Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Эти ужасные лу-гару

Предания об оборотнях существуют в фольклоре практически всех народов Европы. Хотя в германских землях их называли вервольфами, в славянских - волкодлаками, в балто-прусских - вилктаками, а во Франции - лу-гару, описывали оборотней одинаково. О них было известно задолго до основания Рима. Не углубляясь в седую древность, обратимся к случаям, о которых сохранились надежные письменные свидетельства.

Люди-волки

Лу-гару

В 1598 году население французского округа Конде было приведено в ужас серией кровавых убийств. Страсти накалились до предела, когда на лесной поляне кто-то из крестьян обнаружил мертвую маленькую девочку, судя по всему, ставшую жертвой волков. Несколько человек отправилась в лес, чтобы принести тело ребенка в деревню, однако обнаружили на поляне лишь трех волков, прыжками скрывшихся в зарослях.

А несколько дней спустя крестьяне нашли в кустах оборванца со всклокоченной бородой, длинными лохмами и безумным взглядом. Его схватили и отвели в магистрат. На допросе тот сознался, что является лу-гару - оборотнем, а два других волка - его брат и сестра, которые также умеют принимать звериный облик, натираясь волшебными мазями. По тем временам с обвиняемым обошлись чрезвычайно мягко: признали душевнобольным и отправили в лечебницу до конца дней.

Начало XVII века отмечено явлением знаменитого бордоского оборотня. События происходили в Ландах - местности, ныне излюбленной туристами, но в те времена глухой и малолюдной, что весьма способствовало возникновению такого рода историй.

На протяжении нескольких месяцев окрестности деревушки Сен-Север являлись ареной, где развернулись ужасные события: на людей стали набрасываться волки, причем нападения эти заканчивались, как правило, гибелью жертв. Дошло до того, что окрестные жители вынуждены были запираться по ночам на все засовы. Впрочем, днем хищник настигал людей с тем же успехом, что и ночью.

Наконец, волк был пойман - да не просто волк, а лу-гару. Случай уникальный: им оказался пятнадцатилетний паренек Жан Гренье, работавший пастухом у зажиточного землевладельца неподалеку от Сен-Севера. На допросе он поведал, что однажды повстречал демона, Хозяина леса, и тот взял с мальчика клятву служить себе, одарив взамен способностью превращаться в волка.

Малолетство не спасло Гренье: он был приговорен к смерти. Но вот что любопытно: после его казни нападения на людей и животных в окрестностях Сен-Севера прекратились.

Случай на охоте

Еще один эпизод оборотничества имел место уже в середине XIX века.

Двое судей охотились в лесах Жиронды и в конце утомительного дня оказались в глухом уголке леса вдали от всякого жилья. Наткнувшись на вырубку, охотники решили устроиться здесь на ночлег. Но едва они принялись разбивать лагерь, в зарослях послышался шорох. На всякий случай друзья затаились, и вскоре из-за деревьев появился старик-крестьянин. Обоим судьям он был известен как человек с дурной репутацией, и его появление здесь глухой ночью представлялось в высшей степени странным и даже подозрительным.

Старик творил какие-то пассы - похоже, колдовал, потом вдруг задрал голову и испустил долгий заунывный вой, от которого у случайных зрителей застыла в жилах кровь.

Это продолжалось несколько минут, и вот откуда-то издалека долетел ответ. Вскоре между деревьями заскользили черные тени и тускло светящиеся точки. На краю вырубки возник из темноты силуэт огромного косматого волка, в лунном свете можно было различить чуть ли не каждую шерстинку его меха. Вслед за ним из зарослей выходили другие - до тех пор, пока вся поляна не заполнилась хищниками, из открытых пастей капала слюна, зубы блестели, а глаза горели.

Старик спокойно ожидал их, стоя посреди вырубки. Отделившись от стаи, самый крупный из волков, словно огромная собака, припал к его ногам, а старик нагнулся и приласкал зверя, почесал его за ушами.

Остальные члены стаи с воем кружили вокруг человека и своего вожака. Охотникам стало казаться, будто вся ночь пронизана этим хором, столь кошмарным, что оба разом уткнулись лицами в землю, зажав уши руками. А когда снова отважились выглянуть, старика нигде не было - на вырубке, завывая, клубилась серая волчья стая.

Но вот среди волков появился еще один - беловато-серый, не уступавший размерами вожаку. Вся стая разом растаяла в зарослях, их вой удалялся и, наконец, стих совсем. Убедившись, что опасность миновала, охотники выбрались из укрытия, развели костер и, прижавшись друг к другу, провели бессонную ночь. А по возвращении поведали эту историю, надо сказать, встреченную слушателями крайне недоверчиво.

Старик-крестьянин - оба друга пребывали в уверенности, что тем матерым беловато-серым волком, которого они увидели последним, был все-таки он, - оказался изворотлив и ловко уходил от самых коварных и дотошных расспросов. Если он и впрямь являлся оборотнем - а судьи остались непоколебимы в своем убеждении, - то впоследствии, очевидно, стал осмотрительнее. Во всяком случае, организованная за ним слежка так ни к чему и не привела...

Облик звериный и человеческий

В 1918 году английский литературный журнал Cornhill Magazine сообщил о случае, приключившемся в Северной Нигерии с капитаном Шоттом. Жители одного из селений, возле которого он охотился со своими спутниками, пожаловались на гиен. Вдобавок преследовавшие зловредных хищников местные охотники обнаружили, что следы гиен на тропе вдруг резко обрываются, а дальше начинаются... человеческие. Желая оказать помощь крестьянам, Шотт со своими людьми организовал облаву. Им удалось подстрелить крупную гиену, пуля раздробила ей челюсть. Кровавый след привел охотников в другое селение, где в тот же день один из жителей умер от страшной раны, происхождения которой никто не смог объяснить: у него была снесена... челюсть!

В 1960 году Гарольд Янг, в прошлом чиновник британской администрации в Бирме, а в то время - владелец зоопарка в тайском городе Чиангмай, охотился в приграничных горах Кхунтхан. В одной из деревень, где он останавливался на ночлег, Янг узнал, что местных жителей терроризирует тигр-оборотень - тао. Посреди ночи раздался крик, и Янг бросился к соседней хижине, где при лунном свете увидел, как тигр терзает истекающую кровью женщину. Вскинув ружье, он выстрелил зверю в грудь, но тот, раненый, исчез в джунглях.

Утром Янг и местные жители отправились по следу, который сначала уходил в джунгли, но оттуда привел обратно в деревню - к хижине, где они обнаружили мужчину со стреляной раной в груди.

Злодеи или жертвы?

Если верить посвященной вопросу литературе, превращение человека в оборотня может быть осознанным или непроизвольным.

В первом случае оно вызывается применением разного рода магических снадобий или совершением обрядов. Но чаще превращение вызывается некоей загадочной напастью, которую в наши дни называют ликантропией и считают психическим заболеванием.

Как правило, приступы у людей, страдающих ликантропией, происходят в полнолуние. «Пораженные луной» обнаруживают, что тела их быстро изменяются, становятся волчьими. Начало приступа нередко сопровождается легким ознобом, сменяющимся затем лихорадкой. Человек испытывает головную боль и нестерпимо страдает от жажды. Руки начинают пухнуть и удлиняться, а кожа лица и конечностей грубеет и расплывается, как у прокаженных. Затем с тошнотой и спазмами приходит полное помутнение рассудка; в груди поднимается жжение, язык отказывается повиноваться, вместо членораздельной речи изо рта вырываются лишь гортанные звуки. На этой стадии несчастный сбрасывает одежду и опускается на четвереньки. Черты лица изменяются - кажется, будто человек надел маску животного.

В былые времена, если о существовании ликантропа узнавали светские власти, его ждала страшная участь. В лучшем случае он мог рассчитывать на быструю и легкую смерть, но такой милости несчастного удостаивали редко. Как правило, ликантропов предавали сперва дознанию с пытками, затем публичному суду и, наконец, отправляли на казнь, чаще всего через сожжение.

Как видите, ликантропы - это больные люди, и они, разумеется, являются жертвами в неменьшей степени, чем те, на кого они нападают. Впрочем, далеко не все ликантропы ведут себя агрессивно. Многие в «дни превращения» просто прячутся от окружающих. Разумеется, эта таинственная болезнь требует более глубокого изучения. Возможно, в историях об оборотнях и есть своя правда, но мистика тут часто абсолютно ни при чем.

Юрий СУПРУНЕНКО






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты