Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Чак Йегер: Он держал космос в своей перчатке

Официально первым астронавтом США числится офицер ВМС США Алан Шепард. 5 мая 1961 года в космос отправился пилотируемый, а точнее - обитаемый космический аппарат Меркурий-3. Полет продолжался аж целых 15 минут, причем проходил по так называемой баллистической кривой - иначе говоря, без выхода на околоземную орбиту, тупо, как выпущенный из пушки снаряд.

Ни секунды не сомневаясь в личном мужестве Алана Шепарда, вынужден отметить - его роль в этом полете мало чем отличалась от роли обезьянки Хэма, летавшей в предыдущем запуске «Меркурия». Лежи, думай о высоком, все равно повлиять на события не можешь - нет средств управления полетом. Просто дорогостоящий манекен с именем, фамилией и личным номером ВМС. А между тем, Шепард - национальный герой США. А вот другой американский офицер, реально впервые «пощупавший» космос герметичной перчаткой, сегодня прочно и незаслуженно забыт. Что ж, попробуем восстановить справедливость.

Чак Йегер

Знакомьтесь: Чарльз Элвуд Йегер, более известный как Чак Йегер, 1923 года рождения, классический южанин из Западной Вирджинии. В летную школу поступил сразу по окончании средней школы зимой 1942 г., под впечатлением налета японцев на Перл-Харбор. Пилотские «корочки» и погоны младшего лейтенанта ВВС получил весной 1943, и сразу попал в самую мясорубку: получил назначение в истребительную авиагруппу 8-й Воздушной армии США, летавшей на бомбежку объектов Германии с английских аэродромов. Летал на истребителе «Мустанг»; в 1944 г. сбит над Францией, но умудрился пробраться через все кордоны и границы в Англию - и продолжал летать! Непросто оказалось выбить из парня боевой задор...

Войну Йегер окончил, имея на счету 64 боевых вылета. По меркам американских ВВС в Европе - это очень много! Согласно американским правилам, пилот выполнял 25 боевых вылетов, а затем отправлялся на отдых от 3 до 6 месяцев. Выполнивший два боевых «цикла», т. е. 50 вылетов, - это уже псих, которому нужно лечиться от «фронтомании»... Официально Йегер завалил 13 фашистских самолетов. Даже если эта цифра, как обычно, завышена - нет сомнений, «мустангер» в тени под облачком не прятался, честно делал свое дело - защищал тяжелые бомберы 8-й ВА. Подчеркну: от истребителя сопровождения глупо и даже преступно требовать «сбитые самолеты противника». Его задача - не позволить сбивать своих бомбардировщиков.

Видимо, Йегер в полной мере обладал как навыками пилотажника, так и хладнокровием, глазомером и расчетом, необходимыми летчику-испытателю. Уже в 1946 г. Чак Йегер - летчик-испытатель главной базы ВВС США Райт-Паттерсон. Это примерно то же самое, что «летчик-испытатель НИИ ВВС имени Чкалова» применительно к ВВС СССР.

Чаку Йегеру доверили испытания не просто передовой, а запредельно передовой техники: аппаратов с жидкостно-реактивным двигателем серии «X». Назвать эти машины самолетами было нельзя; они не могли стартовать с аэродрома, поскольку не имели нормального шасси - их поднимали в воздух переоборудованные бомбардировщики. Ими невозможно было управлять в привычном смысле этого слова, поскольку жидкостно-реактивный двигатель не имел регулятора тяги; короче - держи «Сивку», а если что не так - у тебя есть катапульта. Вроде бы.

Насколько «вроде бы» - говорит жестокая статистика убитых пилотов-испытателей, отдавших свои жизни при освоении около- и сверхзвуковых скоростей. Перечислять долго, да и не хочется. Но катапульта мало помогала.

По-видимому, Чаку кто-то капитально ворожил - мать? Жена? Он умудрился пройти насквозь всю программу супер-дивайсов ВВС США от «Х-1» до «Х-15». Не раз его машины, похожие то на куриные тушки, то на бескрылые обрубки, швыряло в штопор, в неуправляемое падение, но каждый раз в шлемофонах пилотов сопровождения звучал мягкий вирджинский говор с характерной растяжкой: «Элероны не действуют... Пробую интерцептоор... Стабилизаация... Норма, держу-у, на ку-урсе, на глиссааде».

И каждый раз Чак Йегер притаскивал на бетонку авиабазы очередного крылатого урода, который, по уму, вообще не должен был летать. С отказавшим управлением, с заглохшим двигателем, без шасси - все равно притаскивал! Совсем как наши пилоты-испытатели - Громов, Стефановский, Гарнаев. Парень, что надо!

В 1987 г. в Штатах вышел в свет кинофильм «Парни, что надо» об американских астронавтах. В этом фильме Йегер выведен, как обиженный - дескать, его не взяли в отряд астронавтов, поскольку у него не было «колледжерского» образования.

Вранье! Даже удивительно, почему американский режиссер так грубо искажает американскую историю?

14 октября 1947 г. Чарльз Йегер стал первым в мире пилотом, преодолевшим звуковой барьер. В этот день он стартовал на крылатом ублюдке фирмы Белл «Х-1», сброшенном с подвески бомбардировщика В-29 на высоте 13100 метров.Включив жидкостно-реактивный двигатель, Йегер развил на снижении скорость в 1,06 Маха (около 1100 км/ч). Самое удивительное - он ещё и посадил машину, исчерпавшую запас топлива без царапины!

Но почему астронавт №1?

Вот почему. По стандартам NASA, космос начинается с высоты 80 км. И это логично - там уже нет атмосферного давления. Следовательно, не могут работать турбореактивные двигатели - им не хватит кислорода, и не сможет жить человек в классической гермокабине с наддувом - нечем ее, кабину, наддувать. И управлять самолетом в классическом понимании этого слова в космосе нельзя: самолет управляется движениями воздушных рулей, а какие, к черту, воздушные рули, если нет воздуха?

Йегер пилотировал машины «Х-14» и «Х-15», предназначенные для покорения высот, на которых никто не бывал.

Это не были самолеты в прямом смысле слова. Это было что-то непонятное. Похожие на карандаши с короткими хвостиками, аппараты отделялись от фюзеляжа бомбардировщика В-52 на высоте около 10 000 м, а затем, врубив ракетные двигатели, выходили в космос. Реальные кадры киносъемки с борта «иксов» фиксируют округлость Земли, крапины звезд и жгуты электрических разрядов - «огни св. Эльма» на корпусе машины. Можно только догадываться, что испытывал в эти минуты Чак Йегер. Но в динамиках - снова вирджинская растяжечка: «Я слы-ышу вас... Не-а... Не мешай... На ку-урсе, на глисса-аде...»

Еще раз: аппараты типа «X» самолетами не являлись и сама посадка для них являлась делом проблематичным. В особенности это касалось машин «Х-14» и «Х-15», которые даже внешне мало походили на самолеты. И тем не менее!

Чак Йегер на «Х-14» достиг высоты в 105 км и скорости в 5 000 км/ч. Этот рекорд не побит до сих пор. Он держал космос в своей перчатке - разве можно такое забыть? Более того - Йегер от начала отстыковки и до посадки полностью контролировал полет, в отличие от Шепарда или Гриссома, которые были лишь «полезным грузом» на борту космических капсул. И поэтому совершенно закономерно, что летчик-истребитель, летчик-испытатель Йегер был удостоен звания «астронавт США». Ему так же было присвоено воинское звание «бригадный генерал ВВС» и медаль «За боевые заслуги», которая, согласно статусу, может быть вручена награжденному только в военное время.

Именно Йегер заслужил звание «Астронавт США №1», и никто другой.

Что характерно, служившие вместе с Йегером люди все, как один, отмечают его человечность и добродушие: он никогда не выходил из себя, не «выпендривался», не пытался казаться «звездой», хотя был асом из асов:

- Возьми ни-иже... Шесть фу-утов... О-кей, захват пошел... Как там у тебя? Есть еще кофе в термосе?

Майор Йегер только что пристыковал истребитель F-105 к фюзеляжу бомбардировщика В-36 «Миротворец». Стыковка выполнена в воздухе на скорости 560 км/ч, и цирковые эквилибристы отдыхают...

Эти бесстрашные ребята - Юрий Гагарин, Вирджил Гриссом, Герман Титов, Чарли Йегер - они сделали для всех нас так много, что стоит крепко задуматься - а не слишком ли горяч тот факел, который они нам передали? Сможем ли удержать?

Сергей ДУНАЕВ








Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты