|
«Некрофон» Томаса ЭдисонаВесной нынешнего года в научном мире грянула сенсация. После публикации во Франции главы воспоминаний знаменитого Томаса Эдисона, ранее считавшейся утерянной, выяснилось, что ученый изобрел аппарат для общения с душами умерших. Это необычное изобретение сам гений науки окрестил «спиритофоном», иногда употребляя, впрочем, и другой термин - «некрофон». Собственно, это все, что поведали о сенсации почти все мировые издания. За строками оригинальных и переводных источников остались самые, пожалуй, интересные обстоятельства, связанные с открытием Эдисона. Почему? Лишь по той простой причине, что любая историческая лакуна заслуживает как минимум тщательной работы с архивами, а еще лучше - кропотливого расследования. К первым у многих акул пера нет доступа, а на второе - времени. Ныне сайт vseprokosmos.ru, восполняя пробелы в истории «некрофона», первыми в России поведают читателям самые интересные подробности, связанные с ним. Вопросы без ответовЕсли ознакомиться с первичной информацией о «некрофоне» Эдисона, появившейся в массмедиа весной 2015 года, то сейчас же возникает ряд вполне логичных вопросов. Почему якобы «потерянная» глава из мемуаров ученого обнаружилась не на его родине, в США, а в далекой Франции? Далее: из всех сообщений так и нельзя понять, был ли аппарат для общения с душами умерших всего лишь замыслом гения или он сумел произвести хотя бы один образец? И уж тем паче вы при всем желании не найдете ответов на следующие вопросы. Каким образом присуждение в 1930 году Эдисону звания почетного члена Академии наук СССР было связано, возможно, с его апокрифическим (до сего дня) изобретением? По каким причинам можно полагать, что на идею создания «некрофона» американского светоча науки навели труды двух знаменитых россиян? А теперь в поиске разгадок мы приглашаем вдумчивого читателя совершить с нами небольшое путешествие во времени. Посмертная цензураИтак, почему «потерянную» главу мемуаров Томаса Эдисона нашли именно во Франции? Ответ прост. В 1948 году, к 101-й годовщине рождения гения, американское издание Philosophical Library выпустило несколько страниц, не входивших прежде в творческое наследие ученого. Тираж юбилейной брошюры был предельно мал (чуть больше 200 экземпляров), однако ее содержание столь возмутило научные круги США, что американское правительство выкупило практически все еще не раскупленные экземпляры и пустило их «под нож». Возмущение как раз и было вызвано тем, что в брошюрке впервые упоминался пресловутый «некрофон». Выдающиеся мужи науки сочли, что сообщение о нем бросает тень на имя гения, позволяя заподозрить в нем шарлатана. Да и сам он, раз не включил в прижизненное издание своих трудов сведения о «некрофоне», видимо, понимал, что «слегка» увлекся. Словом, Эдисон уже посмертно подвергся цензуре. Только ныне один из чудом сохранившихся экземпляров той брошюры от Philosophical Library «всплыл» во Франции. Собственно, опубликована не «утерянная» глава творческого наследия изобретателя, а всего лишь репринт. Замысел, воплощенный в жизньСледующий вопрос - еще интереснее. Так создал ученый «машину для общения с душами покинувших сей мир» или нет? К сожалению, из исходного текста образца 1948 года получить ответ на указанный вопрос нельзя. В поисках разгадки отправляемся в архив. Берем в руки ветхое издание журнала The American Magazine за октябрь 1920 года. Читаем интервью с Томасом Эдисоном. «Да, я с некоторого времени работаю над тем, чтобы понять: возможно ли общение с душами умерших», - повествует ученый. Этот ответ как минимум убеждает нас в том, что ныне опубликованные сведения о «некрофоне» не являются бульварной сенсацией. Продолжаем наше расследование. В архиве получаем следующий журнал - Scientific American, датированный все тем же октябрем 1920-го. В данном случае Эдисон говорит конкретнее: да, им создан «экспериментальный образец аппарата, который позволяет родным общаться с душами дорогих им умерших людей». То есть «некрофон» был не просто задумкой Эдисона, а существовал в виде экспериментального образца. Эдисон сообщил в интервью журналу Scientific American: «Я не верю в то, что наша личность переносится после смерти в иные сферы существования. Я не утверждаю того, что не может быть ведомо ни одному человеческому существу. Но я утверждаю, что разработал такой аппарат, который - если в другом измерении или сфере есть сущности, желающие вступить с нами в контакт, - позволяет зафиксировать сигналы из иномирья намного четче, нежели это сегодня достигается посредством "колдовских досок", а также прочих грубых и ненаучных методов коммуникации с таковым». Ложка дегтя в бочке медаИтак, мы выяснили, что «потусторонний телефон существовал в качестве опытного образца. Что касается ложки дегтя в бочке меда, она такова: мы не можем ответить на вопрос о дальнейшей судьбе «некрофона», существовавшего, по-видимому, в одном-единственном экземпляре. Тем не менее, ученые знают, сколь важно в любом исследовании поставить правильно сформулированный вопрос. Это мы и делаем: призываем организации, хранящие творческое наследие Т.А. Эдисона, подключить к дальнейшему расследованию солидные детективные фирмы и явить почтенной публике «некрофон» во всем его блеске. Или как минимум отыскать его следы. Со своей стороны, напомним, что уже в середине 1960-х годов - в эпоху повального увлечения на Западе всем оккультным - в США впервые появились аппараты, (якобы) позволяющие записывать «послания с того света». Может быть, создатели сей техники позаимствовали наработки Эдисона? Не копировали ли они свои аппараты с исходного «некрофона», оказавшегося в их распоряжении? Разумеется, когда-нибудь и это станет известно. Не более чем версияЕсли бы мы гнались за дешевыми сенсациями, то стоило назвать бы эту главу нашего расследования примерно так: «Сталин выиграл борьбу за власть, вызвав с того света дух Ильича...» Столь броский «выкрик» в известном смысле имеет право на существование как минимум в виде версии. Сопоставим несколько фактов. Всем известно, что 1929 год занимает в истории нашей страны особое место - это время «великого перелома» (окончательного установления в СССР режима личной власти вождя). Сталину в тот год действительно были лыком в строку любые свидетельства того, что верховенство завещал ему Ильич, дескать, гениально предвидя новый поворот в истории страны. По случайному (или не случайному) совпадению, как раз в 1927-1929 годы Академия наук СССР, нашпигованная «учеными в штатском», предпринимает систематические подходы к Эдисону, а в 1930-м американец получает титул почетного члена АН СССР. Предоставил ли изобретатель свой «некрофон» в распоряжение Сталина, дабы тот пообщался с «вечно живым»? Несколько немецких изданий тех лет положительно отвечают на этот вопрос: якобы Сталин, желая «получить ярлык на княжение», вызывал (в присутствии Молотова, Орджоникидзе, Кагановича) посредством некоего «механического приспособления» дух Ильича. Русские корни американского «некрофона»Мы, как вдумчивые исследователи, не могли умолчать перед читателями обо всем вышесказанном. Но вряд ли ряда косвенных фактов и «свидетельств» желтой прессы достаточно для утверждений о том, что следы единственной действующей модели «некрофона» стоит искать в России. Посему предпочтем ознакомить читателей с другим, хорошо задокументированным «русским следом» в истории с «некрофоном». До сих пор в оборот заокеанской историографии не введены документы из наследия Эдисона, в соответствии с которыми гений был поклонником учения Николая Федорова (1829-1903), а также считавшего его своим учителем Константина Циолковского. Что следует из следующего факта: в архивах изобретателя многочисленные заметки о трудах Федорова и Циолковского непосредственно предшествуют наброскам о создании «некрофона»? Разумеется, ничего. Если не вспомнить то обстоятельство, что «Философия общего дела» Николая Федорова повествовала о возможности воскрешения всех мертвых, когда-либо живших на земле. Не столько философ и теолог, сколько ученый и естествоиспытатель - то есть коллега Эдисона - Федоров считал, что возможность связи с душами умерших, предшествующей их воскрешению, можно и должно осуществить научными средствами. Собственно, когда мы слышим, как Циолковский «набрасывал эскизы первых космических ракет», мы забываем о том, что этот гений и современник Эдисона попросту следовал призыву Федорова - процитируем - «создавать технические предпосылки для того, чтобы и другие планеты Солнечной системы стали, согласно Провидению, обителью воскресших людей». Подытожим. Пусть в распоряжении сегодняшнего научного мира пока нет собственноручных записей создателя «некрофона» о том, что он параллельно с Циолковским разрабатывал «технические предпосылки», предначертанные именно Федоровым, но само наличие в архивах Эдисона трудов двух замечательных русских ученых, осмысливавших потустороннюю жизнь, - знаковый факт. Можно констатировать, что научное наследие Эдисона до сих пор мало изучено и хранит в себе еще много тайн. «Рассекречивание» сведений о судьбе «некрофона» - только первый шаг на этом увлекательном пути. Екатерина СИДУНОВА, Михаил ДУДИКОВ СправкаТомас Алва Эдисон (1847-1931) - американский изобретатель и предприниматель. Эдисон получил 1093 патента в США и около трех тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, изобрел фонограф. В 1928 году награжден высшей наградой США, Золотой медалью Конгресса. В 1930 году стал иностранным почетным членом АН СССР. Предыдущая     Статьи     Следущая |
|