Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Ковёр - не сказка, а средство передвижения

Люди всегда мечтали летать подобно птицам, — вспомните хотя бы мифы о Дедале и Икаре или сказки о ковре-самолете. «Ковер принца Хусейна», как именовали магический артефакт в сказках «Тысяча и одна ночь», быстро прижился и в Европе, поскольку олицетворял собой производительную силу человека труда, творческое всемогущество людей (производство ковров в те времена было очень трудоемким и медленным). Жив этот предмет магического обихода в обществе и сейчас (о нем по-прежнему можно услышать в сказках), а в Объединенных Арабских Эмиратах дело дошло даже до того, что сказку про него... запретили!

Дело было так. Центр образовательных программ и материалов при Министерстве образования ОАЭ спустил в Образовательную зону Дубая циркуляр об изъятии из школ учебников арабского языка для вторых классов, потому что в них попали запрещенные сказки — про ковер-самолет, волшебные очки, дающие возможность увидеть события в далеких городах и весях, а также про волшебную палочку, которая помогла одному из братьев жениться на девушке из африканской деревни. Чем же эти сказки не угодили Минобразования, не уточняется...

Под крылом ковролета

В декабре 2007 года в прессе появилась сенсационная новость — первая модель ковра-самолета создана и успешно испытана! Автором столь неоднозначного изобретения стал физик Лакшминараянан Махадеван из Гарвардского университета в Кембридже (США, штат Массачусетс), а также его коллеги из Нью-Йорка и Вальбонны (Франция). До сих пор Махадеван был известен как ученый, разгадавший загадку, каким образом хищное растение росянка так быстро схлопывает свои створки, когда внутри оказывается муха, а также как обладатель Шнобелевской (Антинобелевской) премии за 2007 год за исследования процесса образования складок на простынях, скатертях, рубашках и жестяных банках.

Однако именно с этого все и началось — вначале физики под руководством Лакшминараянана выяснили, что тонкий вибрирующий лист не тонет в жидкости. Тогда ученому пришла в голову идея - а что, если попробовать заставить лист точно так же держаться в воздухе? Попробовали — получилось!

— Вибрирующий ковер должен располагаться достаточно близко к горизонтальной поверхности, например, к земле или воде, — делится деталями открытия Махадеван. — Тогда его колебания заставляют воздух двигаться таким образом, что между ковром и поверхностью возникает зона повышенного давления. Разница в давлениях — снизу и сверху — создает подъемную силу. Морские скаты совершают более сложные движения, когда скользят над морским дном, но идея та же.

Ну хорошо, с моделью разобрались. А как дело обстоит с полноразмерным ковром-самолетом?

— Заставить подобные листы летать, используя микроскопическую воздушную подушку, — вполне выполнимая задача, — отметил ученый. — Нужны только очень легкие материалы или очень мощные двигатели.

Таким образом, согласно расчетам, для того чтобы оставаться в воздухе, кусок ткани длиной около 10 см и толщиной 0,1 мм должен совершать 10 колебаний в секунду с амплитудой около 0,25 мм. Но тогда получается, что на добротном персидском ковре толщиной один сантиметр и больше полетать не получится — трясти будет почище, чем в питерских трамваях.

— Если хотите прокатиться без тряски, нужно сделать много маленьких ковриков, — соглашается профессор Махадеван. — Но в таком случае скорость будет невелика.

Что же касается управляемого полета, то здесь, по словам Лакшминараянана, проблем не предвидится. Маневрирование планируется осуществлять путем подъема того края ковра, в сторону которого летчик собирается двигаться.

— Если колебания идут от одного края, это заставляет лист незначительно изменять угол наклона и двигаться в направлении того края, который немного выше, — поясняет ученый. — А посредством колебаний давление среды затем перемещается к противоположному краю листа, в результате чего он и двигается.

Что самое интересное, на картинах В. Васнецова «Ковер-самолет» (1880-го и 1926 года) все изображено в полном соответствии с этим принципом: на произведении 1880 года Иван-царевич смело летит на ковре, один угол которого приподнят, а на полотне 1926 года он спокойно сидит на этом средстве передвижения, горизонтально зависшем в воздухе. А вот аэродинамика ковра-самолета старика Хоттабыча не выдерживает никакой критики, поскольку сам джинн не знает толком, как на нем летать: «Вообще же весь ковер покрылся противной скользкой ледяной коркой. Это отразилось на его летных качествах и в первую очередь на скорости полета. Кроме того, теперь при самом незначительном вираже этого сказочного средства передвижеия его пассажирам угрожала смертельная опасность свалиться в пропасть. А тут еще начались бесчисленные воздушные ямы. Ковер падал со страшной высоты, нелепо вихляя и кружась. Волька и Хоттабыч хватались тогда за кисти ковра, невыносимо страдая одновременно от бортовой и килевой качки, от головокружения, от холода и, наконец, — чего греха таить! — просто от страха».

Made in USA

Сделать ковер-самолет реальностью уже в ближайшем будущем могут помочь разработки команды ученых из Университета Святого Андрея (Шотландия) под руководством профессора Ульфа Леонардта и доктора Томаса Филбина. Недавно они поведали о «поразительных эффектах левитации», обнаруженных в ходе моделирования «эффекта Казимира» (эффект, заключающийся во взаимном притяжении проводящих незаряженных тел под действием квантовых флуктуаций в вакууме). Что же касается материала и двигателя для ковролета, то здесь могут пригодиться разработки других, гарвардских ученых, которые в сентябре 2007 года создали тонкие полимерные листы, покрытые клетками мышечной ткани крыс. Главное в этом изобретении то, что листы могут вибрировать с заданной частотой и амплитудой под воздействием электрического тока, что весьма пригодится ковру-самолету.

Впрочем, американские ученые еще в 200б году изобрели ковер-самолет, способный мчаться в космосе с гигантскими скоростями. Речь идет о детище Рудольфа Мейера из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе, которое представляет собой огромную гибкую солнечную батарею, управляемую небольшими ионными двигателями и способную нести исследовательскую аппаратуру. Все оборудование, а также двигатели будут питаться от энергии, полученной солнечной батареей.

Мейер указывает на то, что аналогичный принцип движения рассматривается как один из основных вариантов разгона пилотируемого комплекса экспедиции на Марс. Правда, там солнечные батареи площадью в несколько футбольных полей, по замыслу разработчиков, должны иметь жесткий каркас в виде гигантских ферм, закрепленных на корабле.

Мейер уверен в том, что его идея выполнима, если, например, для изготовления применять арсенид галлия на мембране из полиэстера. 3,125 тысячи квадратных метров 200-килограммового «ковра», собранного по такой технологии, могут постепенно разогнаться до скорости 185 км/с и достичь Плутона меньше чем через год после старта с околоземной орбиты. Ну а отправится ли первый в мире космический ковролет в путь — покажет время.

Евгений ВАСИЛЬЕВ






Предыдущая     Статьи     Следущая







Интересные сайты