Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Народ полуночной земли

На самой северной окраине Русской земли издревле жил маленький незаметный народец. Свои жилища он строил на берегу холодного северного моря, потому и назывался этот народ поморами. Он почти не упоминается ни в одной старинной летописи. Не воюет ни с кем, сидит себе на месте, промышляет охотой да рыболовством. Всего и сказано, что «...князю новгородскому и ближним его печорской землей не володети».

Мы мирные люди...

А почему, собственно? Видно, целым войском туда сунуться боялись. Слишком уж холодные земли простирались там.

Тем не менее потомки героя былин новгородского цикла Садко отлично знали о богатстве северного края. Туда отправлялись на охоту и рыбалку, возвращаясь с богатой добычей, на которую местные жители не покушались. Так и привыкли дружить с поморами, уважительно относиться к их верованиям, обычаям, жизненному укладу. А некоторые даже оставались жить среди поморов - подальше от княжьего ока и вечных поборов.

По законам Севера

Поморы в море

Увы, не всякий, кому пришлась по душе жизнь в поморском селении, мог там остаться. Уж слишком суров климат! Морозные зимы, во время которых слабые просто умирали от холода, страшные ветры, штормовое море и долгая полярная ночь, нагоняющая на непривычного человека тоску.

Зато Поморье - это край несметных природных богатств. В лесах полно и грибов, и ягод, и дичи, а в море, реках и озерах - рыбы. За короткое лето успевал сноровистый помор и себе на зиму солидный запас продовольствия сделать, и наторговать сполна.

И еще. Это был очень красивый и на редкость здоровый народ. Слабые, чахлые и недужные тут попросту не выживали. Мужчины-богатыри, дородные женщины, крепкие ловкие ребятишки, сызмальства умевшие и в лесу дорогу найти, и с лодкой управиться, и добыть зверя или рыбу.

Искусству строителя мальчики тоже обучались с младых ногтей. Ведь северное жилье надо ставить на совесть. Схалтуришь - зиму не переживешь.

Так Север обтесывал людей под себя, словно сама поморская земля выводила особую породу выносливых, крепких духом и плотью людей.

Да-да, и духом тоже! В небольшом сообществе, которое представляли собой поморы, нравственные законы соблюдались строжайше. И не страх наказания держал людей в узде, а пресловутое чувство локтя. Тут выжить можно только сообща, любая междоусобица разорит и погубит целый народ.

Законы неписаные соблюдались строго. Хуже нет прослыть вором или обманщиком. Все ведь на виду. Судили и решали любой проступок на общем собрании.

Это было нечто вроде Новгородского веча. И решение собрания выполнялось неукоснительно. Выбирали старшину, чтобы организовывал общие дела, охрану привезенных продуктов, договаривался о торговле на стороне.

Вместе и наособицу

Дома поморы строили с таким расчетом, чтобы не только было большое подворье, но и снижался риск пожара - подальше друг от друга. Загорится, не дай бог, один дом - на соседний огонь не перекинется. А пожары, увы, случались частенько, ведь все холодное время приходилось поддерживать огонь в печах.

С местным населением - самоедами, лопарями - поморы никогда не конфликтовали. Нет даже намека на давние обиды в их песнях и сказаниях. Но жили все-таки сами по себе, не по-родственному, а по-соседски. Даже семьи общие не создавали. Словно боялись поморы раствориться в соседнем народе, переняв чужие обычаи, утратить самобытность и, главное, самостоятельность.

Тем не менее опыт перенимали. Например, как и самоеды, поморы занялись оленеводством. И не прогадали! Олень оказался бесценным животным. И ездить на нем можно, и мясо оленье - деликатес, а из шкур шили поморы, как и самоеды, одежду, делали ремни, упряжь, обувь.

У лопарей поморы научились охотиться на акул и китов. Вытапливали ворвань, сами ее использовали, продавали скандинавам.

Рыба-кормилица

Как бы ни были богаты поморские леса, главным для людей Севера оставалось море. Вернее, рыба, которую ловили без счета - и не только в море, но и в реках, и озерах, которых в Поморье множество. Ее обрабатывали, солили, запасали на зиму и отправлялись торговать ею в глубь материка и скандинавские страны.

Рыба для помора - главная кормилица, потому и учили детвору ловить и разделывать рыбу с раннего возраста. Возле берега ловили сельдь, семгу, треску, в озерах - щуку, сига, хариуса. Рыбный рай был, да и только!

В мае озера вскрывались ото льда, и поморы переселялись в тони. Так они называли небольшие домики возле моря. Жили там до первых заморозков целыми семьями, запасаясь рыбой на целый год.

Морские приключения

А вот морская рыбалка - это для поморов было настоящее приключение, серьезное. Туда детей с собой не брали. Опасно!

В море выходили небольшой флотилией: тяжелый баркас, окруженный шестивесельными суденышками - шняками. На каждом шняке - команда из четырех человек. Главный - кормщик, затем - тегляц, обязанный вытягивать снасть из воды, гребец и наживодчик (этот насаживал приманку для рыбы на крючки).

Основной снастью был ярус - длинный канат, к которому привязывали веревки с крючками. Набрав рыбы до бортов шняка, кормщик сгружал улов на баркас и снова отправлялся на ловлю. Этот труд мало похож на мирное сидение с удочкой. Сначала нужно было добыть мелкую рыбу для наживки, затем найти рыбное место, то и дело приходилось перетаскивать тяжелый ярус. Даже в тихую погоду - изматывающее занятие, а в шторм - смертельно опасное.

Чем-то поморы были удивительно похожи на запорожских сечевиков: удаль, азартность, пренебрежение опасностью, готовность ради спасения друга броситься в ледяную воду. И, конечно, ненависть ко всему государственному. Ведь государство, чиновники так и норовили отнять добытое непосильным трудом в адово опасных условиях!

Сам себе хозяин

Как ни странно, поморы, постоянно работавшие в командах (ватагах), никогда не соглашались на совместное владение шняками или баркасами. Кому удача улыбнулась, кто сумел продать улов выгодно, тот делал себе судно и нанимал соседей победнее. Повезти могло любому: порой и бедняку удавалось купить шхуну и стать хозяином, скупать у рыбаков улов и продавать его на рынках в далеких странах.

Путешествие в царство смерти

В то время возник традиционный ритуал похода «на тороса»: в океан на зверобойный промысел. Хозяин набирал команду, готовил шхуну, провиант на все время похода и давал команде аванс. Команда поступала следующим образом: строем отправлялась в кабак, где и просаживала весь аванс до последней полушки. Исполнив этот ритуал, протрезвевшие охотники утром поднимались на борт шхуны и плыли в Данию, где в первом же порту продавали весь провиант и шли в кабак...

Затем поморы плыли на торосы, к островам, где селились в охотничьем домике и охотились на тюленей, моржей, нерп. Домой требовалось везти не мясо, а только шкуры и клыки, так что еды у охотников было вдоволь.

Звери в тех краях водились непуганые, а потому их забивали баграми, осторожно подходя к лежбищам. Иногда стреляли, но доставать раненого зверя из воды даже опытные охотники не рисковали.

По ночам старались не спать: по поморским поверьям, именно ночью на спящего могла наброситься цинга. Страшная болезнь, от которой в те времена не знали спасения. Чтобы не уснуть, охотники всю ночь сидели у огня и вязали замысловатые узлы, чтобы тут же их распутать и вновь завязать. Или пришивали заплаты, а затем аккуратно отпарывали, и опять - шов за швом, лишь бы не сомкнуть глаз.

Если же кто-то все же заболевал, лечили варварским методом. Двое брали длинный крепкий шест и привязывали к его середине руки больного. Затем поднимали шест над головой так, чтобы недужный едва касался ногами земли, и тащили вокруг зимовья. Увы, помогало это средство крайне редко. Если кто и выживал, то не благодаря шесту, а вопреки. Поэтому возвращение домой было праздником. Встречали охотников как вернувшихся из царства смерти.

И верь, и бойся, и проси

Слишком многое в жизни поморов зависело от удачи. А потому были они чрезвычайно религиозны. Считали себя христианами, православными, но языческие традиции и богов чтили свято.

В молитвах чаще обращались не к Иисусу или Богоматери, а к святому Николаю - ведь именно он считается и покровителем путешественников, и чудотворцем. А вообще, поморы видели в нем скорее морского бога, чем православного святого. Чтили также божеств местного населения.

Священник проезжал по побережью раза два в год, крестил младенцев, заочно отпевал умерших, венчал уже женатых, иногда служил обедню. Собственно, этим окормление и ограничивалось.

Не хлебное место

А вот с хлебом у поморов была истинная беда - не рос он на Севере. Приходилось доставлять из Новгорода, покупать втридорога. Но это бы еще не печаль, хуже, что материковые власти всегда старались поприжать свободных поморов, угрожая лишить их хлеба...

И все же выжили поморы, сохранили свои песни, сказания, память о предках - свободных гражданах Господина Великого Новгорода. И свободолюбивый дух. Вероятно, потому поморы и сыграли громадную роль в освоении Россией новых земель. Именно они первыми достигли архипелага Шпицберген и в 1601 году основали первый заполярный русский город в Сибири - Мангазею.

Ольга ЭСТЕР








Предыдущая     Точка на карте    







Интересные сайты