|
Судьбы кораблейСреди великого многообразия творений ума и рук человеческих особую нишу занимают корабли. Они, как и люди, их создавшие, имеют свои судьбы, порой счастливые и удачливые, а иногда горькие и трагические. Одних притягивает дно морское, другие упорно лезут на мели и рифы, третьи неудачливы в боях, для которых они создавались, четвертым фатально не везет с капитанами, во многом определяющими, как сложится жизнь ведомых ими кораблей. Призраки на бортуКогда в 1869 году на трапе только что спущенной на воду шхуны «Чарлз Хескелл» споткнувшийся и упавший рабочий сломал себе позвоночник, многие расценили это как дурное предзнаменование, чуть ли не проклятие. С трудом удалось найти желающих служить на этом корабле. Однако капитан Кертис все же сумел собрать экипаж и вышел в море на рыбный промысел, в район Большой Ньюфаундлендской банки, где уже рыбачило множество других судов. Как только среди них появился «Чарлз Хескелл», неожиданно налетевший сильнейший шквал бросил потерявшую управление шхуну на находящийся поблизости такой же корабль, в результате чего тот затонул вместе со всем экипажем. А «Чарлз Хескелл», несмотря на полученные повреждения, сумел добраться до своей гавани. После ремонта шхуна вернулась к берегам Ньюфаундленда. Дней пять моряки успешно занимались промыслом, но затем произошло нечто совершенно невероятное: ночью двое вахтенных матросов, дежуривших на верхней палубе, увидели, как на борт шхуны поднялись неведомо откуда взявшиеся два десятка привидений. То были люди с пустыми глазницами в полуистлевшей одежде и рыбацких сапогах. В полном молчании они забросили в море сеть, спустя некоторое время вытянули ее с уловом, после чего так же безмолвно покинули судно. Естественно, о случившемся было доложено капитану. Тот вначале не поверил, но, убедившись в совершенной трезвости вахтенных и увидев на палубе еще мокрые сети с рыбой, отдал команду немедленно сворачивать промысел и возвращаться в родной Салем. Однако уже вблизи берегов безмолвные привидения вновь поднялись на палубу шхуны и опять забросили сеть. Затем, подняв сеть, они спустились за борт и двинулись прямо по воде в сторону салемского порта. Этого и для экипажа, и для хозяина шхуны оказалось достаточно, чтобы они больше никогда не выходила в море. Позже, когда пытались разобраться в этой мистической истории, вспомнили, что при постройке «Чарлза Хескелла» были использованы некоторые части, снятые со шхуны «Святая Анна», найденной в море без единого человека на борту. Было решено, что дважды посетившие «Чарлз Хескелл» призраки принимали его за «Святую Анну». С этим «Чарлз Хескелл» и остался в морских анналах. Чехарда с капитанамиА вот еще одна история из XIX века. Когда английский пароход «Хинемоа» готовили к первому плаванию, в качества балласта в его трюмы загрузили щебень, который, не мудрствуя лукаво, взяли со двора ближайшей старой церкви. И в первом же плавании на борту парохода неожиданно умерли от тифа сразу четверо молодых матросов, бывших до этого, казалось бы, совершенно здоровыми. Затем началась чехарда с капитанами. Первый из них лишился рассудка во время плавания и едва не погубил судно. Второй, как выяснилось, оказался беглым уголовником. Третьего пришлось списать за беспробудное пьянство, а четвертого нашли мертвым в собственной каюте. Никого уже не удивило, когда пятый капитан застрелился. И тем не менее пароход худо-бедно продолжал свою морскую службу. Но пришел шестой капитан, и под его командованием судно при маневре легло на борт так, что двое матросов оказались за бортом и погибли. В 1890 году «Хинемоа» был выброшен штормом на западное побережье Шотландии, к которому подошел слишком близко. Те моряки, которым удалось спастись, позже утверждали, что над пароходом изначально висело проклятие, так как во взятом с церковного двора щебне обнаружились человеческие останки. Самый невезучий сухогрузНекоторые пишущие на морские темы журналисты склонны считать, что самым невезучим в мире судном был сухогруз «Арго Мерчант». И для этого действительно есть основания. Уже в первом своем плавании из Японии в США в 1953 году он без каких-либо видимых причин столкнулся с танкером. Позже на судне трижды возникали пожары, ему неоднократно приходилось совершать внеплановые заходы в порт для ремонтов. В 1968 году на борту невезучего судна произошло чрезвычайное для наших времен событие - бунт команды. А еще через год корабль затонул у берегов Борнео. Думаете, на этом все? Как бы не так! Судно подняли и ремонтировали в течение долгих пяти лет, затратив на это немалые средства. Но едва оно вновь вышло в море, как наскочило на рифы вблизи Сицилии. Его снова подремонтировали и выпустили в плавание. Однако после неоднократных взрывов парового котла и отказов рулевой системы «Арго Мерчант» попал в перечень судов, которым запрещены проход через Панамский канал и заходы в порты Бостона и Филадельфии. И когда в 1976 году злосчастное судно в очередной раз затонуло, теперь у берегов Северной Америки, поднимать его не стали. Проклятие именС давних пор было замечено, что на судьбу корабля, помимо прочего, влияет его имя. Франция долгое время давала своим новым подводным лодкам красивое имя «Эвридика». Это имя известной героини древнегреческого мифа, которая, спасая своего возлюбленного Орфея, сама навечно осталась в царстве мертвых. Возможно, поэтому все четыре подлодки, поочередно носившие это имя, погибли. Последней жертвой стала «Эвридика», затонувшая в 1970 году невдалеке от Тулона. В российском флоте несчастливым корабельным именем принято считать «Адмирал Нахимов». Возможно, потому, что прославленному флотоводцу пришлось затопить собственные корабли на входе в Севастопольскую бухту, дабы не допустить заход в нее вражеского флота. Грузовой пароход, носивший это имя, погиб вместе со всем экипажем в 1897 году у берегов Турции. Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» в 1905 году в составе печально известной 2-й Тихоокеанской флотилии принял участие в Цусимском сражении, где в первом же бою с несколькими японскими кораблями получил серьезные повреждения, потерял ход и, чтобы не попасть в плен, был затоплен собственным экипажем. Но самым большим неудачником среди «Нахимовых» стал носящий имя адмирала круизный лайнер, который 31 августа 1986 года в бухте Новороссийска при спокойном море и отличной видимости умудрился столкнуться с сухогрузом и быстро затонул. Эта крупнейшая в советском гражданском флоте катастрофа унесла 423 жизни. До этого лайнер 29 лет вполне благополучно ходил на Крымско-Кавказской линии. Кстати, имя, с которым этот корабль ушел на дно, было для него не первым - до 1947 года он, построенный в Германии еще в 1929 году, назывался «Берлин». Но и с первым своим именем судно тоже имело немало серьезных неприятностей: было торпедировано подводной лодкой, подрывалось на собственном минном поле и дважды тонуло. Константин РИШЕС Предыдущая     Статьи     Следущая |
|