Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Небесные тихоходы

Катастрофа немецкого «Гинденбурга», случившаяся 6 мая 1937 года, по сути, поставила крест на коммерческом использовании дирижаблей. В дальнейшем они в основном применялись в военных целях, но не для перевозки пассажиров или грузов. Однако и до «Гинденбурга» дирижабли унесли множество человеческих жизней. Сегодня мы расскажем о самых страшных катастрофах этих воздухоплавательных аппаратов.

Немецкие цеппелины

Катастрофа немецкого «Гинденбурга»

Немецкий флот дирижаблей развивался самыми быстрыми темпами в мире. Творения графа Цеппелина (дирижабли с жёстким каркасом) считались наиболее совершенными представителями этого типа судов. Неудивительно, что они активно использовались в военных целях (от разведки до бомбардировки). Всего с 1899 по 1938 год было построено 119 цеппелинов, большей частью попавших в действующую армию. В общем, не стоит удивляться, что именно в Германии произошло наибольшее число катастроф дирижаблей, в том числе и с массовыми человеческими жертвами.

Морской цеппелин LZ-14 стал первым в этом трагическом списке. 9 сентября 1913 года он возвращался с манёвров и попал в шторм. Дирижабль разломился на две части в районе Гельголандской бухты Северного моря. В катастрофе погибли 20 человек, шестерым удалось спастись.

Катастрофа немецкого «Гинденбурга», случившаяся 6 мая 1937 года, по сути, поставила крест на коммерческом использовании дирижаблей. В дальнейшем они в основном применялись в военных целях, но не для перевозки пассажиров или грузов. Однако и до «Гинденбурга» дирижабли унесли множество человеческих жизней. Сегодня мы расскажем о самых страшных катастрофах этих воздухоплавательных аппаратов.

Огнеопасный водород, который использовался для накачки баллонов, нередко становился причиной катастроф. Всё в том же 1913 году под Берлином проводились испытания цеппелина LZ-18. На большой высоте один из членов экипажа закурил. Почти сразу же раздался мощный взрыв… Все 28 воздухоплавателей погибли.

В годы Первой мировой британские и французские лётчики сбили множество цеппелинов, но счёт погибших аэронавтов шёл на единицы. Следующая крупная катастрофа произошла лишь в 1923 году, когда цеппелин LZ-114 отправился на манёвры к берегам Северной Африки. Здесь его настиг шторм, о чем на базу сообщил радист. Это было последнее его сообщение… Лишь через 10 лет корпус погибшего цеппелина обнаружили на морском дне у берегов Сицилии. Все 50 членов экипажа погибли. А причиной катастрофы, вероятнее всего, стала молния, попавшая в баллон и вызвавшая взрыв водорода.

Ну и, конечно, нельзя не вспомнить упомянутую в начале катастрофу цеппелина «Гинденбург». Причины её до сих пор неизвестны, но, по версии гестапо, дирижабль, только-только прибывший из Германии в США, взорвали миной с часовым механизмом. В результате катастрофы погибли 35 из 97 человек, находившихся на борту, а также сотрудник наземной службы. А на коммерческом использовании дирижаблей был поставлен крест.

Правь, Британия, небесами!

Две крупнейшие катастрофы в Британии произошли с разницей в девять лет. 24 августа 1921 года в ходе своего четвёртого испытательного запуска погиб дирижабль R-38, который готовили к сверхдальним полётам. Роковую роль сыграла неопытность капитана воздушного судна. Сначала он умудрился заблудиться в темноте, после чего принял решение заночевать в небе над Северным морем. С утра же, достигнув британского побережья, принялся зачем-то резко маневрировать на максимальной скорости. В результате произошёл обрыв электропроводки, дирижабль загорелся и разломился на две части. Остатки судна упали в реку. 44 человека погибли, пятерым удалось выжить.

Один из крупнейших в мире дирижабль R-101 также был предназначен для сверхдальних полётов. 4 октября 1930 года он отправился из Англии в Индию. Увы, и здесь роковую роль сыграла неопытность капитана судна. Над северной частью Франции дирижабль попал в шторм. Капитан Кармайкл Ирвин не имел опыта управления в условиях урагана и выбрал неверный курс. В итоге R-101 «клюнул» носом, задел лесистый холм, потерял часть оболочки баллона. Произошёл взрыв, унёсший жизни 48 человек. Лишь шестерым удалось спастись. После этого в Англии прекратили использовать аппараты легче воздуха, переключив внимание на авиастроение.

Даже вполне надёжные дирижабли, совершавшие в том числе и трансатлантические рейсы, были законсервированы, а со временем и вовсе утилизированы.

Человеческий фактор

В феврале 1922 года произошла крупнейшая катастрофа в истории дирижаблестроения Италии. Построенный за три года до того аппарат Т-34 «Рим» испытывал новые двигатели; которые должны были увеличить его скорость на 15 километров в час и сделать самым быстрым в мире. Но командир воздушного судна никогда не имел дела с такими скоростями.

На высоте 150 метров он включил двигатели на максимальные обороты, после чего дирижабль начало болтать в воздухе. Исправить положение капитан уже не успел: «Рим» сначала задел высокую фабричную трубу, а затем и линию электропередачи, после чего водород в баллоне взорвался. Из 45 человек на борту выжили лишь 11. И здесь причиной катастрофы, как и в большинстве случаев, послужил человеческий фактор.

Американские трагедии

В США впервые стали использовать вместо горючего водорода безопасный, хотя и более дорогой гелий. Именно это помогло минимизировать масштабы катастрофы, случившейся с дирижаблем ZR-1 «Шенондо». Она произошла 3 сентября 1925 года. И вновь причиной её стал в первую очередь человеческий фактор. На высоте около двух километров капитан судна, попавшего в восходящий воздушный поток, принял несколько неправильных решений. В результате чего у «Шенандоа» просто-напросто отвалилась одна из гондол с частью экипажа. Затем дирижабль переломился пополам. Но главное — не произошло взрыва, и потому 29 людям удалось спастись: они просто летели, удерживаясь на верёвках, прикреплённых к баллону, превратившемуся в неуправляемый аэростат. Через некоторое время гелий полностью вышел из него, и аэронавты благополучно приземлились. А вот членам экипажа, находившимся в отвалившейся гондоле, не повезло: они разбились. Всего в катастрофе погибли 14 человек.

В США же произошла и самая страшная трагедия в истории дирижаблестроения. Это случилось 4 апреля 1933 года. Дирижабль ZRS-4 «Акрон» отправился с авиабазы Лейкхерстна манёвры в Атлантическом океане, имея на борту 76 человек. Однако вскоре с земли командиру судна поступила команда: «Впереди ураган. Измените курс на 15 градусов». Однако из-за свиста ветра командир вместо «15» услышал «50» (эти два числительных в английском языке очень схожи по звучанию). В итоге дирижабль оказался в самом эпицентре урагана. Не выдержав чудовищных перегрузок, он начал падать и с силой ударился о воду. На помощь тонущим аэронавтам направились 52 судна, однако спасти удалось лишь троих пострадавших. Остальные просто-напросто утонули. Причиной катастрофы признали ошибку командира судна и отсутствие на борту дирижабля спасательных средств.

СССР — не исключение

В СССР дирижабли никогда не использовались для коммерческих или пассажирских перевозок. Скорее, они должны были доказать крепость духа аэронавта, блеск советской инженерной мысли. К сожалению, погоня за рекордами дважды обернулась катастрофами, хотя и не с таким количеством жертв, как, например, в США или Британии.

Дирижаблю В-6 «Осовиахим», построенному по подобию итальянских аппаратов, принадлежит рекорд беспосадочного полёта (130 часов 27 минут). В феврале 1938 года экипаж попросил советское правительство о проведении тренировочного полёта Москва-Петрозаводск-Мурманск-Москва. В случае успеха аэронавты хотели принять участие в спасении членов экспедиции Папанина, дрейфовавших на льдине. К сожалению, в сложнейших метеорологических условиях «Осовиахим» обледенел, потерял высоту и потерпел крушение под Кандалакшей. Погибли 13 из 19 членов экипажа.

В августе того же 1938 года в Подмосковье разбился дирижабль В-10, который строился поспешно и с большими технологическими нарушениями — сверху наседало начальство. При подъёме на высоту из-за слишком сильной жары водород в баллоне нагрелся, расширился, а с выпускных клапанов, которые должны были стравливать газ, механики на земле забыли снять заглушки. В итоге баллон лопнул, и В-10 устремился к земле. Погибли все семеро членов экипажа.

Андрей ЛЕШУКОНСКИЙ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты