Космос - «мир, вселенная и мироздание» (др. греческий), первоначальное значение - «порядок, гармония, красота».
Впервые термин Космос для обозначения Вселенной был применён Пифагором...












Переправа, переправа...

Изображение разведенного моста стало символом Санкт-Петербурга еще тогда, когда город имел другое название. Оно олицетворяло Ленинград как город мостов, да не простых, а разводных. И это действительно так - по части переправ Ленинград (Санкт-Петербург) бил и бьет многие европейские и даже мировые рекорды.

Продолжение площади

Синий мост

Один из самых удивительных мостов, пожалуй, даже в мире мог быть построен еще при Екатерине II, в 1776 году. Тогда гениальный конструктор-самоучка Иван Кулибин спроектировал деревянный арочный однопролетный мост длиной 298 метров, чему аналогов не было не только в те времена, но даже и сегодня мало найдется. Чтобы доказать, что его сооружение выдержит все нагрузки, Кулибин изготовил модель в масштабе 1:10, нагрузил его камнем и встал под пролет. Правда, несмотря на то что модель выдержала все испытания, мост так и не построили.

Сегодня в черте Петербурга насчитывается 93 реки, рукава, протоки и канала общей длиной около 300 километров, а также примерно 100 природных и искусственных водоемов (озер и прудов), через которые перекинуто около 800 мостов, в том числе 218 пешеходных. И это не считая мостов на территориях промышленных предприятий!

Впрочем, большое количество таких сооружений приходится на пригороды: Кронштадт - 5, Пушкин - 54, Петергоф - 51, Павловск - 16, Ломоносов - 7 мостов. В самом же Петербурге насчитывается 342 моста.

Самым широким в городе является Синий мост на реке Мойке, его ширина составляет 97,3 метра. Интересно, что с самого начала постройки в 1737 году этот деревянный мост, выкрашенный синей краской, уже был разводным. В середине XVIII века его перестроили - он стал трехпролетным на каменных опорах с деревянным пролетным строением, но цвет остался тем же - синим, правда, более ярким, нежели сегодня.

В 1818 году мост стал чугунным и «похудел» почти вдвое, правда, потом был расширен. Наконец, в 1842 году он был перестроен еще раз, а в XX веке - капитально отремонтирован. Любопытно, что из-за своей рекордной ширины мост визуально воспринимается как часть Исаакиевской площади и ранее именовался «мост-площадь».

Когда посетите Синий мост, обратите внимание на оригинальные фонари конца XIX века, копирующие светильники на мосту Александра III в Париже, а также, на спуске моста - гранитный столб-футшток, украшенный трезубцем Нептуна. На него нанесены отметки по уровню воды самых крупных наводнений: 1824, 1903, 1924, 1955 и 1967 годов.

Рекорд длины

Самым длинным разводным мостом в Петербурге является мост Александра Невского - в длину вместе с пандусами он составляет 905,7 метра. Мост был возведен в 1960-1965 годах, но из-за технологических ошибок достаточно быстро пришел в негодность - в 1982 году в воду обрушился 700-тонный противовес левого крыла моста, после чего его закрыли на ремонт, а через Неву была налажена паромная переправа. Движение по мосту вскоре было возобновлено, однако окончательно сооружение подновили лишь к 2003 году.

Любопытно, что в конструкции моста используются ванты - стальные тросы диаметром 70 миллиметров, стягивающие отдельные части сооружения. Их натяжение регулируется в зависимости от температуры окружающего воздуха: в холодную погоду натяжение ослабляется, при высокой температуре ванты натягиваются, как струны.

Если же говорить о самом длинном неразводном мосте Петербурга, то это - Большой Обуховский, или, как его чаще называют сами петербуржцы, Вантовый. Полная длина мостового перехода у него составляет 2824 метра, что делает сооружение одним из самых длинных мостов России. Он был открыт в 2004 году, причем впервые в истории при выборе названия для моста проводилось голосование среди жителей города и области. В итоге среди таких названий, как мост Ольги Берггольц, Ижорский, Невский, Ленинградский и другие, больше всех голосов набрал вариант «Большой Обуховский» - по названию близлежащего исторического района Обухово. Слово «большой» появилось в названии потому, что Обуховский мост в Санкт-Петербурге уже существует.

Пара интересных фактов: в 2006 году на только что построенном левобережном пилоне второй очереди моста была установлена новогодняя елка, которая таким необычным образом стала самой высокой елкой города. А тремя годами ранее на строительной площадке был открыт «Музей вантового моста» - единственный в Санкт-Петербурге музей одного строительного объекта. Сегодня он находится на территории Санкт-Петербургского филиала ОАО «Мостоотряд №19» в Красном Селе.

Мост-призрак

Есть в Петербурге и городская легенда... о мосте-призраке. По слухам, он появляется в ненастные ночи, и те, кто ступил на него, в мир живых уже не возвращаются.

Вот как описывает одну из таких историй, случившуюся в Петербурге с графом Стр*** более 100 лет назад, Наталья Мор: «...На улицы лег легкий туман. Очнувшиеся глаза графа заметили едва различимые очертания большой конструкции, напоминавшей огромных размеров мост. Подойдя чуть ближе, мученик убедился в этом. Уцелевшая часть разума принялась нашептывать о несуществовании этакого сооружения в Петербурге, но бедный граф не стал прислушиваться к этому факту. Осторожно ступив на ледяную, железную ступеньку, он стал подниматься вверх. Взобравшись, Стр*** сел. Его голова ныла от усталости и пережитого, ноги отнимались от долгой ходьбы, а руки и нос давно перестали откликаться на команды хозяина. Ветер убаюкивал промерзшего насквозь графа; он медленно погружался в бесконечный сон. Ему слышались голоса, голоса детей, его детей. Последним, что увидел в этой жизни мсье Стр***, было черное небо, холодный мост и его любимая жена...» Согласно легенде, этот мост порой появляется в городе (говорят, что это призрачный двойник Литейного моста) и до сих пор возникает в ночи перед горюющими путниками, безжалостно унося их в бездну.

Живые и мертвые

Вообще же в истории Петербурга мостов насчитывается больше, чем есть сегодня. Так, постепенно прекратили свое существование Сальнобуянский мост через старое русло Пряжки в створе Лоцманской улицы, Мануйлов мост через Смоленку в створе 6-7-й линий Васильевского острова, Офицерский мост через Шкиперский проток в створе Гаванской улицы, горбатый мост через Шкиперский проток в створе улицы Шевченко, более 20 мостов через старое русло Таракановки и Литовского канала, Исаакиевский наплавной мост, Коломяжский мост через Черную речку, Александровский, Егерский и Введенский мосты через Введенский канал, Егоровский мост в створе улицы Егорова, Измайловский трамвайный мост в створе Никольского переулка, 1-й Ждановский мост через Ждановку, Виндавский мост через Межевой канал в створе Виндавской улицы и безымянный железнодорожный мост через Обводный канал. Также разобраны, но, возможно, будут восстановлены мост «Красный судостроитель» через Охту и Сельдяной мост через остатки Сельдяного канала. Вместе с тем планируется и постройка новых мостов: через Неву в створе улицы Коллонтай, мосты в створе 22-23-й линий Васильевского острова и в районе острова Серный.

Так что о том, что Петербург потеряет статус города мостов, можно не беспокоиться.

Юрий ДАНИЛОВ








Предыдущая     Точка на карте    







Интересные сайты