![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Конструктор «Каспийского монстра»В библиотеке Конгресса США, в портретной галерее выдающихся деятелей, внесших наибольший вклад в мировое развитие в XX веке, есть портрет советского кораблестроителя Ростислава Евгеньевича Алексеева. А вот у нас имя этого создателя судов на подводных крыльях и экранопланов не столь уж широко известно. Конструировал с детстваРостислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбков Черниговской губернии (ныне - Брянской области) в семье учительницы и агронома. У Евгения Кузьмича и Серафимы Павловны было два сына и две дочери. Воспитывали они их по системе, которую в наше время принято называть японской. Детям ничего не запрещали, не оказывали на них никакого давления. Так, однажды Ростислав с братом Толей «спроектировали» лодку-плоскодонку. На «испытаниях» она перевернулась, и братья оказались в воде. Евгений Кузьмич отвел мальчишек к знакомому рыбаку и попросил его, чтобы тот помог им сконструировать «правильную» лодку, а заодно научил ею управлять. Или другой пример. Маленький Ростик мечтал о лошади. И когда ему купили сапожки, он побежал на конюшню: обменять обувь на скакуна. Но родители просто несколько раз отправили ребенка с пастухами в ночное. Малыш вдоволь там насмотрелся на любимых животных и, как говорится, перегорел. Кроме того, у Евгения Кузьмича для детей была организована мастерская, и мальчишки пропадали там целыми днями. Ростику не было еще и шести лет, когда он сам смастерил игрушечный паровоз и машинку. В 1929 году Евгений Кузьмич был арестован по ложному доносу. После долгих хлопот Серафимы Павловны и друзей отца в 1933 году всей семье разрешили поселиться в Горьком. Там будущий конструктор окончил рабфак, одновременно подрабатывая художником и чертежником в различных государственных учреждениях. Спустя два года он поступил в Горьковский индустриальный институт на кораблестроительный факультет и одновременно учился в художественном училище. На кораблестроительном факультете способного студента приметили и на четвертом курсе перевели в Ленинградскую военно-морскую академию. Но оттуда его через год отчислили, «срезав» по высшей математике. Вообще-то предмет он знал блестяще, но в оставленной квартире Ростислава в Горьком новые хозяева нашли припрятанный старый револьвер. Они бдительно просигналили «куда следует», и Алексеева своеобразно наказали. Ему пришлось вернуться в Горький, где он буквально за пару недель до начала Великой Отечественной войны женился на Марине, бывшей однокурснице по художественному училищу. Суда на подводных крыльях1 октября 1941 года Алексеев защитил дипломную работу по теме «Глиссер на подводных крыльях», и ему было присвоено звание инженера-кораблестроителя. Алексеев был направлен на завод «Красное Сормово», где два года проработал контрольным мастером выпуска танков - завод производил столь необходимые фронту Т-34. Тогда же появились его первые рационализаторские предложения: устройство для воспламенения бутылок с зажигательной смесью и двигатель для скоростных торпедных катеров. Одновременно в 1942 году было сформировано Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях под руководством Алексеева. Управление кораблестроения ВМФ поверило в его идеи и выделило конструктору старый сарай и троих помощников. Уже осенью 1943 года в заводской гавани Алексеевым был спущен на воду катер на подводных крыльях А-4. Его катера не успели принять участия в боевых действиях, но созданные модели убеждали в возможности успешной реализации идеи. В 1948 году в Севастополе прошли испытания торпедного катера 123бис. Работы продолжались. В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии второй степени. Спустя еще три года работами его коллектива заинтересовалось Министерство речного флота, и вскоре Ростиславу Евгеньевичу выделили финансирование на постройку рассчитанного на 66 пассажиров первого пассажирского речного теплохода на подводных крыльях «Ракета». В 1957 году Алексеев представил корабль на суд мировой общественности, приведя его своим ходом в Москву в дни Международного фестиваля молодежи и студентов. Тогда же началось серийное производство способного разгоняться до 70 километров в час теплохода. Выпуск «Ракет» продолжался до середины 1970-х годов. Всего было построено около 400 таких судов, в том числе 32 на экспорт. Эксплуатируются они еще и в наше время. После успеха с «Ракетой» в мире начался бум скоростного судостроения. Особенно больших успехов достиг Советский Союз. Конструкторское бюро Алексеева сконструировало целую серию речных и морских пассажирских судов на подводных крыльях. К речным принадлежали, помимо «Ракеты», рассчитанная на 30 пассажиров «Чайка», а также «Беларусь» (40 пассажиров), «Метеор» (130 пассажиров), «Буревестник» (150 пассажиров) и «Спутник» (250 пассажиров). К морским - «Комета» (130 пассажиров) и «Вихрь» (250 пассажиров). Наибольшее распространение в этом ряду получили «Метеоры». Их серийное производство длилось с 1961 по 1991 год. Было выпущено свыше 400 таких судов. В 1961 году 10 сотрудников ЦКБ во главе с Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым получили Ленинскую премию за создание нового транспортного средства. Сам Алексеев находился тогда под покровительством Никиты Сергеевича Хрущева - после того как с ветерком прокатил генерального секретаря и правительство на «Метеоре». После этого Хрущев дал всем начинаниям конструктора зеленую улицу, и две тысячи человек под руководством Алексеева на протяжении 20 лет ежегодно проектировали, строили и испытывали до 15-20 моделей судов на подводных крыльях. Помимо высокоскоростных пассажирских теплоходов, среди этого изобилия встречались и боевые корабли. Но это уже, что называется, экзотика. А вот на «Ракете» и «Метеоре», наверное, хоть раз в жизни прокатился каждый россиянин. Экранопланы![]() Но Алексеева уже не устраивали те скорости, которых можно было достичь с помощью подводных крыльев. Какое-то время он занимался судами на воздушной подушке, но наибольшие перспективы сулили экранопланы. Вообще-то трудно сказать, что такое экраноплан - корабль или самолет. Он и выглядит-то как гибрид того и другого: водоизмещающий корпус, крылья, авиационные двигатели. Разгоняется экраноплан как корабль, но с набором скорости полностью выходит из воды и летит буквально в десятке метров над ней за счет так называемого экранного эффекта. В 1962 году в ЦКБ началась работа по созданию уникального, самого большого в мире летательного аппарата - экраноплана КМ («корабль-макет») для ВМФ. Он имел длину 92 метра, размах крыла 37,6 метра, взлетную массу 544 тонны и оставался самым большим в мире летательным аппаратом вплоть до появления тяжелого транспортного самолета Ан-225 «Мрия». Первый полет он совершил 18 октября 1966 года. Во время него и в дальнейшем КМ пилотировали летчики-испытатели. Происходило это на Каспийском море, куда экраноплан доставили из Горького по Волге. Крылья у КМ отстыковали, корпус прикрыли маскировочной сетью и по соображениям секретности буксировали по ночам. Когда американские спутники-шпионы обнаружили его на Каспии, то дали прозвище «каспийский монстр» и были крайне удивлены его способностью носиться над водой со скоростью до 500 километров в час. В Пентагоне и НАСА посчитали, что это техническая авантюра, и лишь немногие эксперты поняли, что Советы создали новый эффективный вид вооружения - экранопланы. Впрочем, американцы правильно осознали, что «каспийский монстр» способен оперативно перевозить до 800-900 морских пехотинцев, и со временем сами заболели идеей создания подобных летательных аппаратов, в чем успеха так и не добились. У нас же КМ испытывали аж до 1980 года, пока он не потерпел крушение. Чуть ли не неделю он оставался на плаву, пока не затонул. Спасать «монстра» никто и не думал. ВМС к тому времени сочли, что им нужен не столь массивный экраноплан, примерно на 200 десантников или три бронированных машины, и были готовы растиражировать до 100-120 таких летательных аппаратов. Созданный под эти требования «Орленок» вышел на испытания в 1975 году. Во время одного из испытательных полетов, при котором на борту ДА находилась комиссия во главе с министром судостроения, из-за неосторожности пилота в момент отрыва корпуса от воды оторвалась хвостовая часть экраноплана с оперением и укрепленным на нем двигателем. Алексеев взял управление на себя и сумел привести изуродованную машину на работающих носовых (поддувных) двигателях в бухту завода «Дагдизель». Никто из находившихся на борту не пострадал. Комиссия записала в качестве причин аварии применение в конструкции корпуса материалов, не рассчитанных для работы в условиях высоких нагрузок. А ведь на применении этих материалов ранее настоял НИИ технологии судостроения. Тем не менее, был построен новый «Орленок», который 3 ноября 1979 года принял на вооружение ВМФ СССР. Он стал первым в составе вновь образованного дивизиона кораблей-экранопланов. В 1981 и 1983 годах были построены и сданы ВМФ еще два «Орленка», а в 1984 году на испытания вышел ударный ракетный экраноплан «Лунь», вооруженный шестью противокорабельными ракетами «Москит». Но это происходило уже после смерти Ростислава Евгеньевича, которого не стало 9 февраля 1980 года. 14 января 1980 года, находясь на испытаниях модели новейшего пассажирского экраноплана, который требовали сдать к московской Олимпиаде, конструктор получил тяжелые травмы. Произошло это при спуске модели на воду. Две экстренные операции пользы в итоге не принесли. Павел БУКИН Предыдущая     Статьи     Следущая |
|