![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Фантомы космосаСразу же после эпохального события 12 апреля 1961 года на Западе стали утверждать, что Юрий Гагарин вовсе не был первым человеком, совершившим космический полет. До него в космосе якобы побывали 11 советских покорителей Вселенной. Но все они погибли. Эти конспирологические теории живы до сих пор и время от времени продолжают муссироваться в средствах массовой информации. Откуда же они возникли? В списках не значились![]() В декабре 1959 года итальянское телеграфное агентство «Континенталь» распространило заявление некоего высокопоставленного чешского коммуниста о том, что в СССР с 1957 года осуществлен ряд запусков пилотируемых баллистических ракет. Один из пилотов - Алексей Дедовских - погиб 1 ноября 1957 года в ходе такого суборбитального запуска. А еще три космонавта погибли позже: Сергей Шаборин - 1 февраля 1958 года, Андрей Митков - 1 января 1959 года, Мария Громова - 1 июня 1959 года (впрочем, последняя, по более поздней версии западных СМИ, погибла при испытаниях орбитального самолета с ракетным двигателем). Обратите внимание, что все четыре старта произошли почему-то первого числа соответствующего месяца. Одновременно с итальянцами немецкий ученый и инженер Герман Оберт, один из основоположников ракетостроения, заявил, что располагает данными о пилотируемом суборбитальном запуске, состоявшемся на полигоне Капустин Яр в начале 1958 года и закончившемся гибелью пилота. Эту информацию он якобы получил, работая на американскую космическую программу в Хантсвилле (штат Алабама). Впрочем, Оберт оговорился, что знает о космической катастрофе с чужих слов и не может ручаться за достоверность этой информации. Зато в 2001 году в интервью информационному агентству «Интерфакс» некто Михаил Руденко, назвавшийся инженером-экспериментатором ОКБ-456, уверенно вещал, что в период с 1957 по 1959 год с полигона Капустин Яр были запущены баллистические ракеты, пилотируемые летчиками Дедовских, Шабориным и Митковым. Все летчики погибли, и их фамилии никогда официально не упоминались. «По сведениям Руденко, - сообщал “Интерфакс”, - эти летчики участвовали в так называемых суборбитальных полетах, то есть они должны были не совершить целый виток вокруг планеты, что впоследствии выполнил Гагарин, а лететь по параболе. Причем Дедовских, Шаборин и Митков были обычными летчиками-испытателями и не проходили никакой специальной подготовки». Но кто же они, эти неизвестные герои? В Центральном архиве Минобороны (Подольск), в картотеке учетно-послужного списка офицеров Советской армии они не значатся. Был, правда, военный летчик Дедовский, но он погиб в 1942 году. О Дедовских, Шаборине, Миткове и Громовой никаких сведений нет. Вообще же в период 1957-1959 годов с полигона Капустин Яр действительно запускались ракеты - только не с людьми, а с собаками. Так, 25 мая 1957 года в суборбитальный полет были отправлены собаки Рыжая и Джойна. Из-за разгерметизации кабины животные погибли. То же самое произошло 21 февраля 1958 года с собаками Пальмой и Пушком. 31 октября 1958-го с Капустина Яра запущена ракета с собаками Жудьбой и Кнопкой. При посадке не сработал парашют. Капсула разбилась. В условиях, когда каждый второй запуск космических кораблей заканчивался гибелью животных, вряд ли стали бы рисковать человеческими жизнями. Так что заявление «Континенталя», скорее всего, обычная утка. Фантазии западных «акробатов пера»В октябре 1959 года в журнале «Огонек» появились фотографии сотрудников Института авиационной и космической медицины Алексея Белоконова, Ивана Качуры, Алексея Грачева, Геннадия Михайлова и Геннадия Завадовского. Они не были учеными или инженерами, они сидели в барокамерах, испытывали снаряжение, питание для будущих космонавтов. Однако журналисты «Ассошиэйтед Пресс», перепечатавшего огоньковский материал, почему-то решили, что на снимках изображены будущие советские космонавты. Но поскольку информация о космических полетах этих людей так и не появились впоследствии в официальных сообщениях ТАСС, западные «акробаты пера» сделали логичный вывод, что все пятеро погибли в ходе ранних стартов, закончившихся катастрофой. Более того, для каждого из них быстренько придумали отдельную версию гибели с огромным количеством совершенно невероятных подробностей. Так, после запуска 15 мая 1960 года первого корабля-спутника западные СМИ утверждали, что на его борту находился пилот Геннадий Завадовский, погибший из-за сбоя в системе ориентации, выведшей корабль на более высокую орбиту. На самом же деле этот человек никогда не бывал в космосе. Он спокойно доработал до пенсии, скончался после тяжелой болезни 23 февраля 2002 года, похоронен на подмосковном кладбище «Ракитки». Затем подошла очередь «космонавта» Ивана Качуры. «Нью-Йорк джорнэл америкэн» сообщила, что этот человек нашел свою смерть 27 сентября 1960 года во время неудачного запуска корабля-спутника, орбитальный полет которого должен был состояться во время визита Никиты Хрущева в Нью-Йорк. Якобы советский лидер имел при себе демонстрационную модель пилотируемого космического корабля, которую он должен был после получения сообщения об удачном полете и возвращении космонавта с триумфом показать на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Но Никита Сергеевич лишь постучал ботинком по трибуне, пообещав показать Америке кузькину мать, а космический корабль так и не продемонстрировал. И лишь недавно стало известно, что 26-27 сентября 1960 года должен был лететь не космонавт, а 1М - первая автоматическая станция для изучения Марса. Однако из-за неполадок старт был перенесен, а потом две попытки отправить эту станцию хотя бы на околоземную орбиту, предпринятые 10 и 14 октября, закончились бесславно: в обоих случаях запуск сорвался из-за аварии ракеты-носителя «Молния» на участке выведения. 11 октября 1960 года якобы погиб во время катастрофы орбитального корабля серии «Восток» космонавт Петр Долгов. На самом же деле полковник Петр Долгов погиб 1 ноября 1962 года, совершая экспериментальный прыжок с парашютом из стратостата «Волга», поднятого на высоту 28.6 километра. Когда он покидал стратостат, треснул лицевой щиток гермошлема - смерть наступила мгновенно. В феврале 1962 года агентство «Континенталь» сообщило, что 15 сентября 1961 года на космическом корабле «Восток-3» были запущены двое советских космонавтов (одним из них был Грачев). Якобы этот старт был приурочен к XXII съезду КПСС. Космический корабль должен был облететь Луну и вернуться на Землю, но вместо этого затерялся в глубинах Вселенной. Внесли свой вклад в историю освоения космоса два брата-итальянца, соорудившие под Турином собственный центр по радиоперехватам - Торре Берта. Они утверждали, что на частоте 22 мегагерца им удалось перехватить телеметрические радиосигналы биения сердца космонавта Геннадия Михайлова, погибшего на орбите. Им же 16 мая 1961 года удалось выловить в эфире сбивчивую речь русской женщины-космонавта по имени Людмила, заживо сгоревшей при входе корабля в плотные слои атмосферы. При радиоперехвате от 15 мая 1962 года были записаны переговоры трех русских пилотов (двоих мужчин и женщины), погибающих в космосе. Среди этой троицы газета «Коррьере делла сера», опубликовавшая в 1965 году откровения братьев-радиолюбителей, называет почему-то только одного - пилота из «Огонька» Алексея Белоконова. В том же году сенсационную информацию итальянской газеты перепечатал американский журнал «Ридерз дайджест». Косвенное подтверждение она нашла еще через четыре года в книге «Аутопсия космонавта», написанной патологоанатомом Сэмом Стонебрейкером. В ней автор утверждал, что прошел подготовку астронавта и летал в космос на «Джемини-12А», чтобы получить образцы тканей мертвых советских пилотов, покоящихся в корабле на орбите с мая 1962 года. 11 апреля 1961 года в газете «Дейли уоркер» появилась заметка ее московского корреспондента Денниса Огдена, в которой сообщалось о том, что 7 апреля на космическом корабле «Россия» совершил орбитальный полет сын знаменитого авиаконструктора, летчик-испытатель Владимир Ильюшин. Советские официальные органы выступили с опровержением. Они, в частности, сообщили, что еще в июне 1960 года Ильюшин попал в автомобильную катастрофу и вынужден был долго лечиться: сначала у нас в стране, а затем в Китае. В 1999 году доктор Эллиотт Хаймофф выступил как продюсер документального фильма, широко демонстрировавшегося на Западе. Согласно новой версии, изложенной в фильме, Владимир Ильюшин стартовал с космодрома Байконур 7 апреля 1961 года. Затем на космическом корабле «Восток» он совершил три витка вокруг Земли, но утратил при этом связь с наземными службами, в результате ему пришлось перейти на ручное управление. В конце концов он совершил аварийную посадку в Китае, где и был арестован местными властями. Лишь через год Ильюшина передали СССР по секретному соглашению между двумя странами. Опровергая домыслы о фантомах космоса, следует сказать: в истории советской космонавтики не было секретных запусков ракет с людьми на борту, которые погибали бы в космосе. В условиях космической гонки в начале 1960-х годов совершенно не имело значения, вернется первый космонавт на Землю или нет, главное - объявить о собственном приоритете. Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос было озвучено еще до того, как Гагарин вернулся на Землю. И он действительно был первым космонавтом. Валерий НИКОЛАЕВ Предыдущая     Статьи     |
|