Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Шпайер на одном дыхании

В немецком городе Шпайер, расположенном на Рейне, есть на что посмотреть. Ну еще бы, скажут одни, город-то древний, кельты на его месте уже в V веке до нашей эры селились! На что другие возразят: «Подумаешь, кельты! От старины там не много и осталось. Один собор да две церквушки!» В какой-то мере правы и те, и другие.

Дыхание в такт

Все достопримечательности Шпайера можно обойти за полдня. Но сфотографировать и спешить к следующей - так по любому старому городу за пару часов можно! Перед посещением исторической достопримечательности нужно обязательно запастись терпением. Приближаться к ней не торопясь, словно к пугливому зверю. Внимательно всматриваться в очертания уже издалека. Будто оценивая, в каком расположении духа она пребывает. А подойдя вплотную, остановиться и попытаться уловить ее дыхание. И даже, если получится, некоторое время подышать с ней в такт. Зачем? А чтобы добиться ее расположения. Ибо только в этом случае достопримечательность поведает вам свою историю...

Шикарная улица

Альтпертль - «Старые ворота» - единственные уцелевшие средневековые ворота города. Они были построены в 1176 году. Из-за венчающей их башни считаются самыми высокими в Германии - 55 метров. Сразу за ними начинается Максимилианштрассе - центральная улица, ведущая к Шпайерскому собору. Словно умытая и принаряженная специально для гостей города, она радует глаз фасадами отреставрированных зданий, украшенными фигурными вывесками под старину. Тут и обрамленные литьем фонари, и симпатичные барельефы, и мифические существа.

Гуляя по ней, можно заглядывать в узкие, отданные на откуп бутикам и торговым центрам переулки. Нередко именно боковые улочки становятся последним пристанищем прошлого, нехотя уступающего свои позиции настоящему. Словно покряхтывая и вздыхая, прошлое покидает освещенные электричеством проспекты, чтобы укрыться в полумраке задних двориков и доживать под сенью заросших плющом забытых развалин.

Центральную улицу Шпайера немцы редко называют Максимилианштрассе - все больше Главной улицей. А раньше эта шестисотметровая оживленная артерия носила гордое имя Via Triumphalis, или Шикарная улица.

Граница между двумя мирами

Паломник на пути к Сантьяго-де-Компостела

На пути к Шпайерскому собору - бронзовая скульптура паломника. У ног этого великана табличка: «Паломник на пути к Сантьяго-де-Компостела». Скромный наряд, широкополая шляпа, длинный посох и дорожная сумка - обязательные атрибуты паломника прежних времен. На его шляпе закреплена раковина морского гребешка. Те, кто шел к святым местам, нередко нашивали их на головной убор или одежду, чтобы легко узнавать единоверцев.

Главная достопримечательность соборной площади находится у входа в церковь. Это так называемый Домнапф, или Соборная чаша, емкостью в 1580 литров. Самое раннее упоминание о ней встречается в 1490 году. С чашей связана занятная традиция. При выборах нового епископа ее до краев наполняли вином, чтобы каждый житель города мог выпить за здравие святого отца.

А еще в старину через площадь проходила незримая граница между двумя мирами - суетным и духовным. И своеобразным пограничным столбом была именно Соборная чаша. За ней была уже территория церкви и действовали церковные законы. Говорят, что если преступник, за которым гнались блюстители закона, переступал эту черту, сразу же попадал под защиту храма, и городские власти ничего не могли с ним поделать.

Долгое время на площади находился позорный столб, к которому на посмешище толпе привязывали неверных мужей и особо сварливых домохозяек.

Высота башен у главного входа в собор составляет 71 метр. Это чертовски высоко! И судя по разбросанным на ступенях церкви перьям, ангелы нередко цепляются за них своими крыльями... Впрочем, это обычная шутка экскурсоводов.

Без небесной защиты

Под сводами Шпайерского собора происходило множество событий, повлиявших на ход истории.

В самый разгар так называемой войны за Пфальцское наследство (война между Францией и Аугсбургской лигой в 1688 - 1697 годах) Шпайер со страхом ожидал появления на улицах французских солдат. Дабы уберечь свое добро от чужаков, жители города перетащили его в собор. Нехитрый скарб громоздился в божьем храме многометровыми кучами. Однако надежды на Божью защиту не оправдались. 31 мая 1689 года французы ворвались в церковь и разграбили кайзеровские захоронения и церковную утварь. А имущество горожан, громоздящееся посреди церковного нефа, они попросту подожгли. Огонь бушевал много часов. Из-за высокой температуры потолок в западной части храма лопнул и обрушился.

Входя в собор, туристы в немом восхищении замирают у статуи Божьей Матери. Кажется, коснись ее, и она, испугавшись, шагнет с пьедестала. Существует легенда, что давным-давно эта статуя могла оживать и даже... разговаривать.

При Наполеоне храм использовался сначала как продовольственный склад, а потом и вовсе как хлев. А после знаменитой Битвы народов в 1813 году под его сводами располагался один из крупнейших лазаретов в истории войн. Раненые поступали сюда сотнями. Места катастрофически не хватало, и кое-кому приходилось лежать прямо на ступенях, ведущих в склеп первого короля священной Римской империи из рода Габсбургов Рудольфа I (1218-1291). Вот где требовалось самообладание! Тот, кто поборол смерть на этих ступеньках, по-настоящему хотел жить...

Сегодня в склеп не попасть. Решетка, закрывающая вход в него, на замке. Жаль. Специалисты утверждают, что скульптурное изображение на его надгробии - самый ранний натуралистический портрет человека Средневековья.

Тени великих королей

Гуляя по саду костела, рано или поздно оказываешься у скульптурной композиции с необычным названием «Паромщик, перевези!». Она повествует об одном загадочном событии, якобы имевшем место в первые десятилетия XIX века. Шел 1813 год. Время было неспокойное. В Европе шла освободительная война против Наполеона. Холодной октябрьской ночью к скучавшему без дела паромщику обратились неизвестные с просьбой перевезти их через Рейн, поближе к Шпайерскому собору. Незнакомцы кутались в длинные черные плащи, похожие на монашеские рясы, а свои лица скрывали под капюшонами. На другом берегу они заплатили за работу и быстро исчезли под сенью костела. При этом паромщику удалось рассмотреть у них под одеждами дорогие доспехи и оружие, а под капюшонами - короны. Когда рассвело, паромщик увидел, чем с ним расплатились. У него на ладони лежала горсть золотых монет с портретами королей прошлых веков... Эта сцена запечатлена на шпайерской инфляционной купюре 1923 года.

Лишь спустя несколько дней, когда по немецким землям пролетела радостная весть о победе союзных армий в Битве народов под Лейпцигом, до паромщика дошло, кем были его полуночные пассажиры. По легенде, все они - почившие монархи немецкой земли, покинувшие свои тесные склепы, чтобы молиться о победе потомков, поддержать их в тяжелую годину.

Вообще же невидимая грань между жизнью и смертью в окрестностях Шпайерского собора чувствуется как-то особенно остро. Хорошо известно предание о том, как немецкий король Рудольф I, предчувствуя свою скорую кончину, прибыл в Шпайер, чтобы умереть в стенах собора. При этом, если верить летописцу, в городе самопроизвольно звонили колокола, предупреждая жителей о приближающемся несчастье. Люди, напуганные шумом со звонниц, оставляли свои дела, выходили на улицу и становились свидетелями жуткого события - предсмертной скачки короля Рудольфа. А тот чуть не преставился в пути. Взмыленного коня монахи смогли остановить лишь у ступеней храма. Королю помогли подняться к соборным воротам, где его уже поджидал епископ. И как только добросовестный священнослужитель произнес напутственное слово, Рудольф Габсбург испустил дух. С тех самых пор он вместе со своими предшественниками покоится в склепе под Шпайерским собором. И если верить легендам, изредка приходит на помощь своим потомкам...

Рольф МАЙЗИНГЕР








Предыдущая     Точка на карте    







Интересные сайты