странные особенности этой битвы, до сих пор не объясненные историками и археологами. Первая: два войска, одно числом 150 тысяч человек, другое - 200 тысяч, физически не могли поместиться на небольшом Куликовом поле и тем более совершать на нем какие-нибудь маневры. Вторая, еще более странная: на поле брани в смертельном бою рубились сотни тысяч воинов. По оценке историков, в том числе Л.Н. Гумилева, только с русской стороны было убито и ранено 130 тысяч человек! Логично предположить, что у татар потери были еще больше. Получается, что на поле брани должны были остаться десятки, а может быть, и сотни тысяч мертвых тел. Победившие в кровавой битве русские могли вывести с поля брани только раненых. Собирать наконечники стрел, поломанное и негодное для дальнейших боев оружие было просто некому. И вот археологи уже добрую сотню лет тщательно перекапывают место предполагаемых боев. Но ни многочисленных останков воинов, ни оружия обнаружено не было. Отсюда А.Т. Фоменко делает вполне логичный вывод - следовательно, Куликовская битва происходила не в этом месте. Чтобы найти настоящее поле битвы, следует поискать, где же еще встречаются названия рек, холмов, урочищ, упоминающихся в «Задонщине» - основном первоисточнике по истории Куликовской битвы. В традиционном описании Куликовской битвы сбор русских войск происходил в Коломне. Отсюда в конце августа войско выступило в поход и подошло к Дону близ впадения в него реки Непрядвы. Для того чтобы отрезать себе путь к отступлению, русские переправились через Дон. 8 сентября 1380 года произошла битва на Куликовом поле, окруженном лесами и реками. Излюбленный ордынцами обходной маневр был здесь невозможен. Им пришлось атаковать русских в лоб. Русские выставили войска в несколько линий: сторожевой полк, за ним - передовой, за ним большой полк (главные силы), по разные стороны от него - полки правой руки и левой руки. В лесу за полком левой руки была укрыта отборная конница - засадный полк под командованием воеводы Дмитрия Боброка-Волынца и серпуховского князя Владимира Андреевича. Битва началась около 11 часов утра. Ордынцы смяли полк левой руки, нанесли серьезные потери большому полку и уже выходили ему в тыл, когда засадный полк нанес неожиданный решающий удар. Этого удара ордынцы не выдержали и обратились в бегство. Сражение перешло в преследование бегущего противника... Теперь посмотрим, как происходила битва по А. Фоменко. Свои доказательства он начинает с поисков Куликова поля на территории сегодняшней Москвы. По его мнению, некоторые летописи прямо сообщают, что Куликово поле находилось в Москве. Известный архангелогородский летописец, описывая встречу Владимирской иконы Божией Матери в Москве во время нашествия Тимура в 1402 году, свидетельствует, что икону встретили в Москве «на поле на Куличкове». Мнение о том, что московское название Куличково, Кулишки является синонимом Куликова поля, бытовало в Москве еще в XIX веке! Например, в сборнике «Старая Москва», изданном в то время, упоминается о существовавшем якобы «неправильном предположении», будто московские «Кулишки произошли от Куликов, или Куликова поля». В этой же книге отмечено, что «Кулишки существовали прежде Москвы». А Фоменко свою гипотезу как раз строит на том, что во время битвы Москвы еще не существовало, а были только отдельные деревни, раскинувшиеся на ее будущей территории. Ставка Мамая во время Куликовской битвы была расположена «на Красном холме». Прямо к Кулишкам, ныне к Яузским воротам, спускается очень крутой склон высокого холма, который когда-то назывался Красным холмом. На его вершине находится Таганская площадь. О старом названии этой местности свидетельствует расположенная под ним Краснохолмская набережная Москвы-реки. Московское поле Кулишки окружено несколькими холмами. На одном из них находится Красная площадь. Поэтому холм тоже мог называться Красным. Перед началом Куликовской битвы войска Мамая остановились на «Кузьмине гати». В Москве один из районов называется Кузьминки! Получается, что Мамай подходил к Кулишкам, расположенным в центре современной Москвы, с восточной стороны, находясь на левом берегу Москвы-реки. Дмитрий Донской шел ему навстречу с южной стороны Москвы, находясь на правом берегу Москвы-реки. Перед битвой он форсировал реку, по мнению академика, недалеко от Новодевичьего монастыря. Затем оба войска сошлись в центре на Кулишках в районе Славянской площади и Сретенки. Согласно летописи, князь Дмитрий соединился со своими союзниками в Коломне и оттуда выступил навстречу врагу. Считается, что эта Коломна находится в 100 километрах от Москвы. А. Фоменко предлагает другой, более вероятный, по его мнению, вариант. Дмитрий Донской выступил на битву из знаменитого села Коломенское, находящегося сегодня в черте Москвы. Эта гипотеза подтверждается следующим отрывком, взятым из «Сказания о Мамаевом побоище». В нем Дмитрий, узнав о готовящемся нападении, приказал своим соратникам явиться в Москву, а через страницу летопись буквально в тех же словах приказывает им собраться, но на этот раз в Коломне. Это означает, что речь идет об одном и том же приказе Дмитрия: собраться войскам в Коломенском, в Москве. Летопись постоянно фактически накладывает Коломну на Москву. Тзк, указав, что Дмитрий собирает полки в Коломне, в ней тут же утверждается, что войска выступают на битву из Москвы. После сбора войск Дмитрий, как далее сообщается в летописи, движется по направлению «на Котел». Между Коломенским и центром Москвы расположена река Котловка. Двигаясь в этом направлении, русские войска должны были оказаться в районе Новодевичьего монастыря, но с другой стороны реки. По дороге на поле битвы, согласно летописи, Дмирий устроил своему войску смотр «на поле Девичьем». В «Сказании о Мамаевом побоище» тоже упоминается: «Наутро же князь великий повелел выехать всем воинам на поле к Девичьему монастырю, на поле Дивичю». В летописи этот переход реки непосредственно перед битвой назван «переходом через Дон». Но Доном в то время часто называли просто крупную реку. Возникает естественная мысль, что здесь Доном была названа будущая Москва-река, так как, по мнению А. Фоменко, самой-то Москвы в то время еще не было. Причем в «Задонщине» явно имеется в виду Москва-река. Ведь княжна Марья поутру плакала на забралах стен московских, так причитая: «О Дон, Дон, быстрая река... принеси на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне». Получается, что река Дон течет через Москву. Согласно летописям и «Сказанию о Мамаевом побоище», в Куликовской битве полегло с обеих сторон около 250 тысяч человек. Скорее всего, это явное преувеличение. Но число погибших должно было быть очень велико, так как после окончания битвы «стоял князь Великий за Доном на поле боя восемь дней, пока не отделили христиан от нечестивых. Тела христиан в землю погребли, нечестивые тела брошены были зверям и птицам на растерзание». Но на поле Куликовом в Тульской области захоронений павших в битве русских воинов не было обнаружено. А вот в Москве, в Симоновом монастыре, А. Фоменко их нашел! Знаменитых героев Куликовской битвы, русских воинов, иноков Пересвета и Ослябю, как известно, похоронили у церкви Рождества Богородицы. По мнению Фоменко, Симонов монастырь в Москве был основан и построен прямо на месте Куликовской битвы или непосредственно около него как усыпальница павших здесь русских воинов. Когда ученый пришел в Симонов монастырь и подошел к церкви Рождества Богородицы, его внимание привлек огромный дощатый ящик, опущенный в свежую могилу. Оказывается, вся земля вокруг церкви в радиусе около ста метров и на глубину несколько метров буквально забита человеческими черепами и костями. Как удалось узнать А. Фоменко, еще при строительстве завода был обнаружен целый слой из костей. Эти древние кости тогда выкапывались в огромном количестве и выбрасывались. Почти все похороненные, судя по их зубам, были молодыми, здоровыми людьми. Это были воины! Кроме черепов и костей, в земле нашли каменные надгробные доски одного и того же образца и размера без каких-либо надписей. На всех досках изображен один и тот же узор. Он состоит из бляхи в центре, от которой отходят три полосы: прямая - вниз и две дуги, расходящиеся кверху. Этот рисунок напоминает воинский щит. Идентичность всех обнаруженных каменных досок ясно говорит о том, что все захоронения делались одновременно. И, наконец, последнее, что, по мнению А. Фоменко, подтверждает его гипотезу. В «Истории церкви Рождества Богородицы на Старом Симонове в Москве» записано: «Великий князь, одержав победу над Мамаем, в день праздника Рождества Пресвятыя Богородицы Рождественской на Старом Симонове обители дал вкладу село Рожествено, находившееся на месте Мамаева побоища». «Не странно ли, - удивляется ученый, - что Дмитрий Донской передал московской церкви село, удаленное от нее на 320 километров?! Да и к тому же не из своего великокняжеского удела: в Тульской области в то время были уделы других князей. Такого в достоверной русской истории никто и никогда не делал!» Предлагаемый вариант расположения места Куликовской битвы, конечно, нельзя считать достоверным, тем более что сделан он не историком и археологом, а математиком. Но удивительное совпадение всех мест, упомянутых в «Задонщине», с московскими названиями поражает. И в отличие от традиционного представления о Куликовской битве на Дону он объясняет и непостижимое исчезновение останков воинов, которых Дмитрий Донской восемь дней хоронил на поле, и непонятные места в летописях. Михаил БУРЛЕШИН Предыдущая     Статьи     Следущая |
|