Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Сколько лет русскому флоту?

В России почему-то принято считать, что отечественному флоту чуть больше 300 лет, однако из истории нам известно, что в 864 году Аскольд и Дир привели к стенам Царьграда 200 вооруженных судов. Откуда же они могли взяться, если отечественный флот официально появился только спустя 900 лет? Неужели корабли были наняты у тихоокеанских аборигенов или зафрахтованы у южно-американских индейцев? Судя по вполне обоснованному беспокойству Византии, флот представлял собой реальную угрозу, чего не было бы, привези варяги воинов на простых рыбацких судах или больших лодках. Вывод может быть только один — к приходу Аскольда с Диром русский флот уже существовал, потому что построить и оснастить 200 морских кораблей в столь сжатые сроки невозможно.

Как все начиналось

В то время как скандинавы, имевшие острую потребность в передвижениях по морю, постепенно создавали свой знаменитый драккар, балты, славяне и финны тем временем конструировали исключительно плоскодонные суда, поскольку северо-запад России богат на всевозможные реки и речушки. Причем занимались они этим никак не меньше 2000 лет, что подтверждает свидетельство летописца Саксона Грамматика, который писал, что король данов Фротон Первый вел войны на море с королем русов Транноном и даже якобы захватил столицу русов Роталу. Получается, что русы уже в I веке н.э. обладали сильным военным флотом.

О многообразии существовавших на Руси типов судов мы можем прочесть в «Русской правде» (XI век): «Аже лодью украдеть, то 60 кун продаже, а лодию линем воротити; а морскую лодью 3 гривны, а за набойную лодью 2 гривны, за челн 20 кун, а за струг гривна». Что это были за суда? Например, типичная русская ладья была найдена в 1921 году в датском местечке Хьёртшпринг. Корабль длиной 15,3 метра, шириной 2,07 и с осадкой всего 0,32 метра был собран из днищевой доски, к которой лыковыми веревками привязаны по две бортовые доски. Благодаря особой конструкции такая ладья с 20 гребцами могла одинаково ходко двигаться вперед и назад, что для речных коммуникаций делало ее идеальным средством передвижения.

Морские традиции

Имея в течение длительного времени выход к морскому побережью от Дуная до Дона и непрерывно сражаясь с многочисленными врагами — готами, аварами, Византией — восточные славяне (анты) приобрели значительный опыт в мореплавании и кораблестроении. Византийские историки в своих трудах особо отмечают умение антов вести водные сражения. Например, в военном руководстве византийцев «Стратегиконе» упоминается об умении славян поразительно долго находиться под водой: «При этом они держат во рту специально изготовленные большие выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне реки, дышат с помощью их, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии».

В начале VII века анты подчиняют себе болгар, а вскоре после этого их флотилии появляются на Мраморном и Эгейском морях, в Геллесонте, осаждают Царьград, нападают на берега Малой зии, Эпир, Ахайю. В 610 году с моря и суши славяне осаждают Солунь, в 623 оду нападают на Крит, а в 642 году предпринимается далекий морской поход в Южную Италию.

В жизнеописании Георгия Амастридского упоминается о нападении «народа рос» на южное побережье Черного моря. Очевидно, что для того, чтобы напасть и разорить Пропонтиду, лежавшую на Черноморском побережье Малой Азии, нужно пересечь Черное море, что невозможно без наличия флота.

Скандинавская «Эймундарсага» упоминает, что во время междоусобицы Гаральда и Сигур-Ринга в 735 году в морской битве в заливе Бревикен участвовали и славяне с огромным своим флотом (!). Наконец в жизнеописании Стефана Сурожского рассказывается о том, что вскоре после его смерти, в конце VIII века, на Сурож (Судак) напал русский князь Бравнин, пройдя морем от устья Днепра до Керченского пролива на собственных судах. Вывод мы можем сделать только один — флот у русских вполне существовал задолго до его «официального» появления...

Пионеры Арктики

Еще одно распространенное заблуждение состоит в том, что первые суда, специально сконструированные для плавания в Северном Ледовитом океане, появились лишь в начале XX века. На самом же деле пионерами в этом деле были наши предки, уже в XII столетии бороздившие негостеприимные воды приполярья.

Новгородцы, в те времена вышедшие к побережьям Белого и Баренцева морей, в поисках рыбы и морского зверя смело отправлялись в дальние путешествия по Студеному морю и доходили до Новой Земли, Печоры, Груманта (Шпицбергена), островов Колгуев и Вайгач. Поначалу эти путешествия совершались на обычных ладьях — копиях тех, на которых новгородцы промышляли в Балтийском море, однако суровые условия Арктики заставили внести в конструкцию некоторые коррективы. Для плавания на чистой воде или в битом льду, а также для преодоления волоком не слишком широких и относительно ровных ледяных полей поморами был создан коч (кочмара). Коч стойко выдерживал удары льдин, был маневренным (что немаловажно при движении среди льда), мог двигаться как на веслах, так и под парусом. Небольшая осадка позволяла поморам заходить в устья рек и близко подходить к берегу.

Ноу-хау русских состояло в яйцевидной форме корпуса коча, при сжатии льдами который не раздавливало, а выталкивало наверх, как пробку. Намного позже, в 1891 году, норвежский судостроитель К.Арчер, приступив к проектированию научно-исследовательского корабля «Фрам», позаимствовал данную форму корпуса, что затем несколько раз спасло норвежцев во время сильных подвижек льда. Та же самая форма была использована и адмиралом С.О. Макаровым при проектировании первого в мире арктического ледокола «Ермак».

Но это были еще не все нововведения поморов. Выше и ниже ватерлинии они устанавливали так называемую ледовую шубу, или коцу (откуда и пошло название судна — коч), которая дополнительно защищала корпус от ударов льдин. В ХХ веке ледовая шуба превратилась в стальной ледовый пояс, ставший обязательным атрибутом всех ледоколов и судов ледового плавания.

В разнообразных источниках (прежде всего иностранных) часто можно встретить упоминания о том, что поморские кочи имели ходовые качества чуть получше сундука и были ужасающего качества. Конец данной байке положили советские специалисты, в 60-70-х годах прошлого века воссоздавшие коч по найденным при археологических раскопках фрагментам. По результатам нескольких экспериментальных выходов в море выяснилось, что при благоприятном ветре и умеренном волнении кочи могли преодолеть в сутки до 80 миль, а в отдельных случаях даже до 120. Для сравнения: пять столетий спустя максимальная дальность суточного перехода английских торговых судов, ходивших в Архангельск, составляла в лучшем случае 60 миль, а голландские «торговцы» делали и того меньше.

Причиной таких отличных мореходных качеств служила прежде всего удачная конструкция и хорошее качество работы, ведь недаром у поморов далеко за пределами родных селений были известны имена знаменитых «кочевых умельцев»: холмогорцы Дерябины, Варгасовы и Вайтачевы, братья Кулаковы из Архангельска, пинежане Пыхунов и Тарасов...

Евгений ВАСИЛЬЕВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты