Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Бронированные лилипуты

О сверхтяжелых танках, чья масса порой превышала 100 тонн, частенько пишут самые разные издания. Но в истории гусеничной бронированной техники существовал и другой полюс - сверхлегкие танки, иначе - танкетки, весившие немногим больше легкового автомобиля и вооруженные единственным пулеметом. Об этих бронированных лилипутах мы сегодня и расскажем.

Английские начинания

Танкетка Carden-Loyd

Еще в годы Первой мировой войны о «роях бронированных застрельщиков» мечтали французский полковник Этьенн и английский майор Гиффорд Мартель. Уже после войны эту идею возродил и развил видный британский военный теоретик Джон Фредерик Чарльз Фуллер (1878-1966 годы). В повседневной жизни он слыл большим оригиналом - чего стоит одно лишь увлечение оккультизмом, а в сфере своей профессиональной деятельности выступал как сторонник механизации армии и методов ведения войны. Он считал, что современная армия должна иметь множество легких и дешевых в производстве бронированных машин, вооруженных пулеметом и рассчитанных на одного-двух человек.

Любопытно, что первый проект такой машины был разработан в нашей стране в 1919 году инженером Максимовым. Конструктор стремился создать простую и дешевую боевую машину. Он назвал ее «щитоноска». Для того чтобы высота машины была минимальной, Максимов решил расположить единственного члена ее экипажа... лежа. Увы, в столь неудобном положении водитель танкетки не мог одновременно управлять ею и стрелять из пулемета. Мало того, он даже не мог нормально наблюдать за полем боя.

Немногим позже со своим проектом сверхлегкого танка в британское военное ведомство обратился Гиффорд Мартель. Получив отказ, он в 1924 году приступил к созданию машины в собственном гараже. Усилия майора увенчались успехом: уже в следующем году он смог продемонстрировать своего рода гибрид танка и автомобиля высоким чинам. Машина им понравилась, и дальнейшую разработку идеи Мартеля осуществляли а втомобилестроительные фирмы «Моррис» и «Кроссли».

Почти одновременно с ним конструированием мини-танка занялись капитаны Лойд и Карден. Работы они вели в мастерской, принадлежавшей Кардену. Военное ведомство заинтересовалось их трудами и поручило заводу «Виккерс-Армстронг» предоставить энтузиастам свою техническую базу. Была построена целая серия танкеток - так стали называть эти сверхмалые танки. Часть машин Кардена и Лойда были гусеничными, а другие - колесно-гусеничными. Все роднило отсутствие крыши. В ходе испытаний выяснилось, что один человек не может одновременно выполнять функции водителя, наблюдателя и стрелка. В конце 1928 года была выпущена последняя модель - «Карден-Лойд» Мк. VI. Эту двухместную машину приняла на вооружение британская армия (325 штук), но ввиду слабости бронезащиты применяли ее ограниченно - преимущественно в качестве легкого артиллерийского тягача. На прицепе она могла перевозить и тяжелый пулемет с расчетом или четверых пехотинцев. Кроме того, эта танкетка послужила базой для опытных самоходных установок 47-миллиметровой пушки и 94-миллиметрового миномета. Свыше сотни «Карден-Лойд» Mk. VI было продано на экспорт в 16 стран. Боливия применила их во время войны с Парагваем в 1932-1935 годах, а Саудовская Аравия использовала в ходе многочисленных пограничных инцидентов с Йеменом.

В Стране Советов

В конце 1920-х годов советские конструкторы создали несколько экспериментальных образцов танкеток. Главное конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста разработало одноместную танкетку Т-17 «Лилипут». В 1929 году ее строительство поручили одному из ленинградских заводов. Специально для танкетки сконструировали двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 20 лошадиных сил, который устанавливался в кормовой части чудо-оружия, и резинометаллическую гусеничную цепь. Максимальная скорость сверхмалого танка составляла 17 километров в час. Несколько позже была разработана двухместная танкетка Т-23, имевшая двигатель от танка Т-18. Впрочем, обе танкетки в серийное производство так и не пошли.

В 1930 году Советский Союз в целях ознакомления приобрел за рубежом ряд образцов новейшей для того времени бронетанковой техники. В их числе была и британская танкетка «Карден-Лойд» Mk. VI. Прежде чем начать ее производство по лицензии, машину основательно доработали, чем занялся коллектив конструкторов во главе с Н.Н. Козыревым. Усовершенствованная модель под маркой Т-27 была принята на вооружение РККА приказом Реввоенсовета СССР от 13 февраля 1931 года. Машина получилась весьма небольшой: длина - 2,6 метра ширина - 1,83 м, высота 1,44 м. При этом у нее была броневая крыша, так что, для того чтобы танкисты могли вместиться в чрезвычайно тесное боевое отделение, их отбирали из числа наиболее низкорослых призывников. Двигатель мощностью 40 лошадиных сил располагался по центру корпуса. Он был способен разогнать машину массой 2,7 тонны до скорости 40 километров в час. В течение двух лет советская промышленность произвела 3295 таких танкеток, после чего производство свернули. Т-27 успели применить в боях с басмачами в Средней Азии, а также использовали на начальном этапе Великой Отечественной войны.

Подражания танкетке «Карден-Лойд»

«Карден-Лойд» Mk. VI вызвала волну подражательства чуть ли не по всему миру. Чуть ранее, чем СССР, лицензию на производство этой танкетки закупила Польша. Сразу же начались работы по ее модернизации: подвеску усилили дополнительной листовой рессорой, поставили более мощный двигатель и новую коробку передач. Подобно советской «сестрице», танкетка получила броневую крышу и под маркой ТК-3 в июле 1931 года была принята на вооружение. В 1931-1933 годах было произведено более 300 таких танкеток. Затем на основе опыта их эксплуатации поляки разработали новую модель - TKS с рациональной установкой броневых листов большей толщины. К концу 1930-х годов появилась модернизация TKS с 20-миллиметровой пушкой. Такая танкетка могла не только пугать пехоту, но и эффективно противостоять легким немецким танкам.

В 1930 году лицензию на производство танкетки «Карден-Лойд» Mk. VI купили и итальянцы. Ее строительство поручили известной фирме «Фиат-Ансальдо». Итальянские конструкторы подошли к усовершенствованию английской машины столь вдохновленно, что от прототипа в конечном счете почти ничего и не осталось. Итальянская танкетка CV-33 получилась заметно больше по размерам, получила новую ходовую часть, более широкие гусеницы и сравнительно толстую броню. Двигатель при этом перенесли в заднюю часть машины. В 1935 году на нее к тому же установили спаренный пулемет и присвоили наименование CV-3/35. На базе же CV-33 создали огнеметную машину с бронированным баком-прицепом для огнесмеси. Дальность огнеметания составляла 45-60 метров. Итальянские танкетки успешно применялись во время интервенции в Эфиопии в 1934-1935 годах. Эффективность их применения во время гражданской войны в Испании была существенно ниже. Воевали они и против англичан в Северной Африке в ходе Второй мировой. Здесь эффект от них иначе, как плачевным, назвать было нельзя.

Танкетками собственного производства обзавелись также французы и словаки. Словацкая LTvz. 33 представляла собой очередную глубокую модернизацию все той же «Карден-Лойд» Mk. VI, французы же создали оригинальную машину под названием «пехотный трактор Рено UE». Оригинальность ее, впрочем, была весьма условной, ибо в плане компоновки она повторяла все ту же знаменитую английскую машину. Основным назначением детища «Рено» считалось снабжение механизированной пехоты в бою, по коей причине оно «трактором» и именовалось. В период с 1932 по 1940 год французская промышленность произвела 4596 таких машин. Большая часть из них стали трофеями вермахта, где их широко использовали под маркой UE 630 (f). Немцы вооружали их пулеметом в рубке, а затем начали изобретать странные модернизации с противотанковой пушкой на крыше, расчет которой мог передвигаться за ней пешком по полю боя, или машину с реактивными снарядами на деревянных направляющих. Еще до начала боевых действий Румыния приобрела 178 французских танкеток, а затем еще 126 под названием «Мелакса» произвела по лицензии.

Танкетки получили довольно-таки широкое распространение. Основным их назначением были разведка и охрана, а также сопровождение кавалерии. Однако даже в этих случаях отсутствие вращающейся башни снижало их эффективность. В ходе Второй мировой войны эта разновидность бронетанковой техники отмерла за ненадобностью. Но все-таки эти машины дали толчок к развитию малых и плавающих танков, а также бронетранспортеров.

Павел БУКИН






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты