Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Врачебная наука древности

С момента своего появления на планете человек начал болеть. Шло время, и болезни становились все изощреннее: к обычным травмам и расстройству желудка постепенно присоединялись малярия, сифилис, корь, свинка, оспа, ОРЗ, туберкулез и прочие болезни. С развитием общества эволюционировали и смертельно опасные болезни, такие, как проказа, тиф и холера. Поэтому без врачей было не обойтись...

Изгнание демонов

У первобытных людей медицина была, соответственно, первобытная - они умели лишь лечить понос грибами, а также более-менее сносно обрабатывать раны. Верхом медицинского искусства того времени была трепанация черепа.

Однако с развитием общества медицина стала «набирать обороты». В Месопотамии, примерно уже 5000 лет назад эта наука имела отчетливый религиозный оттенок - шумеры считали, что болезнь является наказанием, вызванным злыми духами, колдовством, порчей или нарушением каких-либо табу.

Приблизительно в 650 году до н. э. ассирийский врач так описывал симптомы эпилепсии: «Если в тот момент, когда им овладел демон, разум его бодрствует, демона можно изгнать; если в тот момент, когда им овладел демон, разум его спит, демона изгнать нельзя». По представлениям медиков того времени, лечить людей следовало путем удаления какого-либо демона, вселившегося в человека. Считалось, что головные боли, кишечные заболевания и импотенция вызываются разными демонами. Впрочем, доверяли древние врачи и опыту предков: так, причиной некоторых заболеваний считали холод, пыль и засуху, гниение, недоедание и другие естественные причины.

С развитием Древнего Вавилона медики постепенно составили большой лекарственный справочник (записанный на дощечках), в который входили 120 неорганических лекарственных препаратов и около 240 лекарств на органической основе. Препараты были простые, но действенные: различные жиры, масла, мед, воск, молоко, куда добавлялось множество активных компонентов, например, горчица, олеандр и чемерица (растение семейства лютиков, в малых дозах - сильное слабительное, а в больших - яд). В качестве слабительного применяли колоквинт, сенну и касторовое масло. Раны предписывалось обрабатывать препаратами, в состав которых входили сушеный винный осадок, соль, растительное масло, пиво, можжевельник, ил или животный жир в смеси со щелочью и травами. Наконец, собачьи и другие фекалии использовались для изгнания демонов (спустя тысячелетия они же, к слову, были призваны отпугивать вампиров в Европе).

Докторами в то время, как правило, были жрецы, уже имевшие свой свод правил - Кодекс Хаммурапи. Думается, тем, кто подолгу простаивает очереди в поликлиниках, этот кодекс понравился бы. В нем, в частности, говорилось: «В отношении ран, полученных при операции записано: если лекарь нанесет кому-либо тяжелую рану бронзовым хирургическим ножом и затем излечит больного, или если он вскроет нарыв бронзовым хирургическим ножом и сохранит больному жизнь, он получает 10 шекелей серебром (это больше годового заработка ремесленника - прим. авт.), если это раб, его хозяин должен заплатить лекарю 2 шекеля серебром.

Если лекарь нанесет тяжелую рану хирургическим ножом, и больной умрет, ему отрубят руки.

Если лекарь нанесет тяжелую рану бронзовым хирургическим ножом рабу свободного человека, и раб умрет, он должен заменить раба другим рабом. Если он вскроет нарыв на глазу бронзовым хирургическим ножом и лишит при этом раба глаза, он должен заплатить хозяину половину стоимости раба». Впрочем, по свидетельству Геродота, в V веке до н. э. уровень врачевания в Вавилоне резко упал - настолько, что и хозяева приводили своих больных или раненых рабов на рынки, дабы выслушать советы прохожих по лечению.

За ошибку - смерть!

Цивилизация Древнего Египта, образовавшаяся примерно в одно время с шумерской, в медицинском плане достигла гораздо большего. Впрочем, это было необходимо для выживания цивилизации - среднестатистический житель Египта того времени был человеком со слабым здоровьем.

Папирус Эберес (около 1500 года до н. э.) из Тебеса показывает, насколько медицинское дело было развито в Древнем Египте. Являясь самым древним медицинским документом, он описывает 15 желудочных заболеваний, 29 глазных и 18 кожных болезней. Также в нем упоминается около 700 простых лекарств и 800 смесей (в основном, травяных), а также 21 средство лечения кашля.

Как и в Вавилоне, религиозная составляющая в медицине того времени была сильна, поэтому больных иной раз предлагалось лечить исключительно молитвами и заговорами. Однако, у древних египетских врачей встречаются и удивительно точные рецепты: к примеру, для лечения куриной слепоты больному прописывают жареную печень быка. Дело тут в том, что печень богата витамином А, недостаток которого и вызывает куриную слепоту.

Вообще, офтальмологические заболевания были весьма распространены в Египте, поэтому их лечению уделялось большое внимание. К примеру, в папирусе есть такие рецепты: «Для того, чтобы избавиться от воспаления глаз, натрите стеблей библосского можжевельника, замочите в воде и прикладывайте к глазам больного, и он вскоре поправится. Для лечения глазных гранулем, приготовьте лекарство из циллириума, ярь-медянки, лука, медного купороса, древесного порошка, смешайте и прикладывайте к глазам».

Не отставала от прогресса и такая отрасль медицины, как хирургия. Папирус, (датирован примерно 1600 годом до н. э.), найденный американцем Эдвином Смитом в Луксоре в 1862 году, является самым древним в мире трактатом по хирургии, судя по всему, он написан на основе еще более древних «справочников». «Книга ран» содержит 48 описаний травм и нарывов (начиная с головы и заканчивая тазом - судя по всему, кто-то прервал писца, поэтому трактат остался недописанным). Материал был подан по удобной схеме: вначале дано название или основной симптом, затем другие симптомы, результаты осмотра, диагноз, прогноз и метод лечения. Хирургия к тому времени достигла немалых высот, о чем можно судить, например, из указаний по лечению перелома плеча:

«При осмотре человека с плечевым переломом вы увидите, что его рука свободно свисает вниз отдельно от тела. Вам следует сказать в отношении больного: «У него перелом плеча. Это недуг, который я буду лечить». Вам следует положить его на спину, подложив что-нибудь между его лопаток; вам следует развести в стороны его плечи, чтобы оттянуть их до положения, при котором сломанная кость встанет на место. Вам следует сделать для него две шины их холста и наложить одну из них на внутреннюю сторону его руки, а другую под его руку. Вам следует обложить руку ymrw (неидентифицированное минеральное вещество - прим. авт.) и обрабатывать ее медом каждый день, пока он не поправится».

Интересным являлся подход к лечению древнеегипетских врачей. Все заболевания и травмы делились на три категории: недуг, который я буду лечить; недуг, с которым я буду бороться (попробую вылечить); и недуг, который я не буду лечить (нельзя вылечить). В безнадежных случаях больному даже не оказывали помощь, поскольку лекари опасались за свою жизнь: в случае смерти пациента врача могли и убить.

Гиппократ и Эскулап

Несмотря на то, что врачи древних греков многое переняли у египетских лекарей, их школа лечения во многом была самобытна и достигла немалых высот. Одно из первых упоминаний о мастерстве древнегреческих медиков содержится в «Илиаде» Гомера (около 600 года до н. э.), где специалисты насчитали описания 147 упоминаний о боевых ранениях: 106, нанесенных копьем, 17 рубленых ран от удара мечом, 12 от попадания стрелами и 12 от удара пращой. Одним из тех, кому помогли войсковые врачи, стал царь Спарты Менелай: из его тела была извлечена стрела, а сама рана смазана целебной мазью.

Эскулап - сын Аполлона

В пантеоне греческих богов в те времена существовал некто Эскулап - сын Аполлона, рожденный смертной женщиной. Помимо отличных бойцовских качеств, Эскулап с подачи Хирона умел врачевать людей и даже оживлять мертвых. Властитель подземного царства Аид, разгневанный в результате этого снижениями темпов поступления к нему душ умерших, обратился с жалобой к Зевсу, который и поразил Эскулапа молнией позже, впрочем, даровав ему статус бога). Таким образом, бородатый Эскулап, изображаемый греками с жезлом и двумя мечами (откуда и пошел символ современной медицины) превратился в покровителя всех медиков, попутно родив двух дочерей: Гигею и Панацею.

Но не только Эскулапом славны греческие медики. Гиппократ (около 460-377 гг. до н. э.) - первый известный врач, который отрицал сверхъестественное как источник болезней, и призывал своих последователей искать причины в естественных воздействиях. Также он пропагандировал идею vis medicatrix naturae - природа сама себя исцеляет, то есть призывал прибегать к лекарственным средствам и, тем более, к хирургии лишь в крайних случаях. Клятва, названная его именем, запрещает делать любые разрезы, даже для извлечения камней, и вообще он относится к хирургии (от cheiros - рука и ergon - работа) как к низшей работе. Врач, по убеждению Гиппократа, должен, в первую очередь, работать головой и бороться с болезнями на самой ранней их стадии, иной раз даже предсказывая их. «Мне представляется, что самое важное для врача - совершенствоваться в прогнозе, - писал он в одном из своих текстов, - поскольку с помощью предсказания и толкования настоящего, будущего и прошлого в присутствии больного и разъяснения его ошибок и упуще ний врачу будет легче добиться того, чтобы больной поверил, что он хорошо знаком с обстоятельствами его жизни; люди не будут сомневаться, вверяя себя такому врачу... Таким образом, его будут выше ценить как врача...за то, что он задолго все предугадал; и за то, что он предвидел и объявил заранее, кто будет жить, а кто умрет».

Основные принципы учения этого великого медика, как мы можем видеть, живы до сих пор.

Дмитрий ШЕСТЕРИКОВ







Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты