Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Феномен сотой обезъяны

В природе можно наблюдать необычное явление, когда физически не связанные между собой живые существа в какой-то момент обнаруживают удивительное единообразие в своем поведении. В парапсихологии это мотивируется таким понятием, как коллективное биополе. Биополевым воздействиям, как было установлено, подвергнуты любые организмы, начиная с грибов, плодовых деревьев и заканчивая людьми.

Открытие английского ученого

Впервые этот феномен описал биолог из Великобритании Лайалл Уотсон, который в течение многих лет изучал поведение макак на японском острове Кодзима. Обезьянкам полюбился сладкий батат, который им давали исследователи, но им не нравилось, что он грязный. Животные измучились, очищая его своими лапками, пока одна из самок, которую прозвали Имо, не пришла к гениальному для обезьян решению: она решила вымыть этот овощ. Через короткое время уже другие обезьяны мыли клубни в ручьях или море. Ученые подсчитали, что на усвоение всем стадом такого поведения ушло от пяти до шести лет, что приблизительно равняется курсу обучения человека в вузе. Но главное не это. Уотсон определил, что поначалу взаимное копирование поведения обезьян по мытью батата продвигалось с большим трудом, но когда число усвоивших этот метод зверьков достигло приблизительно сотни - дальнейшее обучение происходило лавинообразно, и уже через несколько недель бататы мыло все стадо. Но мало того, на всех соседних островах, а также в зоопарках все обезьяны вдруг одновременно начали мыть батат, несмотря на то что никакой физической связи между ними не было. Ученые предположили, что всех обезьян в этом регионе объединяет общее биополе, благодаря которому они бесконтактно передают друг другу информацию. Этот феномен получил название «эффект сотой обезьяны».

Подобно макакам

Но вот что особенно удивительно: растения подчиняются аналогичным закономерностям. Возьмем, к примеру, яблони. Каждый дачник знает, что эти фруктовые деревья, несмотря на самый тщательный уход, включающий полив, удобрения и борьбу с вредителями и болезнями, плодоносят не каждый год. Бывают так называемые яблочные годы, когда ветки буквально ломятся от плодов, а бывают и вовсе неурожайные. То же самое творится и у соседей, и даже в яблоневых садах, расположенных за сотни и тысячи километров. Выходит, и яблони обладают своего рода коллективным разумом? Иначе говоря, они «знаюр», когда всем вместе лучше плодоносить, а когда - нет.

То же самое творится и с другими растениями, например с грибами. Несколько лет назад, несмотря на теплое и влажное лето, грибов не было совсем - ни подберезовиков, ни груздей, ни опят, ни тем более белых. Те жалкие несколько шляпок, которые люди находили после многочасового блуждания в обычно урожайном на грибы лесу, не в счет. В чем же дело? Выходит, и грибы своим коллективным разумом «знают, когда им лучше размножаться, а когда не стоит?

Люди не лучше обезьян

Феномен сотой обезъяны

Поскольку обезьяны являются ближайшими родственниками людей, ученые предположили, что аналогичная закономерность, заключающаяся во внезапном спонтанном сдвиге массового сознания при достижении им некоей «критической массы», должна проявляться и в человеческом обществе. Несколько лет назад группа австралийских и английских исследователей провела в Австралии интересный эксперимент. Ими была подготовлена большая фотография-коллаж с несколькими сотнями различных человеческих лиц. В эксперименте приняли участие люди из различных социальных слоев. Всего было сделано около тысячи обследований. Каждому человеку в течение нескольких минут показывали это фото, а потом выясняли, сколько лиц ему удалось запомнить. Как правило, в памяти оставалось не более 6-10 человеческих лиц, однако некоторым удавалось запомнить больше. После этого ученые провели аналогичный эксперимент в Великобритании, где продемонстрировали ту же самую фотографию по местному кабельному телевидению. Оказалось, что англичане запоминают до 15 лиц.

Ну а через несколько минут исследователи снова повторили опыт в Австралии с иными испытуемыми. Неожиданно для всех жители Зеленого континента тоже начали запоминать больше лиц на фотографии. Это доказывало, что между людьми также существует информационное поле, действующее на всех и каждого, но зачастую не ощущаемое ими.

Вскоре было произведено еще одно исследование, которое касалось распространения взглядов, слухов или идей в человеческом сообществе. Группа ученых под руководством профессора Болеслава Шиманта Ренсселера (США) экспериментально установила, что как только количество людей с непоколебимыми убеждениями достигает 10% от общего количества членов того или иного сообщества, их убеждения моментально охватывают весь коллектив. Этот порог в 10% применим к столь популярным в наши дни социальным сетям, а также, например, к политическим кругам. Что характерно, выявленная закономерность не зависит от формы связи или технологии распространения информации, будь то личные контакты, телефон, пресса, радио или Интернет.

Феномен сотой обезьяны хорошо объясняет и такие явления, как мода и манипуляция общественным сознанием. Так, например, известно, что радикально новые веяния в одежде или обычаях поначалу вызывают протест и не воспринимаются большинством населения. Но когда такого рода тенденции достигают некоей критической величины, происходит обратное - непринятый поначалу людьми образчик моды или негативно оценивающаяся форма поведения начинают считаться положительными и даже желательными. То же самое можно сказать о происхождении и распространении различного рода убеждений и политических взглядов, где любые новации поначалу воспринимаются как ересь, но в последующем, не меняя своей сути, овладевают сознанием большинства граждан.

Так, к примеру, в Германии распространялась фашистская идеология среди простых бюргеров, далеких от каких-либо политических интересов, а в нашей стране укоренялись идеи сталинизма с оправданием массовых репрессий как «линии партии».

Но вернемся к нашим экспериментаторам. Ими было установлено, что для полного распространения каких-либо идей в том или ином сообществе вовсе нет необходимости, чтобы эти идеи стали достоянием большинства. Причем формы связей, их видимый или невидимый характер, а также природа идей или социальный состав сообщества, в котором распространяются эти идеи, не имеют никакого значения.

А что еще говорит наука?

Несмотря на то что ортодоксальная наука категорически отрицает само понятие биополя и не признает какого-либо взаимодействия вне физической связи, нечто подобное отмечается уже в классической физике. Здесь точно так же известно, что ни один процесс не пойдет, не достигнув критический величины температуры, давления или массы. Примером являются точка самовоспламенения бумаги, обыгранная в названии известного романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», точка замерзания воды или точка ее кипения, эффект кристаллизации, а также критическая масса радиоактивного вещества для возникновения ядерного взрыва. При этом происходит не только скачкообразное превращение количества в качество, но и моментальное распространение процесса по всему объему.

С позиций новой (и вместе с тем древней, забытой) науки эниологии (знания об энергоинформационном обмене человека со средой его обитания) все живое подчиняется не только видимым, но и незримым коллективным взаимодействиям. Особенность всех биополей в том, что они имеются не только при физическом контакте, но и при отсутствии такового. При этом расстояние и механические преграды не имеют никакого значения.

Последнее объясняется концепцией морфического резонанса, выдвинутой британским биохимиком и психологом Рупертом Шелдрейком. Согласно ей, любые живые или самоорганизующиеся системы управляются не физическим, а тонкоматериальным воздействием, которое влияет на их развитие через резонанс. При этом образуется коллективное биополе, обладающее памятью и силой воздействия. Отмечено также, что когда эти взаимные влияния слабые, отдельные биополевые воздействия не оказывают большого влияния на все сообщество. Но когда количество этой информации достигает критической величины - воздействие начинает носить буквально массовый характер. В своей книге «Память природы» Р. Шелдрейк пишет: «Если в какой-то местности животные осваивают некий новый прием, то в другом месте научиться ему животным намного легче. Точно так же когда люди осваивают что-то новое, другие люди в любом другом месте осваивают это с большей легкостью».

Аркадий ВЯТКИН








Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты