|
Вуду - религия оживших мертвецовВ нашем представлении религия вуду прочно связана со зловещими колдунами, которые протыкают иглами кукол, символизирующих своих врагов, лишая их тем самых здоровья, а то и жизни. Из литературы и кино мы знаем, что колдуны вуду способны создавать зомби и повелевать ими. Тем не менее сводить эти верования лишь к черной магии в корне неправильно. В вуду древние африканские мифы переплелись с христианским мировоззрением - и в итоге родилась религия, направленная в первую очередь на исцеление души и тела. Родом из Западной АфрикиКорни культа вуду уходят в Западную Африку, откуда в страны Америки завозили чернокожих рабов. В итоге сейчас существует три основных типа этой религии, которые различаются своими ритуалами, возникшими под влиянием другой культурной среды. Первый, самый древний, - в той же Западной Африке (в частности, его исповедуют многие племена Ганы, Бенина, Того, Нигерии и Конго). Здесь верования, которых придерживаются около 30 миллионов человек, являются традиционными и остались практически такими же, как много веков назад. Другой тип вуду называют Луизианским - его приверженцы живут в штате Луизиана и на юго-востоке США, где историческая религия темнокожих невольников из Западной Африки претерпела изменения под влиянием их бывших хозяев - испанских и французских поселенцев. Третий тип вудуизма существует на Гаити, Кубе, Ямайке и в некоторых других государствах Латинской Америки. Он появился в результате смешения африканских верований и элементов католицизма. Общим для всех типов являются вера в единого Верховного Бога и загробную жизнь. А в вуду Гаити и Луизианы заметное место отведено мифологическим личностям, напоминающим Деву Марию, Святого Петра, Святого Патрика и других значимых персонажей христианства. Духи, помогающие невольникамИсторики называют временем возникновения культа вуду на Гаити, наиболее яркого и интересного из трех типов данной религии, 1503 год - когда из Западной Африки прибыли первые рабы. Их владельцы (сначала испанцы, а позже, с середины XVIII века, - французы) категорически не желали, чтобы невольники имели собственную религию - ведь это выглядело первым шагом к непослушанию. Всех рабов насильно крестили и заставляли исполнять христианские обряды. Но темнокожие невольники верили в культ своих предков, который называли вуду (на языке африканского народа фон это слово означает «дух», «божество»). Такие верования были ответом на унижения и запреты - и держались в глубокой тайне. А чтобы хозяева рабов ее не раскрыли, обряды и ритуалы были максимально похожими на католические: в них использовались те же статуи богов, свечи, мощи, реликвии и т.д. В культе вуду действуют три основные силы. Главная из них - единый и всемогущий бог, которого называют Нсамби, или Бондьё. Вторая - его дети, духи лоа. Они есть у всего сущего - людей, растений, камней, рек и т.п. Их почитают, им молятся, у них просят совета и помощи. Один из духов лоа носит имя Папа Легба и стережет границу между миром мертвых и миром живых - то есть, по сути выполняет функции святого Петра. Если не воздавать ему почести, он закроет двери между мирами, и другие лоа не услышат просьбы людей. Третья сила - духи умерших предков и родственников, которые также могут помогать или вредить людям. Эти три мистические силы постоянно взаимодействуют друг с другом. Смысл религии вуду состоит в том, чтобы общаться с духами и посредством определенных ритуалов добиться их расположения. Современный Барон СубботаОдним из наиболее значимых лоа является Барон Суббота, который ведает смертью и изображается в виде скелета в цилиндре, с сигарой и в черных очках. Этот образ с успехом использовал один из бывших диктаторов Гаити - Франсуа Дювалье (Папа Док), правивший с 1959 по 1971 год. До сих пор жители острова с ужасом вспоминают те времена - когда в стране проводилась политика жесточайших репрессий, а более 50 тысяч человек исчезли без всякого суда. Папа Док внушал рядовым гражданам, что он и есть Барон Суббота, а значит, имеет право решать, кому жить на свете, а кому нет. В уничтожении своего народа ему помогали сотрудники военизированных формирований, которых прозвали тонтон-макутами - по имени персонажа креольского мифа о дяде (Tonton), которыи похищает непослушных детей, засовывая их в мешок (Macoute), а затем съедает. Тонтон-макуты, по сути сотрудники тайной полиции, носили черные очки и позиционировали себя как зомби, убить которых невозможно. Кукла с иглой в сердцеВ культе вуду общаться с духами позволено только жрецам, которые могут быть как мужчинами (их называют унганы), так и женщинами (мамбо). Они проводят обряды с жертвоприношениями и ритуальными танцами, во время которых впадают в транс и в этом состоянии просят лоа о помощи. Ключевой частью большинства обрядов являются общие танцы вокруг столба-шеста, называемого митан и расположенного во дворе храма. Они проходят под звуки барабанов, их цель - ввести окружающих в то же состояние транса. Считается, что только тогда на людей нисходит благодать духов. Гаитяне верят: католик идет в церковь, чтобы говорить о боге, а вудуист танцует во дворе храма, чтобы самому стать богом. Нередко унганы и мамбо оказываются обиженными или отвергнутыми другими людьми. Тогда они начинают мстить и становятся бокорами - то есть колдунами, которые прибегают к помощи темных сил. Любопытно, что такую магию поклонники вуду называют не черной, а красной (по местному поверью, если злые духи овладевают человеком, его глаза краснеют). Один из самых популярных способов помочь человеку или навредить ему - действия со специально изготовленной куклой, олицетворяющей этого человека. Такая кукла должна содержать биологический материал того, на кого воздействуют (к примеру, его волосы или ногти), либо принадлежащие ему вещи, либо его изображение. Унганы и мамбо во время магического обряда устанавливают незримую связь между реальной личностью и куклой, а затем, манипулируя с ней (втыкая иглы, разрезая ножом и т.п.), влияют на здоровье и жизнь людей. Кстати, принято думать, что такие действия непременно приносят вред. Но на самом деле куклы вуду гораздо чаще изготавливаются для лечения больных - и только в крайних случаях для негативного влияния. Незаменимые работникиСчитается, что бокоры могут оживлять мертвецов и командовать ими - поэтому таких колдунов очень боятся. Естественно, тайна оживления мертвецов всегда привлекала исследователей. Ученые не без основания полагали, что в случае зомбирования происходит не смерть человека, а его переход в другое состояние - когда под воздействием неизвестных препаратов частично блокируются участки мозга, отвечающие за жизнедеятельность организма (сердцебиение, дыхание, кровообращение). В итоге люди долгое время выглядят как мертвецы - но при этом способны двигаться и выполнять несложную работу. Впервые о таких странных существах написал в 1929 году репортер газеты «Нью-Йорк Таймс» Уильям Сибрук. Он посетил дом знаменитой колдуньи-мамбо Маман Сели и оказался свидетелем обряда, когда на его глазах умершего человека оживили и отправили работать на плантацию сахарного тростника, где тот трудился без всякой оплаты. Большинство читателей посчитали эту историю выдумкой. Но в 1981 году весь мир облетели Фотографии жителя города Порт-о-Пренса (столицы Гаити) Клавдиуса Нарцисса. По рассказам мужчины, он внезапно скончался еще в 1962 году. В больнице было выписано свидетельство о его смерти. Тело захоронили, но спустя некоторое время оно было похищено из могилы. Клавдиуса увезли на отдаленную ферму, где влили в глотку какое-то зелье, после чего он частично очнулся от глубочайшего сна и в течение 18 лет работал на плантации с несколькими сотнями таких же зомби. Потом к нему вернулось сознание, и он сумел бежать. Клавдиус пожаловался, что стал жертвой колдовства, к которому причастны его братья из-за спора за право владения участком земли. Он прекрасно помнил, как его хоронили (забитый в гроб гвоздь задел его лоб, в этом месте остался шрам). То есть мужчина не умер по-настоящему, а впал в состояние, напоминающее смерть. Клавдиуса обследовали, родные признали, что это именно он (хотя от страха перед зомби отказались с ним общаться). Порошок для зомбиВ конце 1980-х годов американские исследователи сумели подкупить одного из унганов - и он передал им магическое зелье (за это колдун поплатился жизнью, его убили узнавшие о нарушении запрета соотечественники). В состав порошка входили растительные и животные ингредиенты: приготовленные особым образом морские жабы, рыба-собака, ядовитые черви, травы. В результате получался мощнейший нервно-паралитический препарат, способный воздействовать на организм в 500 раз сильнее цианистого калия. Эксперименты, проведенные над обезьянами, показали, что этот порошок способен блокировать процессы жизнедеятельности - и впоследствии они могут восстановиться до прежнего уровня. Унган-изменник поведал некоторые детали обряда. Порошок не только дают для приема внутрь, но и наносят на кожу будущего зомби или кладут ему в гроб. Но секрет конкретного механизма перевода людей в состояние зомби колдун так и не раскрыл. В настоящее время ученые пытаются создать подобный препарат искусственным путем - но сумели ли они этого добиться, пока остается тайной. Во всяком случае, никаких сообщений об этом не поступало - ни от официальных лиц, ни в результате утечки информации. Культ вуду продолжает хранить свои тайны. Элина ПОГОНИНА Предыдущая     Статьи     |
|