Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Ночные призраки большого города

В Санкт-Петербурге, где у многих из нас прошли детство и юность, когда, казалось бы, знаком каждый уголок этого неподражаемого города, остались, однако, еще места со своей «малой историей», вобравшей в себя иной раз нераскрытые тайны или отдающие мистикой необъяснимые явления. Городские легенды приписывают таким местам некие «волшебные свойства». Во всем облике города с его туманами и призрачными белыми ночами проступает таинственность. Загадочные существа - грифоны, сфинксы, каменные львы и кони - на невских набережных и бесчисленных мостах, величественная архитектура старого Петербурга в сочетании с богатым историческим и литературным наследием - все это продолжает жить рядом с нами, оказывая на людей неравнодушных некое таинственное воздействие, дающее ощущение собственной причастности к городской магии.

Загадочны как сфинксы

Вероятно, нет таких петербуржцев или гостей города, которые бы, прогуливаясь по Университетской набережной Васильевского острова, хоть ненадолго не останавливались перед знаменитыми сфинксами, возлежащими над Невой напротив здания Академии художеств. А ведь легенда гласит, что вокруг этих загадочных существ обитает «дух смерти». Они прибыли в Петербург в 1832 году из древних египетских Фив. Говорят, их лица схожи с обликом фараона Аменхотепа. Египтяне верили, что сфинксы обладают магической силой и способны защищать храмы и гробницы фараонов. Но при этом они не терпят, чтобы кто-либо нарушал их вечный покой, тем более понуждал покинуть родину. Подобное будит в сфинксах черные силы. Потому-то и считают петербургские старожилы, что прогулки рядом с изваяниями, а тем более прикосновения к ним не приносят добра, могут даже вызвать душевное расстройство. Было замечено, что выражение лиц сфинксов может изменяться в течение суток: до полудня оно спокойное, а к вечеру - мрачное, зловещее. Век их долог - 3500 лет минуло с той поры, как родились они в Фивах, так что проведенные на берегах Невы 180 лет для них - лишь миг. И не дано нам знать, не утратили ли они еще надежду вернуться в край пирамид.

На том же Васильевском острове, на его 7-й линии, есть еще один, гораздо менее популярный, но не менее загадочный объект. Здесь в одном из дворов стоит круглая кирпичная башня чуть более 10 метров высотой. Когда-то здесь располагалась известная петербуржцам аптека Пеля. Кирпичные стены буквально испещрены загадочными цифрами и знаками. Согласно легенде, так записан ни больше ни меньше код Вселенной, скрывающий в себе тайну бессмертия. Та же легенда утверждает, что Вильгельм Пель днем занимался фармакологией, а вечерами - черной магией. В принадлежащей ему башне он выводил мифических птиц - грифонов, отсюда и название - «Башня грифонов». Тот, кто рискнет прийти в этот двор темной ночью, может увидеть (если повезет) силуэты сказочных птиц, слетающихся в свою башню.

А на улице Гороховой, что пролегла, прямая как стрела, через Петербург и уперлась в Адмиралтейство, есть свои чудеса. Это таинственное место называют Ротондой, или «Лестницей дьявола». Трудно сегодня сказать, почему обычный жилой дом, построенный без малого два века назад купцом Устиновым, стал притягательным местом для загадочных явлений. Иногда это связывают с тем, что в XIX веке здесь проходили тайные собрания членов запрещенных в те времена масонских лож. У подножия лестницы имеется небольшая малоприметная дверь, ведущая в подвал, в котором когда-то новообращенные члены ложи проходили обряд посвящения. Чудеса в этом доме не прекратились и сегодня. Говорят, что те, кто проникал в подвал, начинали быстро стареть, а то и лишались рассудка. В недавние времена место стало культовым среди молодежи - в Ротонде собирались хиппи и им подобные неформалы.

Проклятие Обводного канала

Загадочные места встречаются не только в центре старого Петербурга, но и на его некогда далеких окраинах, например на Обводном канале. Заметили это вскоре после революции. Все началось с одного случая: в 1923 году рабочие, копавшие на набережной канала довольно глубокую траншею, наткнулись на необычное сооружение. Это был круг, выложенный из плит с нанесенными на них древними письменами и знаками. Под одной из плит были обнаружены человеческие останки. Работы были приостановлены, пригласили археолога, который сделал заключение, что захоронение относится к XI-XII векам и имеет, скорее всего, скандинавское происхождение. Вполне возможно, что это было языческое капище - то есть место жертвоприношений. Ученый потребовал прекратить работы, но это был глас вопиющего в пустыне.

На набережной была построена теплотрасса. Найденные останки попросту выкинули на свалку, а плиты использовали при обустройстве тротуаров на Лиговке. Но вскоре на этом месте стали происходить странные трагедии - то несчастные случаи, то самоубийства. За год 89 людей свели здесь счеты с жизнью. Потом будто все утихло, но ровно через 10 лет история повторилась, количество самоубийств еще и возросло. И поныне в каждый третий год десятилетия в районе Обводного отмечается рост числа самоубийств.

Призраки не покидают город

Не перевелись в Петербурге и призраки. И, пожалуй, самый печальный из них надолго обосновался в Инженерном (Михайловском) замке. В покоях этого дворца в 1801 году был зверски убит император Павел I. Народу было сообщено: скончался от апоплексического удара. По роковому стечению обстоятельств император, правнук Петра Великого, погиб в той самой цитадели, которую строил для того, чтобы укрыться в ней от заговорщиков. Строили замок четыре года, а прожил в нем Павел лишь 40 дней. И вот что было замечено: надпись над главными воротами замка состоит из 47 букв, и император был убит на 47-м году жизни. Бедный Павел был покинут и предан даже близкими, и, возможно, долго еще будет бродить по проклятому замку его неприкаянный призрак. Ведь и сегодня по ночам можно порой увидеть тень убиенного императора в освещенном окне второго этажа.

Совсем недалеко от Инженерного замка на месте убийства другого императора - Александра II был воздвигнут храм Спас-на-Крови, с которым связаны свои легенды и байки. В свое время, чтобы спасти убранство храма от большевиков, с его куполов сняли позолоченные кресты, опустили их на дно протекающего рядом канала и... забыли о них. Когда началась реставрация храма, кресты никак не могли отыскать, пока случайный прохожий не посоветовал реставраторам поискать реликвии в воде. Те усмехнулись, но решили попробовать. Отправили в канал водолазов, и, к всеобщему удивлению, вскоре кресты были подняты на поверхность.

Еще одна любопытная история (скорее, анекдот) связана с этим храмом. Дело было в 1990-1991 годах. До этого в течение лет десяти храм стоял в строительных лесах, что породило множество досужих шуток и баек. Возникло даже поверье, что как только со Спаса снимут леса, рухнет и Советский Союз. Вы будете смеяться, но факт остается фактом: летом 1991 года храм освободили от лесов. Что было дальше - известно: ГКЧП и развал Союза.

«Пиковая дама» прописана на Малой Морской

Каждому из нас знакомо магическое сочетание «тройка, семерка, туз», пришедшее из пушкинской «Пиковой дамы». Но история трех карт не выдумана Александром Сергеевичем, она взята поэтом из жизни. На Малой Морской, в доме №10 жила когда-то известная всему Петербургу княгиня Наталья Петровна Голицына, по молодости красавица, фрейлина императрицы. Она-то и стала прототипом главной пушкинской героини - старой графини, посвященной в тайну трех карт.

Некоторое время Пушкин жил неподалеку от Голицыных. Если верить легенде, племянник княгини рассказал поэту, что как-то после его очередного крупного проигрыша старуха поведала ему тайну «трех карт», которую, в свою очередь, узнала от мага и чародея графа Сен-Жермена. Пушкина вдохновили как этот рассказ, так и история смерти Голицыной.

Молва утверждала, что под конец жизни суеверной княгине стал являться призрак черного офицера, который и увел ее в могилу. Умерла Голицына в Германии, почти на год пережив Пушкина. После смерти дух княгини вернулся и продолжал обитать в доме на Малой Морской. Он был замечен другим гением русского искусства - Петром Ильичом Чайковским. Свою знаменитую оперу по пушкинской повести он создал во Флоренции, но последние дни жизни провел в Петербурге на Малой Морской, у брата, в доме как раз напротив особняка Голицыных. Здесь он и умер. И вот что замечено: оба гения умерли спустя ровно три года (первая цифра из магического сочетания) после того, как их одноименные произведения увидели свет. Совпадение или месть старой княгини?

Константин РИШЕС






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты